Файл: Установите параметры страницы Верхнее 0,5см Нижнее 0,5см Правое.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1899 году была зачислена в
Мариинский театр. Огромный талант молодой танцовщицы очень скоро был замечен.
Творчество Павловой связано с именем выдающегося хореографа Михаила Фокина.
Это он создал «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса специально для нее. Со- дружество двух прославленных художников обогатило русскую хореографию шедеврами, которые прошли испытание временем. Созданные ею образы надолго стали эталоном для следующего поколения танцовщиц.
Задание №2
Эффект вибрации
Если в резервуар, наполненный сыпучим материалом, подать воздух или какой- нибудь другой газ через сетку на дне, то материал начинает «бурлить», подобно кипящей жидкости. Это явление так и называется «кипящим слоем». Оно давно уже находит при- менение в промышленности. В «кипящем слое» проводят многие технологические про- цессы: сушат зерно, сахар, кварцевый песок, уголь, обжигают руды и цемент, проводят различные химические реакции. Однако «кипящий слой» имеет некоторые недостатки: в частности, условия хорошего перемешивания нередко не соответствуют тому, что дикту- ется химией процесса.
Устранить эти недостатки можно с помощью низкочастотных вибраций. Вибрации
могут создать «кипящий слой» в сыпучих материалах совсем без подачи газа (тогда его называют «виброкипящим»).
Московские ученые — кандидат технических наук В. Членов и доктор технических наук профессор Н. Михайлов — объяснили это явление. Благодаря их работам теперь можно определить правильное сочетание вибрации с подачей газа и создавать оптималь- ные условия для проведения физико-химических процессов.
«Виброкипящий слой» может работать и как своеобразный «насос», так как через сетчатое дно аппарата, в котором идет процесс, газ засасывается сыпучим материалом и вытесняется наверх.
Открытие уже нашло применение в промышленности...(И. Поводворский.)
Вариант№10
Задание №1
"Полмосковные
вечеря
»
«Подмосковные вечера». Хорошая песня! Уже на третий день она стала гимном фестиваля молодежи. Ее пели в автобусах, в столовой, на стадионе. Особенно задушевно звучала она вечерами, когда уставшие делегаты садились на лужайке перед гостиницей.
Очень хорошо помню ласковые летние вечера. Вспоминается темная листва молодых деревьев, яркие одежды, ласковое закатное небо, незнакомая речь. Звучат африканские, канадские, французские, чешские, финские песни. Наша песня «Подмосковные вечера»
звучала чаще других. Задушевная, чистая мелодия была понятна и белым и черным. Пели под гармошку, под гитару, под нежные звуки скрипок. Пели хором и в одиночку, со словами и без слов.
Как-то вернувшись в гостиницу, я присел под березкой. Рядом, обнявшись, поют мексиканец, кореец, африканец. Я присоединился к ним, и через две-три минуты наши голоса зазвучали, может, не очень стройным, но сердечным хором: «Если б знали вы, как
мне дороги подмосковные вечера...» (По В. Пескову.)
Задание №2
Флотоводец и ученый
Степан Осипович Макаров родился в семье моряка, и, море стало его судьбой. «В море — значит дома»,— говаривал он.
Вся жизнь Макарова прошла в плаваниях, боях и научном поиске. Степан Осипо-
вич был не только флотоводцем, но и пытливым ученым. Дважды Академия наук прису- ждала ему премии за капитальные труды по гидрологии моря. По его инициативе был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который Макаров сам водил в арк- тические научные экспедиции.
Много ценного внес Макаров в военную науку. Занимаясь вопросом о непотоп- ляемости судов, он придумал новую систему водоотливных труб на кораблях и новый пластырь для заделки пробоин. Макаровский пластырь применялся на всех судах русского флота.
Когда началась война с Турцией, Макаров впервые в истории ввел в бой минные катера. Их стремительные атаки парализовали действия турецкого флота на Черном море.
От этих макаровских катеров ведут свою родословную миноносцы.
Макаров изобрел приспособление, увеличивающее бронебойную силу снаряда; оно было взято на вооружение всеми флотами мира. Написал книгу о морской тактике — она стала учебником для военных моряков Европы и Америки.
В трудные дни русско-японской войны Макаров был назначен командующим Ти- хоокеанским флотом. За месяц он сумел навести боевой .порядок на кораблях и поднять настроение у моряков. Моряки его любили, ему верили, на него надеялись. Когда он погиб, матросы говорили: «Другого Макарова не пришлешь».
Вариант№11
Задание №1
Архитектор Растрелли
Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами
России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви
(Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), город- ские особняки.
Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и ры- царей завершают вертикали колонн.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составляет рисунки и декори- ровку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое об- рамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки. Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры. (По И. Киартано)
Задание №2
Летчики Чукотки
Шел 1937 год. Авиационное освоение Чукотки требовало сил, энергии и верности.
Начальник авиационной базы и единственный пилот Михаил Каминский организовал первый на Чукотке аэроклуб. Молодых людей Каминский собирал по первобытным ярангам Уэлена, Анадыря, Певека. Дети охотников и оленеводов учились сразу всему: русскому языку, арифметике, основам летного дела, умению носить городские костюмы и галстуки.
Вскоре чукотский народ получил своих первых профессиональных летчиков. Лета- ли молодые и упорные, неутомимые и сильные летчики без запасных аэродромов и запа- сов горючего, пробивались сквозь снегопады и преодолевали сильные ветры над равни- нами, садились на случайные, невероятные площадки и взлетали снова, встречая солнце и не видя его по нескольку дней.
Креп и мужал и Каминский. Безаэродромные пространства и холод, дикость и опасность края, потери друзей и аварии, борьба за жизнь в мертвых ледяных просторах — все испытал и преодолел он.
Трудная, насыщенная жизнь пилота, постоянное общение с деятельными и цель- ными людьми впоследствии нашли отражение в его книгах, посвященных Чукотке: «В небе Чукотки», «Своими руками». (По Г. Бочарову.)
Вариант№12
Задание №1
Премьера «Трехсестер»
Московский художественно-общедоступный театр, основанный КС. Станислав-
ским и В.И. Немировичем-Данченко, после триумфального успеха «Чайки» и «Дяди
Вани» оказался неразрывно связанным с творчеством Чехова. «Наша судьба с тех пор находилась в руках Антона Павловича,— писал Станиславский. — Будет пьеса, будет и сезон, не будет пьесы — театр потеряет свой аромат».
В 1900 г. специально для Художественного театра А.П. Чехов написал пьесу «Три сестры». Она более предыдущих чеховских пьес отражала нарастающие предреволюци- онные настроения интеллигенции в стране. Не только три сестры: Ольга, Маша и Ирина
Прозоровы, но и большинство действующих лиц охвачены страстным стремлением вы- рваться из окружающей их серой российской обыденщины.
Работал над спектаклем в основном Станиславский. Здесь наиболее ярко выявился его подход к пьесе как к единому целому, где в основном должно быть показано «естест- венное течение жизни». Используя такой метод, режиссер все элементы постановки подчинил раскрытию борьбы человека с властью пошлости. Моральная победа в пьесе остается на стороне трех сестер. И поэтому Станиславский все время подчеркивал жиз-
неутверждающее начало. Он ввел целые сцены смеха, неожиданного веселья, шутливой потасовки сестер с братом в первом действии. По мнению Станиславского, нельзя было упустить «самое главное: заключительную бодрящую мысль автора».
В первом спектакле «Трех сестер» в 1901 г. играли такие актеры, как О.Л. Книп
пер,
М.Ф. Андреева, В.В. Лужский, М.П. Лилина, КС. Станиславский, В.Э. Мейерхольд,
А.Р. Артем и И.М. Москвин. (С. Миклина.)
