ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА
Факультет вечернего и заочного обучения
Тема контрольной работы:
Теория исторической науки
Группа №: ИБ-95з
Оглавление
-
Введение -
История отечества как наука -
Функции исторического знания -
Принципы научного исследования истории -
Методы изучения истории России -
Источники изучения истории России-
Основные виды источников
-
-
Методология -
Новейшая революция в науке -
Научная проблема как основа научного творчества-
Эмпиризм
-
-
Заключение -
Список использованных источников
Введение
Древняя Русь - это общее собирательное название восточнославянских княжеств IX - XIII веков. В конце IX века возникло Древнерусское государство - государство восточных славян. Оно имело все признаки государственности - общую территорию, единую власть великого князя, свою армию - княжескую дружину, общие нормы права, установленные налоги. Правда, складывались эти признаки государственности не сразу и непросто.
Задолго до рождения Древнерусского государства, к середине 1-го тысячелетия до нашей эры, на территориях Среднего и Верхнего Поднепровья, в бассейнах рек Вислы и Одры расселялись древнеславянские племена, которые позже разделились на три ветви: восточные, западные и южные славяне.
Племена и народы жили и развивались поначалу достаточно обособленно, однако жизнь заставила их искать союзников в борьбе против нападавших недругов, надо было строить мощные оборонительные укрепления, содержать войско. Кроме того, более тесные связи с окружающими племенами требовались для развития ремесел и торговли.
Постепенно складывается общий язык, сходные обычаи, культура. Все это стало мощными стимулами для объединения разрозненных племен. Родилось Древнерусское государство.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА
История (древнегреч.) - «повествование о том, что известно».
Историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями.
Любая наука имеет объект и предмет изучения. История - гуманитарная
наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество.
Предмет изучения - закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
· познавательная, интеллектуально-развивающая - исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог -- теоретического обобщения исторических фактов
· практически-политическая - выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами.
· мировоззренческая - при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
· воспитательная - состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ
история наука детерминизм позитивистский
· объективности - обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Следует опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости
· историзма - любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему оно возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Этот принцип требует, чтобы изучающий историю не становился судьей при оценке исторических событий
· социального подхода - под ним понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров
· всесторонности изучения истории - подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ
· хронологический - явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий
· хронологически-проблемный - предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них -- по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях.
· проблемно-хронологический - применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт.
· периодизации - основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании.
· историко-генетический - означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии.
· Историко-типологический - предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии.
· Историко-системный - это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.
· сравнительно-исторический - основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий.
· ретроспективный - основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.
· статистический - состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.
· социологических исследований - применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Приемы этого метода -- анкетирование, опрос, интервью и др.
На практике, как правило, применяется несколько методов, причем часто только некоторые их элементы.
ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ
Исторические источники - это письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие ход исторического процесса и дающие возможность изучать прошлое человечества (памятники материальной культуры, языка, обычаи, обряды и т.п.), т.е. это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней
Точных границ исторических источников не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития.
Основные виды источников:
1. Вещественные (материальные)
2. Этнографические (этнологические)
3. Лингвистические
4. Устные
5. Письменные
Примерная классификация источников:
археологические источники
летописи и летописные своды
этнографические источники
архивные документы
документы государственных органов и общественных организаций Российского государства
документы политических партий и движений России
произведения государственных и общественных деятелей России
периодическая печать
мемуарная литература
музейные документы
фото-, фоно- и кинодокументы
электронные средства информации.
МЕТОДОЛОГИЯ
Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса.
Методология истории имеет несколько аспектов:
Первый. Методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным.
· Религиозная концепция. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.
· Теория географического детерминизма - предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.
· Материалистическое понимание истории - предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.
· Позитивистское понимание истории - нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений - дело конкретного исторического исследования.
· Идеалистическое понимание истории - историю творят сознание и воля человека - и, прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники.
Второй - вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.
· Стадиальный подход - предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.
· Теория формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс) - история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства - в классовой борьбе и социальной революции.
· Цивилизационный подход - (З. Европа - Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.; в России - Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Отрицается единство всемирно-исторического процесса. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели.