Файл: Основные тенденции социальноэкономического развития Российской Федерации на современном этапе.rtf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вызванное резким ослаблением курса рубля и ожидающимся всплеском инфляции, привело к росту оборота розничной торговли на 5,3%. Но в целом в течение года отмечается замедление динамики кредитования физических лиц, которая к концу 2014 г. в годовом выражении составила 13,8% против 28,7% в 2013 году.
Экспорт товаров в физическом выражении в первом полугодии 2014 г. был достаточно высоким (102,8% к соответствующему периоду предыдущего года), но уже в III квартале его рост замедлился до 99,4%, в IV квартале он сократился до 97,6%. Объем экспорта товаров, по оценке Центрального банка Российской Федерации, составил в 2014 г. 493,6 млрд дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 5,7%. По предварительным оценкам, наиболее сильное сокращение экспорта отмечается по позиции: топливно-энергетические товары (по предварительным данным - на 7,4% в стоимостном выражении к 2013 г. и на 2,7% - в физическом выражении). Возрос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 16,5% в стоимостном выражении и на 28,9% - в физическом), экспорт металлов сохранился практически на уровне 2013 г. (рост на 0,4% в физическом выражении при уменьшении на 0,7% - в стоимостном).
Физический объем импорта товаров заметно снижался в течение первых трех кварталов 2014 г. (на 7,6; 10,0 и 5,5% соответственно), а в ноябре, по данным ФТС России, - на 12,9%. Объем импорта товаров, по оценке Банка России, составил в 2014 г. 308,0 млрд. дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 9,0%. Сокращение импорта затронуло примерно в равной степени почти все крупные товарные группы, но особенно сильно позицию: машины, оборудование и транспортные средства (сокращение по итогам года примерно на 10,7% в стоимостном и 9,9% в физическом выражении к уровню 2013 г.), а также древесину и целлюлозно-бумажные изделия (9,9 и 9,1% соответственно).
Сальдо торгового баланса оценивается на уровне 185,6 млрд. дол. США (181,9 млрд. дол. США в 2013 г.), а счет текущих операций - 56,7 млрд. дол. США (34,1 млрд. дол. США). Вместе с тем отток капитала, по оценке Банка России, составил 151,5 млрд. дол. США против 61 млрд. дол. США в 2013 г. В основном такую динамику можно объяснить невозможностью рефинансирования корпоративного внешнего долга и соответствующим снижением притока заемного капитала.
В результате, по предварительной оценке, совокупный внешний долг Российской Федерации снизился за 2014 г. на 129 млрд дол. США и составил менее 50% ВВП по курсу на конец года.
В ноябре 2014 г. в рамках перехода к инфляционному таргетированию Банк России объявил о существенной корректировке политики обменного курса, что выразилось в отмене операционного интервала бивалютной корзины. Многие участники валютного рынка восприняли это решение как отказ регулятора от вмешательства в формирование рыночного обменного курса. В условиях стремительно дешевеющей нефти и закрытого внешнего рынка заемного капитала такой шаг способствовал массированной атаке на рубль, что привело к резкой девальвации национальной валюты в ноябре-декабре. Это, в свою очередь, сформировало серьезный инфляционный «заряд» на 2015 г., так как эффект девальвации переносится в потребительские цены с лагом в 3-4 месяца.
Таким образом, российская экономика вошла в 2015 г. с тяжелым грузом неблагоприятных обстоятельств, что привело к необходимости пересмотра прогноза социально-экономического развития на ближайшие годы. Многие текущие экономические показатели наводят на мысль о параллелях с событиями конца 2008 г. - начала 2009 г. Как и в тот период, российская экономика столкнулась с резкой девальвацией, ростом цен и закрытыми внешними рынками заемного капитала. Тем не менее хотелось бы отметить два принципиальных отличия. Во-первых, темпы роста российской экономики вплоть до середины 2008 г. оставались устойчиво высокими, а период 2006-2007 гг. был и остается рекордным с точки зрения притока капитала. Это предопределило характер кризисного спада: он оказался чрезвычайно резким, так как имевшая к тому времени признаки перегрева российская экономика внезапно осталась без внешних двигателей роста. Во-вторых, кризис 2008 г. зародился в развитых странах и постепенно охватил весь остальной мир, в том числе и Россию.
