Файл: Обучающийся Хапцева Ксения Александровна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с применением в программе множества различных техник возникла необходимость интегрированной программы обучения с поэтапным подходом по освоению не только различных технологий, но и используемых материалов в одно целое, учитывая совместимость, эстетический вкус, цветовую гамму и т. п. При освоении программы учащиеся впервые знакомятся с понятием о дизайне, так как изготавливают предметы, которые в дальнейшем разместят в своём интерьере с учётом цветовой гаммы, размеров готового изделия, дополнительных элементов – всё это ведёт к формированию эстетического вкуса.

Рукотворность можно рассматривать, как одно из древнейших рукодельных искусств, имеющую глубокие корни. Так с глубокой древности больше ценилось то, что сделано своими руками, а сейчас это просто стало называться такими модными словами как «дизайн» и «hand – mаde».Само понятие о дизайне уже притягивает интерес и является очень актуальным искусством в наше время, и поэтому разнообразие данной программы с применением большого количества простых и нестандартных дизайнерских материалов и приёмов есть новизна, которая ведёт к развитию фантазии, умственных способностей, современному креативному мышлению. Всё это является неотъемлемой частью для всестороннего развития детей. Сейчас время рождения арт – дизайна в нашей стране, а у творческих натур, гораздо больше возможностей выразить себя и украсить свой мир благодаря неограниченному количеству новых разнообразных материалов и более доступные технологии изготовления «стильных штучек».

По мере получения навыков учащиеся уже начинают изготавливать сувениры для родных и знакомых, в подарок и на заказ, понимая значимость своего труда и своей личности в обществе. Формируется их самооценка.

Программа имеет свою специфику в том, что выполняет функцию дизайнерского направления. Здесь можно найти различные приёмы декорирования, подсказки по изготовлению оригинальных декоративных изделий и украшению различных предметов интерьера, созданию небольших композиций. Всё достигается с помощью множества технологий: батик, макраме, гильоширование, фриволите, декупаж пластика, изонить. Именно это позволяет раздвинуть рамки и даёт более широкие возможности развития творческой индивидуальности, произвольного совмещения различных материалов и технологий, различных цветовых гамм и смелых решений, открытия нового и прекрасного.


Все вышеизложенные критерии указывают на то, что программа является образовательной и общеразвивающей: развивается самостоятельное мышление, детские фантазии направлены в нужное русло, формируется эстетическое понимание и художественный вкус, становление личности в обществе, приобретаются навыки, которые можно использовать в современной жизни.

Обоснованием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности, для ее самореализации в декоративно-прикладном искусстве.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель программы:

-обучение основам декоративных техник, изучение новых современных материалов, используемых в предметах дизайна интерьера.

Задачи :

- развитие художественного и эстетического вкуса, творческой активности учащихся;

-ознакомление с декоративно - прикладным искусством и его видами, направлениями, обучение основам изготовления сувениров и изделий в технике макраме и батика.

- формирование знаний, умений работы с различными простыми и нестандартными материалами и их совершенствование, соблюдая правила техники безопасности;

- развитие знаний в области дизайна, его многообразия и возможностей с применением различных технологий;

- применение полученных теоретических и практических знаний в дальнейшем, умение совмещать различные техники, цветовую гамму, фон и фактуру в правильную композицию;

-формирование личностно-значимых морально - психологических качеств (усидчивость, трудолюбие, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки и т.п.)

- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению;

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

- воспитание национального самосознания и уважения к культурам других народов;

- воспитание нравственно-духовных приоритетов у учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является

систематизация различных видов декоративно - прикладного искусства (батик, макраме, пластика, изонить), это способствует создание условий для удовлетворения различных художественно-творческих интересов учащихся.

Программа курса рассчитана на 3 года обучения. Она предусматривает постепенное усложнение творческих заданий от занятия к занятию, от года к году.



Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных особенностей личности. Кроме аудиторных занятий по усмотрению педагога могут быть использованы такие формы работы как экскурсии в музей, на выставки, встречи с интересными людьми, вернисажи. В конце изучения, определенной темы педагог предлагает учащимся самостоятельную работу по индивидуальному творческому плану, где педагог выступает в роли консультанта. Хорошей традицией в коллективе могут стать праздники, конкурсы, вручение подарков. В конце учебного года проводится выставка работ учащихся с их обсуждением. Итоговые работы могут выполняться индивидуально или коллективом авторов.