Задание №2
Руки героя
Мороз был такой, что руки чувствовали его даже в теплых рукавицах. А лес вокруг как будто наступал на узкую ухабистую дорогу, по обе стороны которой шли канавы, за- валенные глубоким предательским снегом.
Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошел к цистерне. Он влез на борт и при бледном свете зимнего полдня увидел, как по атласной от мороза стенке стекает непрерывная струйка. Цистерна лопнула по шву.
Большаков открыл ящик и вытащил инструменты: зубило, молоток. Потом достал похожий на камень кусок мыла и влез на борт. Бензин лился ему на руки и жег ледяным огнем. Большаков в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом. Бензин перестал течь. Вздохнув, он пошел на свое место, проехал километров десять, остановил машину, осмотрел цистерну. Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. Надо было все начинать снова.
Большаков уже не считал, сколько раз он слезал. Казалось, что все это: дремучий лес, бесконечные сугробы, обожженные бензином руки с содранной до крови кожей — снится ему. Но шофер все выдержал. Груз в Ленинград был доставлен. (По Н. Тихонову.)
Вариант№13
Задание №1
Комиссар из сорок второй палаты
С неделю обитатели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды озабоченная медсестра сообщила, что придется потесниться. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили около окна.
В этот момент и внесли пятого.
Он был, должно быть, очень тяжел, так как носилки скрипели, глубоко прогибаясь в такт шагам санитаров. Казалось, новичок был без сознания. Желтое лицо его казалось восковым.
С появлением в сорок второй нового больного (все стали называть его между собой
Комиссаром) весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот немощный человек со всеми перезнакомился и, как выразился о нем Степан Иванович, сумел при этом к каж- дому подобрать свой особый ключик. Со Степаном Ивановичем он потолковал об охоте.
Мересьеву доказывал, что авиация — это, конечно, славная штука, но что и конь себя не изжил.
Грузное тело Комиссара было, вероятно, тяжело контужено, и это причиняло ему острую боль. Несомненно, он сильно страдал. Стоило ему заснуть, как он сразу же начинал стонать, метаться.
Алексей целыми днями приглядывался к Комиссару, пытался понять секрет его неиссякаемой бодрости. (По Б. Полевому.)
Задание №2
Соловей
На фронте под Одессой работал отряд разведчиков-моряков. По ночам они проби- рались в тыл врага, проползая на животе между минными полями, переходя по грудь в воде осеннего лимана, забираясь на шлюпке далеко за линию фронта. Они снимали часо- вых, забрасывали гранатами хаты со штабами, корректировали огонь наших батарей.
Среди них был электрик с миноносца «Фрунзе», которого за усики и любовь к ка- валерийским штанам прозвали Гусаром. Галифе, армейские гимнастерки и пилотки — все это было вызвано необходимостью: не очень-то ловко ползать по болотам в широких морских штанах и флотских ботинках.
Гусар был одарен необыкновенной способностью к звукоподражанию. Из его пол- ных губ вылетали самые неожиданные звуки: свист снаряда, визг пилы, щелканье соловья, отдаленный гул самолета.
Вечерами, когда разведчики отдыхали, Гусар устраивал в хате концерт. Моряки лежали на охапках сена, и он, закинув руки за голову, свистел соловьем. Моряки слушали молча и думали о разном: о родных местах, жизни после войны. А орудия за стенами не переставая извергали металл и крошили тех, кто ворвался в нашу мирную жизнь. (По Л.
Соболеву.)
Вариант№14
Задание №1
Труден и славен ваш подвиг
Дорогие мои, родные воины!
...Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас Мужество, доб-
лесть, верность знамени революции и войсковому братству — всем этим славитесь вы,
верные защитники нашего отечества. Хочется пожелать вам сердечно новых успехов н;
трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на
страже нашего дома. Горячо, от всего сердце поздравляю вас, доблестные защитники
нашей матери-родины со славным юбилеем Советских Вооруженных Сил.
Любите родину, свой народ, крепите войсковое товариществе и вы всегда будете
непобедимы.
В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет
родина, я — как старый солдат — буду с вам до последнего дыхания. Обнимаю, родные
мои. (И письма М. Шолохова.)
Задание №2
Мария Николаевна Ермолова
Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) — величайшая русская трагическая актриса. Первый громадный успех ее — в роли Эмилии Галотти в одноименной драме немецкого драматурга Лессинга. В это время Ермоловой 17 лет. Больше всего привлекала современников к Ермоловой ее страстная любовь к справедливости, свободе, которая звучала почти в каждой ее роли. В пьесе Лопе де Вега «Овечий источник» Ермолова иг- рала Лауренсию, участницу народного восстания. Эта роль принесла актрисе огромную популярность среди молодежи и либеральной интеллигенции старшего поколения. В са- мую глухую пору реакции Ермолова выступила в роли Жанны Д'Арк (в трагедии Шил- лера), и в этом образе, созданном актрисой, зрители увидели символ борьбы с общест- венным злом и угнетением. Среди других ролей, сыгранных М. Н. Ермоловой, была и
Катерина в драме А. Н. Островского «Гроза».
Игра Ермоловой действовала неотразимо не только на зрителей, но и на артистов, которые участвовали в спектаклях вместе с нею. Знаменитый актер Малого театра А. А..
Остужев рассказывал: «Я играл с ней Незнамова в пьесе Островского «Без вины винова- тые»... Мне трудно было произносить текст моей роли: я плакал настоящими слезами».
Это было счастливым совпадением, что Серову пришлось писать портрет Ермоло- вой в 1905 году, когда чувства, возбуждаемые игрой актрисы, находили особенно сильный отклик у зрителей. Огромно было значение гениальной актрисы в духовной жизни России.
Пословам К. С. Станиславского, «Мария Николаевна Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения — это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности».
Как известно, портрет был написан по заказу Московского литературно- художественного кружка.
Мариинский театр. Огромный талант молодой танцовщицы очень скоро был замечен.
Творчество Павловой связано с именем выдающегося хореографа Михаила Фокина.
Это он создал «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса специально для нее. Со- дружество двух прославленных художников обогатило русскую хореографию шедеврами, которые прошли испытание временем. Созданные ею образы надолго стали эталоном для следующего поколения танцовщиц.
Задание №2
Эффект вибрации
Если в резервуар, наполненный сыпучим материалом, подать воздух или какой- нибудь другой газ через сетку на дне, то материал начинает «бурлить», подобно кипящей жидкости. Это явление так и называется «кипящим слоем». Оно давно уже находит при- менение в промышленности. В «кипящем слое» проводят многие технологические про- цессы: сушат зерно, сахар, кварцевый песок, уголь, обжигают руды и цемент, проводят различные химические реакции. Однако «кипящий слой» имеет некоторые недостатки: в частности, условия хорошего перемешивания нередко не соответствуют тому, что дикту- ется химией процесса.
Устранить эти недостатки можно с помощью низкочастотных вибраций. Вибрации
могут создать «кипящий слой» в сыпучих материалах совсем без подачи газа (тогда его называют «виброкипящим»).
Московские ученые — кандидат технических наук В. Членов и доктор технических наук профессор Н. Михайлов — объяснили это явление. Благодаря их работам теперь можно определить правильное сочетание вибрации с подачей газа и создавать оптималь- ные условия для проведения физико-химических процессов.
«Виброкипящий слой» может работать и как своеобразный «насос», так как через сетчатое дно аппарата, в котором идет процесс, газ засасывается сыпучим материалом и вытесняется наверх.
Открытие уже нашло применение в промышленности...(И. Поводворский.)
Вариант№10
Задание №1
"Полмосковные
вечеря
»
«Подмосковные вечера». Хорошая песня! Уже на третий день она стала гимном фестиваля молодежи. Ее пели в автобусах, в столовой, на стадионе. Особенно задушевно звучала она вечерами, когда уставшие делегаты садились на лужайке перед гостиницей.
Очень хорошо помню ласковые летние вечера. Вспоминается темная листва молодых деревьев, яркие одежды, ласковое закатное небо, незнакомая речь. Звучат африканские, канадские, французские, чешские, финские песни. Наша песня «Подмосковные вечера»
звучала чаще других. Задушевная, чистая мелодия была понятна и белым и черным. Пели под гармошку, под гитару, под нежные звуки скрипок. Пели хором и в одиночку, со словами и без слов.
Как-то вернувшись в гостиницу, я присел под березкой. Рядом, обнявшись, поют мексиканец, кореец, африканец. Я присоединился к ним, и через две-три минуты наши голоса зазвучали, может, не очень стройным, но сердечным хором: «Если б знали вы, как
мне дороги подмосковные вечера...» (По В. Пескову.)
Задание №2
Флотоводец и ученый
Степан Осипович Макаров родился в семье моряка, и, море стало его судьбой. «В море — значит дома»,— говаривал он.
Вся жизнь Макарова прошла в плаваниях, боях и научном поиске. Степан Осипо-
вич был не только флотоводцем, но и пытливым ученым. Дважды Академия наук прису- ждала ему премии за капитальные труды по гидрологии моря. По его инициативе был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который Макаров сам водил в арк- тические научные экспедиции.
Много ценного внес Макаров в военную науку. Занимаясь вопросом о непотоп- ляемости судов, он придумал новую систему водоотливных труб на кораблях и новый пластырь для заделки пробоин. Макаровский пластырь применялся на всех судах русского флота.
Когда началась война с Турцией, Макаров впервые в истории ввел в бой минные катера. Их стремительные атаки парализовали действия турецкого флота на Черном море.
От этих макаровских катеров ведут свою родословную миноносцы.
Макаров изобрел приспособление, увеличивающее бронебойную силу снаряда; оно было взято на вооружение всеми флотами мира. Написал книгу о морской тактике — она стала учебником для военных моряков Европы и Америки.
В трудные дни русско-японской войны Макаров был назначен командующим Ти- хоокеанским флотом. За месяц он сумел навести боевой .порядок на кораблях и поднять настроение у моряков. Моряки его любили, ему верили, на него надеялись. Когда он погиб, матросы говорили: «Другого Макарова не пришлешь».
Вариант№11
Задание №1
Архитектор Растрелли
Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами
России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви
(Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), город- ские особняки.
Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и ры- царей завершают вертикали колонн.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составляет рисунки и декори- ровку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое об- рамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки. Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры. (По И. Киартано)
Задание №2
Летчики Чукотки
Шел 1937 год. Авиационное освоение Чукотки требовало сил, энергии и верности.
Начальник авиационной базы и единственный пилот Михаил Каминский организовал первый на Чукотке аэроклуб. Молодых людей Каминский собирал по первобытным ярангам Уэлена, Анадыря, Певека. Дети охотников и оленеводов учились сразу всему: русскому языку, арифметике, основам летного дела, умению носить городские костюмы и галстуки.
Вскоре чукотский народ получил своих первых профессиональных летчиков. Лета- ли молодые и упорные, неутомимые и сильные летчики без запасных аэродромов и запа- сов горючего, пробивались сквозь снегопады и преодолевали сильные ветры над равни- нами, садились на случайные, невероятные площадки и взлетали снова, встречая солнце и не видя его по нескольку дней.
Креп и мужал и Каминский. Безаэродромные пространства и холод, дикость и опасность края, потери друзей и аварии, борьба за жизнь в мертвых ледяных просторах — все испытал и преодолел он.
Трудная, насыщенная жизнь пилота, постоянное общение с деятельными и цель- ными людьми впоследствии нашли отражение в его книгах, посвященных Чукотке: «В небе Чукотки», «Своими руками». (По Г. Бочарову.)