Таким образом, состояние мировой экономики не позволяло рассчитывать на дополнительный спрос на российские товары, и поэтому положительные эффекты от девальвации рубля были достаточно ограничены.
В настоящий момент ситуация по этим двум направлениям существенно отлична. Темпы экономического роста в России стали замедляться еще в 2012 г., а к концу 2014 г. уже не превышали 1%. При этом весь рассматриваемый период характеризовался устойчивым и значительным оттоком капитала. В то же время мировая экономика испытывала серьезные трудности, но в целом сохраняла положительные темпы развития, которые превосходили аналогичные российские показатели.
Эти факторы позволяют предположить, что, с одной стороны, траектория преодоления кризисных явлений в российской экономике будет отлична от той, которая наблюдалась в 2008-2009 гг. Можно ожидать, что спад не будет таким острым и глубоким потому, что:
а) до начала спада экономика и так находилась на грани стагнации, и эффект низкой базы скрасит показатели падения
б) относительно устойчивый внешний спрос предоставляет российским производителям возможность воспользоваться позитивными последствиями девальвации рубля.
С другой стороны, можно предположить, что возвращение экономики на путь устойчивого роста не будет таким быстрым, как в 2009 г. Это можно объяснить тем, что текущая ситуация не только не способствует завершению затянувшейся инвестиционной паузы, но, напротив, лишь обостряет причины, приведшие к ее возникновению. К тому же внешнеполитическая обстановка не дает оснований ждать скорого открытия мировых рынков капитала для российских компаний. Поэтому в этот раз меры быстрого реагирования со стороны экономических властей будут недостаточны для возврата к росту, необходимы долгосрочные мероприятия в области инвестиционной и промышленной политики.
Какими могли бы быть меры денежно-кредитной политики для смягчения негативных тенденций и последующего выхода на траекторию экономического роста? Судя по всему, перед органами денежно-кредитного управления вновь встал вопрос о выборе приоритета между невысокой инфляцией и стабильным курсом. Последнюю попытку внедрения прямолинейно истолкованного инфляционного таргетирования вряд ли можно признать успешной, так как результатом стали и высокая инфляция, и высокая волатильность обменного курса. Это подтверждает, что инфляция не может быть единственным критерием при принятии монетарных решений. Комплексный подход к процессу принятия таких решений должен учитывать целый набор других экономических показателей, таких как фактический и потенциальный выпуск, уровень безработицы, внешнеэкономические условия. Экономическая практика свидетельствует, что волатильность национальной валюты может принести даже больший ущерб народному хозяйству, чем высокая, но более или менее предсказуемая инфляция. В текущих условиях, когда инфляция в годовом исчислении достигла рекордных 15%, бороться с ней монетарными методами не имеет смысла из-за преимущественно немонетарного характера роста цен. При этом бороться с волатильностью на валютном рынке можно и нужно, иначе экономика будет находиться под двойным ударом, как со стороны высокой инфляции, так и со стороны неопределенности обменного курса. Подобная гибкость в выборе оперативных целей не противоречит современному пониманию концепции инфляционного таргетирования.
В конечном итоге любая макроэкономическая политика должна быть направлена на экономический рост и повышение народного благосостояния, и составные части этой политики не могут решать свои специфические задачи в отрыве от общей цели.
глобализация кризис макроэкономический россия
Глава 2. Экономический рост: стратегия, направления и приоритеты
Многие ключевые параметры, ориентиры и риски социально-экономического развития России отражены в Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 года. Долгосрочные задачи и пути их решения получат отражение в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года.
Прежде всего, стоит задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь мы сразу должны видеть два риска - противоположных по форме, но близких по сути.
С одной стороны, риск искусственного ускорения. Мы знаем по собственному опыту 1986-1989 гг., как стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться катастрофой - даже если на какое-то время, на год-два, темпы роста действительно возрастут. А ведь за это кратковременное ускорение СССР заплатил еще и многократным ростом внешнего долга, за который потом, после распада страны, расплачивалась уже Россия.