Овладение техникой (батика и макраме) прикладного искусства подразумевает свои способы проверки полученных знаний - это срезы знаний после каждой новой темы, практические работы, различные выставки творческих работ учащихся, участие в различных конкурсах, КВНы, в конце каждого учебного полугодия - открытые итоговые занятия.

Результаты - итоги педагогической деятельности это всевозможные выставки, участие в научно-практических конференциях, профессиональное самоопределение при поступлении в Сузы и ВУЗы. Кроме этого учащийся, овладев знаниями данного направления, могут украсить свой дом, класс, школу изделиями в данной технике. А пожеланию сдавать свои работы на продажу, или просто делать подарки для своих друзей, близких.

Программа включает в себя 3 ступени обучения:

Подготовительная ступень (сделай, как я) - первый год обучения: учащиеся знакомятся с основами некоторых простых технологий, материалами, применяемыми в работе, учатся аккуратному и экономному обращению с этими материалами.

Начальная ступень (репродуктивная) – второй год обучения: на данном этапе детям предлагается усложнение полученных и закреплённых ранее технологий, а также водятся новые, более сложные.

Углубленная ступень (поисковотворческая) – третий год обучения и творческая группа: вводятся новые более сложные технологии, их совмещение в работе. Учащиеся принимают активное участие в подборе или замене цвета, предлагают свои варианты оформления и дополнения в процессе изготовления декоративных панно, различных сувениров и т. д. Данный процесс направлен на участие в проектной деятельности детей, их активное участие в конкурсах, выставках и научно-практических конференциях на всех уровнях.


Задачи первого года обучения:

- расширение кругозора, раскрытие творческих способностей;

- научить работать детей с некоторыми видами материалов (мулине, капроновыми нитями, анилиновыми и акриловыми красками по ткани), соблюдать при этом аккуратность и экономичный расход;

- научить обращать внимание на подбор и сочетание в работе нужной цветовой гаммы (элементы и детали работы должны сочетаться с фоном);

- сформировать представление о данном направлении в различных сферах

применения (интерьер, архитектура, моделирование одежды, реклама т. д.);

- создание непринуждённой эмоциональной обстановки в учебном объединении.

Задачи второго года обучения:

- знакомство с новыми более сложными технологиями (объединение отдельно выполненных элементов в одну композицию – объёмные панно и изучение совершенно новых технологий – фриволите, гильоширование, плетение из бумаги, декупаж);


- научить работать с новыми видами материалов, используемых в нужных технологиях (декоративные акриловые краски, декоративные универсальные контуры, подарочная бумага, искусственный шелк и т.д.);

- научить правильно размещать детали в композиции по стилю, форме, цвету;

-прививать аккуратность при выполнении работы (усложнённые варианты требуют большей аккуратности);

- прививать чувство толерантности в коллективе.

Задачи третьего года обучения:

- введение новых технологий в процесс обучения;

-знакомство с новыми приёмами декорирования в различных стилях и направлениях;

-знакомство с исследовательской деятельностью.

Задачи творческой группы:

- самостоятельно выполнять работы и составлять композиции из пройденных тем;

- свободно ориентироваться в процессе подбора фактуры для фона и подбора или замены цветовой гаммы выполняемой работы;

- участие в исследовательской деятельности, научно – практических конференциях, умение презентовать свою работу.

Сроки реализации программы: 3 года

Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста от 8 до 17 лет. Занятия проходят два раза в неделю: первый год обучения (младший школьный возраст) – по 2 часа - 144часа в год, второй, третий год обучения и творческие группы (средний и старший школьный возраст) – по 3 часа - 216 часов в год.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

1-й год обучения

Учащиеся знают:

-виды декоративно - прикладного искусства;

-инструменты и материалы, применяемые в работе, последовательность

технологических операций;

-правила по технике безопасности при работе;

-виды, свойства и названия материалов, используемые в работе.

- общие сведения о профессиях связанных с народными промыслами.

Учащиеся умеют:

-организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом

и поддерживать порядок во время работы;

-выполнять поручения педагога, данные в устной или письменной форме;

- под руководством педагога проводить анализ изделия