Файл: Контрольная работа По дисциплине Конституционное право зарубежных стран Тема Религиозные источники конституционного права в мусульманских странах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Кафедра конституционного и муниципального права
Контрольная работа
По дисциплине: | Конституционное право зарубежных стран |
Тема: |
|
Автор: | ||
обучающийся | группы | |
заочной | формы обучения | |
Группа 19307 Финютина Яна Владимировна | ||
Преподаватель: | ||
Доктор юридических наук, доцент | ||
Савченко Дмитрий Александрович |
| |
Новосибирск 2023г.
Содержание
Введение
Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права множества стран.
Тема контрольной работы весьма актуальна, потому, что география распространения мусульманского права велика. Традиционно оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Турция, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и некоторых других стран.
Через приверженность исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово); ряд стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.); субъекты Российской Федерации (Татарстан, Ичкерия, Ингушетия и др.) (см. прил.1 и 2). В некоторых из них наблюдаются (различные по степени активности и глубиной) процессы восстановления принципов и норм шариата. В государственных символах подчеркивается принадлежность к мусульманскому миру.
Для данной работы мы ставим перед собой цель: выявить источники конституционного права мусульманских стран.
При написании контрольной работы мы использовали литературу, носящей теоретический характер и интернет сайты.
Рассмотрение данного вопроса мы начнем с краткой характеристики источников конституционного права зарубежных стран.
Глава 1. Краткая характеристика источников конституционного права зарубежных стран
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным, главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция – основной закон. Но конституции часто содержат лишь общие положения, обходя ряд важных вопросов государственной жизни, оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации.
При этом конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
Это законы, которые можно подразделить на несколько групп.
-
Конституционные, вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. -
Органические, принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Органический закон определяет, например длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д. -
Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции. -
Обычные, законы принимаемые парламентом.
Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.
Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:
а) акты главы государства (указы, декреты);
б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);
в) нормативные акты министерств и ведомств;
Естественно не все акты, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции, например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, как правило, сопровождающиеся прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.
Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).
Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.
Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и других англосаксонских странах.
Конституционный обычай – сложившееся в практике однообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (в литературе они называются согласительными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, новой Зеландии.
Специфические источники:
-
декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах. -
религиозные источники – в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.
Глава 2. Основные источники конституционного права мусульманских стран
Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов – муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) – суждение по аналогии.
В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.
Рассмотрим последовательно каждое из древних источников мусульманского права.
Важнейшим источником шариата считается Коран. Слово Коран означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение. Арабы также называют Коран мусхаф, или свиток. Мусульмане верят, что Коран был ниспослан Мухаммаду в течение 23 лет. Первое откровение Пророк получил в 610 г., в Ночь могущества (месяц рамадан или рамазан). Он служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.
Мусульмане считают Коран ниспосланным ангелом Джабраилом на арабском языке, поэтому именно на этом языке мусульмане читают молитвы и сам Коран.
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.4
Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования
, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна. Сунна – в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют ввиду высказывания и действия пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы.
В хадисах можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
Коран и Сунна – источники, на основе положений которых были установлены нормы шариата.
Заключение
Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.