Файл: Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и впр по истории и пути их.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МКОУ «Лицей№ 7 г Усть-Джегуты»

Доклад на тему: «Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по истории и пути их

Вот уже несколько лет в нашей стране по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам проводится Единый государственный экзамен.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели применяются новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ. Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, не только для школы и педагогического коллектива, но и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена и ГИА-9 дает возможность педагогическому коллективу нашей (да и, наверное, любой школы) в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Организация работы при подготовке к выпускным экзаменам – это комплексная, многогранная работа.

В обществознание владение предметом гораздо сложнее, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметами? Это значит быть информированным по областям право, политика, психология, социология, философия, экономика…уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, осмысления, аргументации фактов.

Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: “С чего начать?”, т.е. не само использование теории, а ее применение. Многие учащиеся испытывают затруднения.


Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует. У каждого педагога своя методика работы.

При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все тесты они не решают в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них заданиях, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.

Начиная с первых уроков в 5-ом классе необходимо знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. В старших классах нужно знакомить учащихся со справочниками, словарями, пособиями, которые могут им помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показывать CD-диски и рекомендовать школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.

Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.

В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам. В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями из других школ .



Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде эссе, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕГЭ.

В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки в “мир ЕГЭ”. Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями итоговой аттестации 10-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.

Можно составить разноуровневые тесты, можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий. Не существует идеального варианта подготовки к ЕГЭ. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса необходимо повторить весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. В конце учебного можно провести пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявить возможности учащихся, и те темы, которые надо повторить с классом. Проводить консультации с учениками, требующими педагогической поддержки в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.

Немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.

Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Проведение предметной недели – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этим предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Такие события формируют и развивают творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования. Ежегодно являемся участниками научно-практической конференции среди учащихся.


Широко используется метод наблюдения, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используются познавательные задачи.

Разновидности познавательных задач:

-обучающе-познавательные (учитель предлагает задание, не решает ее сам, а направляет учеников);

-тренировочно-познавательные (ученики выполняют сходные по смыслузадания);

-поисково-познавательные (ученики самостоятельно выполняют задания).

Практикую также работу в парах, группах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю работу, когда все получают дифференцированные задания и по уровню сложности-каждый выбирает для себя посильное задание. Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику “непроизвольного запоминания”. Не зазубривая материал с учащимися, сразу приступаем к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.

История(3чел)-59%

Обществознание(4 чел) -59%
Назначение ВПР – своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом Примерных основных образовательных программ.

В основе ВПР лежит системно-деятельный, компетентностный и уровневый подходы, наряду с предметными результатами оцениваются и метопредметные УУД:

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные (познавательные )действия:

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


-рефлексия способов и условий действия,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности -определение основной и второстепенной информации;

-моделирование, преобразование модели.

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цел

Логические универсальные действия:

-анализ объектов в целях выделения признаков;

-синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения;

-подведение под понятие;

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Диагностическая работа нацелена на выявление уровня

•овладения школьниками базовыми историческими знаниями,

•умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,

•умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,

•умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории и культуры родного края.

Работа ВПР в 5 классе по истории состоит из двух частей и 8 заданий, из них по уровню сложности: базовой–5; повышенной–2; высокой–1. Общее время выполнения работы 45мин. Максимальный первичный балл–15. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.

Задание 1 нацелено на проверку умения работа с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.