С другой стороны, опасна и психологическая адаптация к низким и даже нулевым темпам, готовность принять их как данность. Это заметно по экономико-политической дискуссии последних лет. Еще недавно формулировалась задача обеспечить рост ВВП на уровне 5%, тогда как рост в 2% считался слишком низким и даже опасным (при том, что для Европы или Японии он был бы вполне удовлетворительным). А в нынешнем году после первоначально прогнозировавшегося многими 5-процентного спада утверждение о том, что экономика сократится «всего лишь» на 2-3%, воспринималось как благоприятный прогноз, даже свидетельствующий о завершении острой фазы кризиса.
Такая психологическая установка, если она становится доминирующей в обществе, открывает дорогу к длительной рецессии. Вот почему ключевой задачей сегодня является обеспечение не просто темпов, а нового качества экономического роста.
Сейчас много говорят о необходимости формирования новой модели роста. И это справедливо, поскольку и внешние, и внутренние условия развития России серьезно, а в чем-то даже фундаментально, изменились.
Об исчерпании возможностей успешно развиваться, опираясь на приток финансовых ресурсов с внешних рынков, за которым следовал быстрый рост спроса внутри страны, сказано уже достаточно. Можно лишь добавить, что такой рост не очень чувствителен к инвестиционному климату. Теперь на первый план выходят факторы, находящиеся на стороне предложения: условия, в которых работают наши предприятия и организации, стимулы повышения производительности труда, условия роста человеческого капитала. Комфортная среда для участников экономической жизни, или, иными словами, благоприятный инвестиционный климат, - вот самая общая формула модели, которая должна обеспечить новое качество роста. Для этого нужна консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны: в макроэкономике, структурной политике, в развитии человеческого капитала, в системе государственного управления.
2.1 Макроэкономические предпосылки экономического роста
Создание комфортных условий начинается с обеспечения макроэкономической стабильности. Низкая инфляция и сбалансированный бюджет остаются приоритетами для устойчивого развития страны. В ближайшие три года инфляция должна быть снижена до уровня 4%. Это важное условие и для роста благосостояния граждан, и для обеспечения доступности кредитов для бизнеса, и для большей предсказуемости экономической жизни в целом. Решения, необходимые для достижения этой цели, приняты и на политическом уровне, и руководством Центрального банка.
Опасным было бы привыкнуть к жизни в условиях высокой инфляции и тем более попасть в ловушку инфляционной спирали. У нас уже выросло поколение людей, которые не жили в условиях длительной стабильности национальной валюты и психологически адаптировались к тому, что цены быстро растут. «Только люди, перешедшие 50-летний возраст, еще могут помнить то время, когда система денежного обращения была у нас в порядке; все же прочее население имеет об этом весьма смутное представление», - говорил
Необходимо сохранить и два важнейших макроэкономических достижения последних пятнадцати лет - сбалансированный бюджет и низкий государственный долг. Причем речь должна идти не только о федеральном, но и о региональных бюджетах, испытывающих сегодня долговые нагрузки. Дело не сводится лишь к сохранению благоприятных макроэкономических параметров: структура бюджетных расходов и их эффективность не менее важны, чем сбалансированность бюджета.
Во-первых, необходимы более четкие приоритеты в расходовании средств с точки зрения их влияния на долгосрочный экономический рост. Исследования, да и опыт многих стран, показывают, что приоритетными здесь являются инвестиции в человека, включая здравоохранение, образование, науку, а также в инфраструктуру. Конечно, бюджетные ограничения не позволяют сегодня реализовать указанные приоритеты в достаточной мере. Но это не делает их менее значимыми.
Поэтому достижение сбалансированности бюджета ценой существенного ухудшения его качества надо рассматривать как неприемлемое.
Во-вторых, не новая в принципе проблема повышения эффективности бюджетных расходов сегодня стала еще актуальнее. Решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по сокращению неэффективных бюджетных расходов (не менее чем на 5% в реальном выражении ежегодно до 2018 г.) необходимо осуществлять не при помощи секвестра, а в результате структурных реформ. Это предполагает прежде всего совершенствование бюджетных процедур и оптимизацию сети бюджетополучателей.
Экспорт товаров в физическом выражении в первом полугодии 2014 г. был достаточно высоким (102,8% к соответствующему периоду предыдущего года), но уже в III квартале его рост замедлился до 99,4%, в IV квартале он сократился до 97,6%. Объем экспорта товаров, по оценке Центрального банка Российской Федерации, составил в 2014 г. 493,6 млрд дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 5,7%. По предварительным оценкам, наиболее сильное сокращение экспорта отмечается по позиции: топливно-энергетические товары (по предварительным данным - на 7,4% в стоимостном выражении к 2013 г. и на 2,7% - в физическом выражении). Возрос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 16,5% в стоимостном выражении и на 28,9% - в физическом), экспорт металлов сохранился практически на уровне 2013 г. (рост на 0,4% в физическом выражении при уменьшении на 0,7% - в стоимостном).
Физический объем импорта товаров заметно снижался в течение первых трех кварталов 2014 г. (на 7,6; 10,0 и 5,5% соответственно), а в ноябре, по данным ФТС России, - на 12,9%. Объем импорта товаров, по оценке Банка России, составил в 2014 г. 308,0 млрд. дол. США, сократившись в стоимостном выражении на 9,0%. Сокращение импорта затронуло примерно в равной степени почти все крупные товарные группы, но особенно сильно позицию: машины, оборудование и транспортные средства (сокращение по итогам года примерно на 10,7% в стоимостном и 9,9% в физическом выражении к уровню 2013 г.), а также древесину и целлюлозно-бумажные изделия (9,9 и 9,1% соответственно).
Сальдо торгового баланса оценивается на уровне 185,6 млрд. дол. США (181,9 млрд. дол. США в 2013 г.), а счет текущих операций - 56,7 млрд. дол. США (34,1 млрд. дол. США). Вместе с тем отток капитала, по оценке Банка России, составил 151,5 млрд. дол. США против 61 млрд. дол. США в 2013 г. В основном такую динамику можно объяснить невозможностью рефинансирования корпоративного внешнего долга и соответствующим снижением притока заемного капитала.
В результате, по предварительной оценке, совокупный внешний долг Российской Федерации снизился за 2014 г. на 129 млрд дол. США и составил менее 50% ВВП по курсу на конец года.
В ноябре 2014 г. в рамках перехода к инфляционному таргетированию Банк России объявил о существенной корректировке политики обменного курса, что выразилось в отмене операционного интервала бивалютной корзины. Многие участники валютного рынка восприняли это решение как отказ регулятора от вмешательства в формирование рыночного обменного курса. В условиях стремительно дешевеющей нефти и закрытого внешнего рынка заемного капитала такой шаг способствовал массированной атаке на рубль, что привело к резкой девальвации национальной валюты в ноябре-декабре. Это, в свою очередь, сформировало серьезный инфляционный «заряд» на 2015 г., так как эффект девальвации переносится в потребительские цены с лагом в 3-4 месяца.
Таким образом, российская экономика вошла в 2015 г. с тяжелым грузом неблагоприятных обстоятельств, что привело к необходимости пересмотра прогноза социально-экономического развития на ближайшие годы. Многие текущие экономические показатели наводят на мысль о параллелях с событиями конца 2008 г. - начала 2009 г. Как и в тот период, российская экономика столкнулась с резкой девальвацией, ростом цен и закрытыми внешними рынками заемного капитала. Тем не менее хотелось бы отметить два принципиальных отличия. Во-первых, темпы роста российской экономики вплоть до середины 2008 г. оставались устойчиво высокими, а период 2006-2007 гг. был и остается рекордным с точки зрения притока капитала. Это предопределило характер кризисного спада: он оказался чрезвычайно резким, так как имевшая к тому времени признаки перегрева российская экономика внезапно осталась без внешних двигателей роста. Во-вторых, кризис 2008 г. зародился в развитых странах и постепенно охватил весь остальной мир, в том числе и Россию.
Таким образом, состояние мировой экономики не позволяло рассчитывать на дополнительный спрос на российские товары, и поэтому положительные эффекты от девальвации рубля были достаточно ограничены.
В настоящий момент ситуация по этим двум направлениям существенно отлична. Темпы экономического роста в России стали замедляться еще в 2012 г., а к концу 2014 г. уже не превышали 1%. При этом весь рассматриваемый период характеризовался устойчивым и значительным оттоком капитала. В то же время мировая экономика испытывала серьезные трудности, но в целом сохраняла положительные темпы развития, которые превосходили аналогичные российские показатели.
Эти факторы позволяют предположить, что, с одной стороны, траектория преодоления кризисных явлений в российской экономике будет отлична от той, которая наблюдалась в 2008-2009 гг. Можно ожидать, что спад не будет таким острым и глубоким потому, что:
а) до начала спада экономика и так находилась на грани стагнации, и эффект низкой базы скрасит показатели падения
б) относительно устойчивый внешний спрос предоставляет российским производителям возможность воспользоваться позитивными последствиями девальвации рубля.
С другой стороны, можно предположить, что возвращение экономики на путь устойчивого роста не будет таким быстрым, как в 2009 г. Это можно объяснить тем, что текущая ситуация не только не способствует завершению затянувшейся инвестиционной паузы, но, напротив, лишь обостряет причины, приведшие к ее возникновению. К тому же внешнеполитическая обстановка не дает оснований ждать скорого открытия мировых рынков капитала для российских компаний. Поэтому в этот раз меры быстрого реагирования со стороны экономических властей будут недостаточны для возврата к росту, необходимы долгосрочные мероприятия в области инвестиционной и промышленной политики.
Какими могли бы быть меры денежно-кредитной политики для смягчения негативных тенденций и последующего выхода на траекторию экономического роста? Судя по всему, перед органами денежно-кредитного управления вновь встал вопрос о выборе приоритета между невысокой инфляцией и стабильным курсом. Последнюю попытку внедрения прямолинейно истолкованного инфляционного таргетирования вряд ли можно признать успешной, так как результатом стали и высокая инфляция, и высокая волатильность обменного курса. Это подтверждает, что инфляция не может быть единственным критерием при принятии монетарных решений. Комплексный подход к процессу принятия таких решений должен учитывать целый набор других экономических показателей, таких как фактический и потенциальный выпуск, уровень безработицы, внешнеэкономические условия. Экономическая практика свидетельствует, что волатильность национальной валюты может принести даже больший ущерб народному хозяйству, чем высокая, но более или менее предсказуемая инфляция. В текущих условиях, когда инфляция в годовом исчислении достигла рекордных 15%, бороться с ней монетарными методами не имеет смысла из-за преимущественно немонетарного характера роста цен. При этом бороться с волатильностью на валютном рынке можно и нужно, иначе экономика будет находиться под двойным ударом, как со стороны высокой инфляции, так и со стороны неопределенности обменного курса. Подобная гибкость в выборе оперативных целей не противоречит современному пониманию концепции инфляционного таргетирования.
В конечном итоге любая макроэкономическая политика должна быть направлена на экономический рост и повышение народного благосостояния, и составные части этой политики не могут решать свои специфические задачи в отрыве от общей цели.
глобализация кризис макроэкономический россия
Глава 2. Экономический рост: стратегия, направления и приоритеты
Многие ключевые параметры, ориентиры и риски социально-экономического развития России отражены в Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 года. Долгосрочные задачи и пути их решения получат отражение в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года.
Прежде всего, стоит задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь мы сразу должны видеть два риска - противоположных по форме, но близких по сути.
С одной стороны, риск искусственного ускорения. Мы знаем по собственному опыту 1986-1989 гг., как стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться катастрофой - даже если на какое-то время, на год-два, темпы роста действительно возрастут. А ведь за это кратковременное ускорение СССР заплатил еще и многократным ростом внешнего долга, за который потом, после распада страны, расплачивалась уже Россия.
С другой стороны, опасна и психологическая адаптация к низким и даже нулевым темпам, готовность принять их как данность. Это заметно по экономико-политической дискуссии последних лет. Еще недавно формулировалась задача обеспечить рост ВВП на уровне 5%, тогда как рост в 2% считался слишком низким и даже опасным (при том, что для Европы или Японии он был бы вполне удовлетворительным). А в нынешнем году после первоначально прогнозировавшегося многими 5-процентного спада утверждение о том, что экономика сократится «всего лишь» на 2-3%, воспринималось как благоприятный прогноз, даже свидетельствующий о завершении острой фазы кризиса.
Такая психологическая установка, если она становится доминирующей в обществе, открывает дорогу к длительной рецессии. Вот почему ключевой задачей сегодня является обеспечение не просто темпов, а нового качества экономического роста.
Сейчас много говорят о необходимости формирования новой модели роста. И это справедливо, поскольку и внешние, и внутренние условия развития России серьезно, а в чем-то даже фундаментально, изменились.
Об исчерпании возможностей успешно развиваться, опираясь на приток финансовых ресурсов с внешних рынков, за которым следовал быстрый рост спроса внутри страны, сказано уже достаточно. Можно лишь добавить, что такой рост не очень чувствителен к инвестиционному климату. Теперь на первый план выходят факторы, находящиеся на стороне предложения: условия, в которых работают наши предприятия и организации, стимулы повышения производительности труда, условия роста человеческого капитала. Комфортная среда для участников экономической жизни, или, иными словами, благоприятный инвестиционный климат, - вот самая общая формула модели, которая должна обеспечить новое качество роста. Для этого нужна консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны: в макроэкономике, структурной политике, в развитии человеческого капитала, в системе государственного управления.
2.1 Макроэкономические предпосылки экономического роста
Создание комфортных условий начинается с обеспечения макроэкономической стабильности. Низкая инфляция и сбалансированный бюджет остаются приоритетами для устойчивого развития страны. В ближайшие три года инфляция должна быть снижена до уровня 4%. Это важное условие и для роста благосостояния граждан, и для обеспечения доступности кредитов для бизнеса, и для большей предсказуемости экономической жизни в целом. Решения, необходимые для достижения этой цели, приняты и на политическом уровне, и руководством Центрального банка.
Опасным было бы привыкнуть к жизни в условиях высокой инфляции и тем более попасть в ловушку инфляционной спирали. У нас уже выросло поколение людей, которые не жили в условиях длительной стабильности национальной валюты и психологически адаптировались к тому, что цены быстро растут. «Только люди, перешедшие 50-летний возраст, еще могут помнить то время, когда система денежного обращения была у нас в порядке; все же прочее население имеет об этом весьма смутное представление», - говорил
Необходимо сохранить и два важнейших макроэкономических достижения последних пятнадцати лет - сбалансированный бюджет и низкий государственный долг. Причем речь должна идти не только о федеральном, но и о региональных бюджетах, испытывающих сегодня долговые нагрузки. Дело не сводится лишь к сохранению благоприятных макроэкономических параметров: структура бюджетных расходов и их эффективность не менее важны, чем сбалансированность бюджета.
Во-первых, необходимы более четкие приоритеты в расходовании средств с точки зрения их влияния на долгосрочный экономический рост. Исследования, да и опыт многих стран, показывают, что приоритетными здесь являются инвестиции в человека, включая здравоохранение, образование, науку, а также в инфраструктуру. Конечно, бюджетные ограничения не позволяют сегодня реализовать указанные приоритеты в достаточной мере. Но это не делает их менее значимыми.
Поэтому достижение сбалансированности бюджета ценой существенного ухудшения его качества надо рассматривать как неприемлемое.
Во-вторых, не новая в принципе проблема повышения эффективности бюджетных расходов сегодня стала еще актуальнее. Решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по сокращению неэффективных бюджетных расходов (не менее чем на 5% в реальном выражении ежегодно до 2018 г.) необходимо осуществлять не при помощи секвестра, а в результате структурных реформ. Это предполагает прежде всего совершенствование бюджетных процедур и оптимизацию сети бюджетополучателей.