Файл: Установите параметры страницы Верхнее 0,5см Нижнее 0,5см Правое.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1)
установите параметры страницы: Верхнее – 0,5см; Нижнее – 0,5см; Правое –
0,5см; Левое – 1,5см.
2)
Установите расстановку переносов.
3)
Установить отступ первой строки равной – 1,5 см.
4)
Набрать текст по образцу.
5) Сохраните в личной папке
6) Покажите результат преподавателю
Вариант №1
Задание №1
В лесу
Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья по- немногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стрях- нувший с себя остатки мрака, вставал во всем своем величии.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.
Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе проносились самолеты-истребители. Слышался час- тый короткий треск, как скрип дергача на болоте. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
(По Б. Полевому.)
Задание №2
Русский язык,
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч,
В нем дыханье Октя6рьских бурь
И весеннего неба лазурь,
Думы новых богатырей
И разливы новых морей.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
(А. Яшин.)
Вариант№2
Задание №1
Ушастая сова
Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую, сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается.
Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.
В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не присматривается. Услышав хоть какой- нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взле- тает с добычей.
Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные ба- бочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься! (По Л.
Семаго.)
Задание №2
Город на заре
Комсомольск-на-Амуре. Он был одним из первых городов, рожденных Советским государством.
Затяжной и холодной весной 1932 года на таежный берег Амура сошли молодые люди, говорившие на разных языках народов страны, посланцы многих ее республик.
Первый жилой район назвали Копай-город. Отсюда началось наступление на тайгу, у которой предстояло отвоевать жизненное пространство.
Люди рубили лес, корчевали пни, осушали болота, возводили склады, помещения для больниц, магазинов. Нужно было поспеть до зимы, чтобы твердо обосноваться здесь до наступления холодов и метелей.
Большая стройка требовала новых сил. Пришла вторая зима с лютыми холодами и буранами, трудно было дышать на ветру, но работы продолжались. Пополнение строите- лей из Хабаровска не на чем было перебросить. Тогда юноши и девушки в нестерпимую декабрьскую стужу отправились из краевого центра пешком по ледяным торосам Амура.
Полмесяца продолжался этот героический марш.
Многие ровесники города уже ходят в дедушках и бабушках, а Комсомольск-на-
Амуре стал крупным промышленным центром, символом трудового героизма, интернационального братства в первые пятилетки. (По А. Константинову.)
Вариант№3
Задание №1
В тот зимний день Шаляпин пел
На сцене, у рояля,
И повелительно гремел
Победный голос в зале
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодежи,
Певцу раек рукоплескал,
Потом — партер и ложу.
(С. Я. Маршак.)
Задание №2
Честь и слава
Молод солдат Тетерин. Служит он в охранной роте при важном военном объекте.
Когда стали бомбить Москву, охранная рота получила новое задание — вести борьбу с
пожарами от зажигательных бомб.
В одну из сентябрьских ночей пришлось Тетерину нести дежурство на крыше большого здания.
Ночь. На улицах ни огонька. Тишина. Холодно. Хочется спать. И вдруг что-то со- всем рядом свистнуло. Раздался треск. Пробило крышу. Бросился Тетерин к пролому в крыше, спрыгнул на чердак. На чердаке фашистская бомба. Все ярче и ярче, рассыпая в стороны огненные брызги, разгоралась она...
Замер Тетерин, глянул по сторонам. Нужны песок, лопата. Да не оказалось песка рядом. Нет и лопаты. Начал солдат топтать бомбу сапогами. Да разве затопчешь. При- крыл ее каской. Мала солдатская каска. Не укроешь ею бомбу. Вновь на секунду парали- зовало солдата. И вдруг навалился грудью, упал на бомбу, телом прижал солдатским.
Потушил Тетерин фашистскую бомбу. Спас военный объект от пожара.
Когда увозили солдата в госпиталь, услышал Тетерин слова командира: «Не буду много, товарищи, говорить. Наш Тетерин — герой!»
Да, не служба солдата красит. Службу красит собой солдат. Смелому всюду по-
чет. Смелому честь и слава.
Тысячи зажигательных бомб обезвредили защитники Москвы. В ту суровую осень сберегли Москву от пожаров. (По С. Алексееву.)
Вариант№4
Задание №1
Море
Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то черными пятнами, то непонятными разводами...
Ожидание длилось час, не больше. В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море уже бесновалось. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело. Небо над морем стало не серым и не черным, а каким-то неестественно бурым. Молнии разрезали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом. Море
поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома. Море теперь было сильнее грома. (По С. Баруздину.)
Задание № 2
Мой верный друг! Мой враг коварны!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!..
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кпатких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй
Иль обрати безумца в прах!..
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — мститель мой, ты — мой спаситель...
(В. Я. Брюсов.)
Задание №3
В мире мудрых мыслей
1. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2. Ложь стоит на одной ноге, правда — на двух. 3. Мудрец обвиняет себя, невежда — других. 4. Змея один раз меняет кожу, а предатель — каждый день. 5. Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека
— народ. 6. Знание создает науку, а невежество — веру. (Пословицы.) 7. Есть две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые
— вторую. (М. Г.) 8. Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма. (Черн.)
Вариант№5
Задание №1
Степной хорек
Степной хорек — очень активный хищник. Он питается сусликами и хомяками и истребляет их в огромном количестве. Убитых сусликов складывает в укромных местах, но к складам этим редко возвращается. Хорек очень помогает человеку в борьбе с гры- зунами и другими вредителями сельского хозяйства.
Охотничья активность зверька натолкнула человека на мысль приручить его, посе- лить в доме для борьбы с мышами или крысами. Молодой хорек легко приручается, ста- новится ласковым, как кошка. В своем охотничьем азарте он не знает ни покоя, ни уста- лости и в короткий срок полностью уничтожает всех грызунов. Он очень веселый, под- вижный, хорошо слышит и видит, исключительно чистоплотен, не дает себя гладить всем подряд и четко различает «своих» и «чужих». (По П. Саулину.)
Задание №2
Сокровищница народной мудрости
Величайшее богатство народа — его язык!
Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человече- ской мысли и опыта. И ни в одной из фор языкового творчества народа с такой силой не отливается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий, образный русский язык особенно богат пословицами... Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому...
Различны эпохи, породившие пословицы, необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страда- ния людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, трудолюбие и лень... (По М.
Шолохову.)
Задание №3
Скворец
Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточка, ни на деревьях, как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле. Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок. Внезапно он останавливается, поворачивается в одну сторону, в другую, склоняет голову то налево, то направо. Быстро клюнет и побежит дальше. Черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. И столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного, что смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься. (По А. Куприну.)
Вариант№6
Задание №1
Русские
реки
Друзья, поглядите на карту Советской страны. Сколько на ней извилистых длин- ных рек, больших озер! Через просторные степи, через зеленую тайгу, через холодную безлесную тундру проложили свой путь реки. Бесчисленное множество малых рек, ре- чушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.
В древности плыли груженные товарами корабли по серебряному Днепру, по ши- рокой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами торговали русские люди в глубокой старине. На бе- регах рек возникли Киев и Новгород, Псков и Москва.
Реки имели большое значение не только в хозяйстве, но и в обороне. А как укра- шается природа озерами и реками, радующими своей красотой человека! Кто не любо- вался красавицей Волгой, бурным Доном, вольным Днепром! Кого из путешественников не изумляли своим величием Обь, Енисей, Лена! (По И. Соколову-Микитову.)
Задание №2
Счастье с честью
Много я слышал разных споров о счастье. Счастье — это богатство, деньги. Бога- тым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купишь. Если человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему немного не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.
Мы за счастье с честью!
Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей, и кого они уважают и любят. Ведь счастье — это не только иметь, брать, получать. Разве ты не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу или подруге, как-то помочь им? Счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ним радостью (По Л.Кассилю).
Задание №3
К портрету Жуковского
Его стихов пленительная сладость
Пройдет вечере завистливая даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая, задумается радость.
(А. С. Пушкин.)
Вариант№7
Задание №1
Семеро смелых
Комсомольцы Бабушкин, Афанасьев, Хохлов, Волосатое, Халин, Бобков под командованием лейтенанта Боброва добровольно изъявили желание форсировать реку
Неман.
Противник, заранее укрепившись на западном берегу реки, открыл по смельчакам ураганный пулеметный и минометный огонь. Казалось, не хватит ни сил, ни воли пре- одолеть сплошную завесу огня. Над головами павших воинов бушевал смерч огня и ме- талла.
Преодолевая этот страшный рубеж, разведчики то погружались в воду, то под- нимались на поверхности реки в новом месте. Вот и берег. Лейтенант Бобров собрал добровольцев, и стремительным броском они обрушились на фашистов. Несколько ми- нут ожесточенной борьбы, и маленький плацдарм на противоположном берегу был за- воеван.
В этой яростной схватке три комсомольца были ранены. Фашисты бросились в контратаку, затем во вторую, в третью. Полтора часа длился неравный кровопролитный бой. Плацдарм был удержан. (Из книги «Огненные годы».)
Задание №2
Европа — Азия
На лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна — в Европе, другая
— в Азии. Люди на поляне замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга че- рез реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь гра- ницу. Сзади — тысячи километров, впереди — подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен
Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях: одни — в
Печору и Каму, другие — в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже за- метно меняется. Татищев же первым дал им название: «Уральские горы». Ученый назвал их местным именем: по-татарски «Урал» — значит «каменный пояс».
Так и определилась граница. Теперь едущий или идущий пешком в разных местах заметит пограничные метки — столбы. В одном месте это литое сооружение, похожее на церквушку, в другом— пирамида, кованная из железа. (По Б. Пескову.)
Вариант№8
Задание №1
Наступление грозы
Когда мы начали спускаться с гор, вдали глухо гукнул первый удар грома. Все кругом как-то разом стихло и замерло. Солнце быстро клонилось к западу, погружаясь в целое море кровавого золота; по траве от Легкого ветерка точно пробегала судорожная дрожь, заставлявшая кусты жимолости и малины долго шептаться. Далеко внизу тени быстро росли и сгущались в вечернюю мглу. Разбросанные по сторонам камни, топор- щившиеся в траве кусты и кустики, точно выросшие внезапно силуэты отдельных елей и пихт слились в одну великолепную гармоническую картину, которой нельзя было не за- любоваться.
Туча выползла с левой стороны горы Талой и пустила впереди себя мутную косук полосу дождя. А на западе блестело последним спетом закатывавшееся солнце, обливая розовым огнем верхушки леса и скалистые гребни гор.
Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой. Брести по такому лесу даже привычному охотнику как-то жутко. Человек начинает бояться собственной тени и со страхом пробирается через валежник, чащу и папоротники. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)
Задание №2
В театре
Вот и театр. Его здание — образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодежь, дети.
Рядом со мной идет офицер-пограничник с сыном-подростком. «Товарищи, нет лишнего
билетика?» — спрашивает девушка в синем платочке. Но помочь ей мы ничем не можем.
И в партере, и в ложе, и на галерке — везде полно народу. Сначала многие разго- варивают с соседом справа или слева, а потом умолкают. Ожидание длится недолго.
Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене. А там живут незнакомые тебе люди: борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других — возненавидеть. Твое понимание жизни становится и глубже и полнее. Спектакль ярким лучом освещает про- житые годы и наполняет душу упругой силой.
Побывать в хорошем театре — огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр. (И. Кулибаба.)
Вариант№9
Задание №1
Анна Павлова
Величайшая балерина начала XX века Анна Павлова известна всему миру.
При жизни имя ее стало легендарным, и многие годы олицетворяло все балетное искусство. Обладая необыкновенным даром перевоплощения, Анна Павлова с одинако- вым совершенством исполняла как лирические, так и характерные роли.
Родилась Павлова в 1881 году в простой бедной семье. В 1891 году поступила в
Петербургское театральное училище и по окончании учения в