Файл: Исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет — I, II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.
Исключение предметов.
Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.
Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:
-
каждый раз изменяется позиция "лишней картинки"; -
используются "провокации": по цвету, форме, величине, стилю изображения.
Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета".
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает "лишний" предмет, а затем обосновывает принцип выделения.
Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:
дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя "лишний" предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Пирамидка
Виды помощи: - подача колец с целью стимуляции деятельности;
-демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.
Нормы выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.
Методика Россолимо
Цель: - исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)
Методика ребенка просят назвать или показать предмет, которого недостает.
Помощь показать картинку с предметами среди которых и недостающий.
Анализ выполнения:
- дети с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются; некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;
- дети с ЗПР легко понимают инструкцию и без затруднений выполняют задание.
" Четвертый лишний"
Цель: - уровень обобщения, логическая обоснованность и четкость формулировки, возможность формирования и использования обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает возможность
анализировать обобщения разного уровня.
1 вар. - 3 цветка и кошка.
2 вар. - посуда и стол.
3 вар. - механические транспортные средства и лошадь.
4 вар. - сумка, рюкзак, чемодан и зонт.
5 вар. - курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).
6 вар. - швейная машина. нитки, иголка и очки.
7 вар. - кошка, собака, коза и волк.
Инструкция: "На этой карточке нарисованы 4 предмета, три из них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?"
Выделение сходства и различий.
Цель: - выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.
Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.
Пары для сравнения: мяч - арбуз;
волк - собака;
береза - ромашка;
зима - лето;
вода - лед;
день - ночь.