Вариант№12
Задание №1
Премьера «Трехсестер»
Московский художественно-общедоступный театр, основанный КС. Станислав-
ским и В.И. Немировичем-Данченко, после триумфального успеха «Чайки» и «Дяди
Вани» оказался неразрывно связанным с творчеством Чехова. «Наша судьба с тех пор находилась в руках Антона Павловича,— писал Станиславский. — Будет пьеса, будет и сезон, не будет пьесы — театр потеряет свой аромат».
В 1900 г. специально для Художественного театра А.П. Чехов написал пьесу «Три сестры». Она более предыдущих чеховских пьес отражала нарастающие предреволюци- онные настроения интеллигенции в стране. Не только три сестры: Ольга, Маша и Ирина
Прозоровы, но и большинство действующих лиц охвачены страстным стремлением вы- рваться из окружающей их серой российской обыденщины.
Работал над спектаклем в основном Станиславский. Здесь наиболее ярко выявился его подход к пьесе как к единому целому, где в основном должно быть показано «естест- венное течение жизни». Используя такой метод, режиссер все элементы постановки подчинил раскрытию борьбы человека с властью пошлости. Моральная победа в пьесе остается на стороне трех сестер. И поэтому Станиславский все время подчеркивал жиз-
неутверждающее начало. Он ввел целые сцены смеха, неожиданного веселья, шутливой потасовки сестер с братом в первом действии. По мнению Станиславского, нельзя было упустить «самое главное: заключительную бодрящую мысль автора».
В первом спектакле «Трех сестер» в 1901 г. играли такие актеры, как О.Л. Книп
пер,
М.Ф. Андреева, В.В. Лужский, М.П. Лилина, КС. Станиславский, В.Э. Мейерхольд,
А.Р. Артем и И.М. Москвин. (С. Миклина.)
Задание №2
Руки героя
Мороз был такой, что руки чувствовали его даже в теплых рукавицах. А лес вокруг как будто наступал на узкую ухабистую дорогу, по обе стороны которой шли канавы, за- валенные глубоким предательским снегом.
Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошел к цистерне. Он влез на борт и при бледном свете зимнего полдня увидел, как по атласной от мороза стенке стекает непрерывная струйка. Цистерна лопнула по шву.
Большаков открыл ящик и вытащил инструменты: зубило, молоток. Потом достал похожий на камень кусок мыла и влез на борт. Бензин лился ему на руки и жег ледяным огнем. Большаков в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом. Бензин перестал течь. Вздохнув, он пошел на свое место, проехал километров десять, остановил машину, осмотрел цистерну. Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. Надо было все начинать снова.
Большаков уже не считал, сколько раз он слезал. Казалось, что все это: дремучий лес, бесконечные сугробы, обожженные бензином руки с содранной до крови кожей — снится ему. Но шофер все выдержал. Груз в Ленинград был доставлен. (По Н. Тихонову.)
Вариант№13
Задание №1
Комиссар из сорок второй палаты
С неделю обитатели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды озабоченная медсестра сообщила, что придется потесниться. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили около окна.
В этот момент и внесли пятого.
Он был, должно быть, очень тяжел, так как носилки скрипели, глубоко прогибаясь в такт шагам санитаров. Казалось, новичок был без сознания. Желтое лицо его казалось восковым.
С появлением в сорок второй нового больного (все стали называть его между собой
Комиссаром) весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот немощный человек со всеми перезнакомился и, как выразился о нем Степан Иванович, сумел при этом к каж- дому подобрать свой особый ключик. Со Степаном Ивановичем он потолковал об охоте.
Мересьеву доказывал, что авиация — это, конечно, славная штука, но что и конь себя не изжил.
Грузное тело Комиссара было, вероятно, тяжело контужено, и это причиняло ему острую боль. Несомненно, он сильно страдал. Стоило ему заснуть, как он сразу же начинал стонать, метаться.
Алексей целыми днями приглядывался к Комиссару, пытался понять секрет его неиссякаемой бодрости. (По Б. Полевому.)
Задание №2
Соловей
На фронте под Одессой работал отряд разведчиков-моряков. По ночам они проби- рались в тыл врага, проползая на животе между минными полями, переходя по грудь в воде осеннего лимана, забираясь на шлюпке далеко за линию фронта. Они снимали часо- вых, забрасывали гранатами хаты со штабами, корректировали огонь наших батарей.
Среди них был электрик с миноносца «Фрунзе», которого за усики и любовь к ка- валерийским штанам прозвали Гусаром. Галифе, армейские гимнастерки и пилотки — все это было вызвано необходимостью: не очень-то ловко ползать по болотам в широких морских штанах и флотских ботинках.
Гусар был одарен необыкновенной способностью к звукоподражанию. Из его пол- ных губ вылетали самые неожиданные звуки: свист снаряда, визг пилы, щелканье соловья, отдаленный гул самолета.
Вечерами, когда разведчики отдыхали, Гусар устраивал в хате концерт. Моряки лежали на охапках сена, и он, закинув руки за голову, свистел соловьем. Моряки слушали молча и думали о разном: о родных местах, жизни после войны. А орудия за стенами не переставая извергали металл и крошили тех, кто ворвался в нашу мирную жизнь. (По Л.
Соболеву.)
Вариант№14
Задание №1
Труден и славен ваш подвиг
Дорогие мои, родные воины!
...Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас Мужество, доб-
лесть, верность знамени революции и войсковому братству — всем этим славитесь вы,
верные защитники нашего отечества. Хочется пожелать вам сердечно новых успехов н;
трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на
страже нашего дома. Горячо, от всего сердце поздравляю вас, доблестные защитники
нашей матери-родины со славным юбилеем Советских Вооруженных Сил.
Любите родину, свой народ, крепите войсковое товариществе и вы всегда будете
непобедимы.
В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет
родина, я — как старый солдат — буду с вам до последнего дыхания. Обнимаю, родные
мои. (И письма М. Шолохова.)
Задание №2
Мария Николаевна Ермолова
Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) — величайшая русская трагическая актриса. Первый громадный успех ее — в роли Эмилии Галотти в одноименной драме немецкого драматурга Лессинга. В это время Ермоловой 17 лет. Больше всего привлекала современников к Ермоловой ее страстная любовь к справедливости, свободе, которая звучала почти в каждой ее роли. В пьесе Лопе де Вега «Овечий источник» Ермолова иг- рала Лауренсию, участницу народного восстания. Эта роль принесла актрисе огромную популярность среди молодежи и либеральной интеллигенции старшего поколения. В са- мую глухую пору реакции Ермолова выступила в роли Жанны Д'Арк (в трагедии Шил- лера), и в этом образе, созданном актрисой, зрители увидели символ борьбы с общест- венным злом и угнетением. Среди других ролей, сыгранных М. Н. Ермоловой, была и
Катерина в драме А. Н. Островского «Гроза».
Игра Ермоловой действовала неотразимо не только на зрителей, но и на артистов, которые участвовали в спектаклях вместе с нею. Знаменитый актер Малого театра А. А..
Остужев рассказывал: «Я играл с ней Незнамова в пьесе Островского «Без вины винова- тые»... Мне трудно было произносить текст моей роли: я плакал настоящими слезами».
Это было счастливым совпадением, что Серову пришлось писать портрет Ермоло- вой в 1905 году, когда чувства, возбуждаемые игрой актрисы, находили особенно сильный отклик у зрителей. Огромно было значение гениальной актрисы в духовной жизни России.
Пословам К. С. Станиславского, «Мария Николаевна Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения — это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности».
Как известно, портрет был написан по заказу Московского литературно- художественного кружка.