ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Командир войсковой части
«___» __________ 20__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения информирования
с личным составом войсковой части 21527-3
Тема: Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ.
Занятие: лекция.
Цели:
1. Изучить тему законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ.
Учебные вопросы:
-
Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ.
Время: 30 мин.
Место: класс подготовки.
Руководства и пособия: план-конспект.
Материальное обеспечение:класс подготовки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Вводная часть - 2 минуты. Проверяю наличие личного состава, готовность к занятию. Довожу тему, цель занятия, учебные вопросы. Провожу контрольный опрос.
II. Основная часть – 25 минут.
1 учебный вопрос (25 минут): Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ.
Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок.
Арбитражные суды участвуют в обеспечении законности в экономической, хозяйственной сферах деятельности Вооруженных Сил РФ, органов военного управления. Все это можно назвать правоохранительной деятельностью. Она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Таким образом, правоохранительная деятельность — это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. Она может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные структуры); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, налоговая полиция), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность). Контрольную функцию за соблюдением принципов законности выполняет прокурорский надзор. В Вооруженных Силах РФ его осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему военные прокуроры в пределах своей компетенции. Другими словами, законность есть точное и неуклонное соблюдение Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Понятие законности можно трактовать и в широком смысле — как режим общественно-политической жизни, как требования, предъявляемые к обществу, ко всей политической системе.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и взаимодействие законодательноисполнительной и судебных властей. Важное значение для практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования законности — положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. Причем с развитием правовой науки количество принципов остается неизменным, а число требований возрастает. При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на его основе. Чаще этот принцип сводят к более узкой трактовке — законы и иные акты государства не должны противоречить Конституции РФ, принятой народом на референдуме и обладающей высшей юридической силой.
2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Иначе говоря, этот принцип означает, что Конституция РФ и Федеральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и Федеральным законам.
3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Противопоставление недопустимо прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность — это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Связь законности и целесообразности означает, что законы государства должны быть оптимальными, т.е. не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать его потребностям. Целесообразность должна пониматься и как наиболее
рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на его основе. Данный принцип состоит в том, что нельзя обходить закон, отступить от его требования, мотивируя это тем, что применение закона, строгое следование ему в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно.
4. Реальность законности. Под этим принципом подразумевают достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. К требованиям законности относятся:
1. Приоритет международного права перед внутригосударственным правом. Это положение зафиксировано в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ.
2. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равняя обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство обязано создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Это требование означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его, невзирая на должностное, имущественное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отличия.
3. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.
4. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями — важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
5. Неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Таким образом, режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством. Правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. Если законность представляет из себя требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок — есть реализация этого требования. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок.
5. Воинский правопорядок формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать. Поскольку Вооруженные Силы — это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка. Особенности военного правопорядка выражаются в следующих чертах:
1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.
2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни. Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений. Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка, через которые реализуется воинский правопорядок. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различают социально-экономические, политические, юридические и идеологические гарантии законности и правопорядка (см. схему 2). К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило,