Файл: Исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет — I, II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

  1. каждый раз изменяется позиция "лишней картинки";

  2. используются "провокации": по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета".

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает "лишний" предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:

дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя "лишний" предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Пирамидка

Виды помощи: - подача колец с целью стимуляции деятельности;

-демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.

Нормы выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Методика Россолимо

Цель: - исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)

Методика ребенка просят назвать или показать предмет, которого недостает.

Помощь показать картинку с предметами среди которых и недостающий.

Анализ выполнения:

- дети с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются; некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;

- дети с ЗПР легко понимают инструкцию и без затруднений выполняют задание.
" Четвертый лишний"

Цель: - уровень обобщения, логическая обоснованность и четкость формулировки, возможность формирования и использования обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает возможность

анализировать обобщения разного уровня.

1 вар. - 3 цветка и кошка.

2 вар. - посуда и стол.

3 вар. - механические транспортные средства и лошадь.

4 вар. - сумка, рюкзак, чемодан и зонт.

5 вар. - курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).

6 вар. - швейная машина. нитки, иголка и очки.

7 вар. - кошка, собака, коза и волк.

Инструкция: "На этой карточке нарисованы 4 предмета, три из них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?"
Выделение сходства и различий.

Цель: - выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.

Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.

Пары для сравнения: мяч - арбуз;

волк - собака;

береза - ромашка;

зима - лето;

вода - лед;

день - ночь.