Файл: Контрольная работа i электричество а. Электростатика б. Постоянный ток примеры решения задач.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

введение

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРА

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № I

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

А. ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Б. ПОСТОЯННЫЙ ТОК

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ


Изучение курса физики преследует цель выработать у студентов научное мировоззрение на основе диалектико-материалистических представлений о явлениях, происходящих в природе, облегчить вос­приятие более узких курсов, поскольку физика является базовой дисциплиной для большого числа общеинженерных и специальных дисцип­лин. Законы и методы физики широко используются в этих дисциплинах. Кроме того, знание физических основ необходимо инженеру в его пов­седневной практике, ввиду все более тесного переплетения современ­ного производства с физикой. В свою очередь курс физики использует ряд материалов, изложенных в курсах математики и химии.

Изучение физики продолжается в течение четырех семестров, на первом и втором курсах. Всего в процессе изучения физики студенты выполняют шесть контрольных работ, восемь лабораторных работ и сдают два зачета и два экзамена. В соответствии с этим, основной учебный материал в пособии распределен на ряд разделов. В каждом из них содержатся методические указания к самостоятельной работе с учебником И.В.Савельева "Курс общей физики", примеры решения за­дач, и контрольное задание. Кроме того, в пособии даны общие мето­дические указания и некоторые справочные таблицы.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Работа студента-заочника по изучению курса физики складывается из следующих видов работ: самостоятельного изучения физики по учеб­ным пособиям, работы в контакте с преподавателями кафедры физики, решения задач, выполнения контрольных и лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Самостоятельное изучение курса физики по учебным пособиям

Самостоятельная работа с учебными пособиями является главным видом работы студента-заочника. Здесь рекомендуется следующее:


  1. Изучать курс физики систематически в течение всего учебного процесса. Изучение физики в сжатые сроки перед экзаменом не даст глубоких и прочных знаний.

2. В качестве основного учебного пособия студенты могут исполь­зовать курс общей физики И.В.Савельева изд. 1989-1992 гг. как наи­более строгий в рамках втуза и наиболее распространенный. Кроме того, в каждом разделе настоящего УМД содержатся методические ука­зания по работе с этим учебником. Однако курс физики можно изучать и по другим учебным пособиям, охватывающим все вопросы приведенной ниже рабочей программы. При этом важно, выбрав какое-нибудь посо­бие за основное по определенной части курса, придерживаться данного пособия, пока не будет изучена эта часть курса. Замена одного по­собия другим в процессе изучения может привести к утрате логической связи между отдельными вопросами. С другой стороны,если выбранное пособие не дает полного или ясного ответа на некоторые вопросы программы, необходимо обращаться к другим учебным пособиям.

3. При чтении учебного пособия составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, выражающие эти законы, определения физических величин и единиц их измерения, делать чертежи и решать типовые задачи. При решении задач следует пользоваться системой единиц СИ.

4. Самостоятельную работу по изучению курса физики подвергать систематическому самоконтролю. Для этого после изучения очередного раздела курса следует ставить вопросы и отвечать на них. Вопросы для самоконтроля и ответы на них должны касаться основных физичес­ких законов, математической записи этих законов и границ их примени­мости, определения физических величин и единиц их измерения. При этом надо использовать рабочую программу курса.

Решение задач

Систематическое решение задач - необходимое условие успешного изучения курса физики. Решение задач помогает уяснить смысл физи­ческих законов, закрепляет в памяти формулы, прививает навыки практического применения теоретических знаний. При решении задачи рекомендуется следующее:

I. После слова "дано" выписать все величины с их числовыми зна­чениями, которые будут использованы в процессе решения задачи. Числовые значения, исключая те случаи, когда определяются безраз­мерные отношения, тут же переводить в систему СИ, проставляя рядом

соответствующие наименования. После слова "найти" выписать все искомые величины (или отношения величин) со знаком вопроса.



2. Указать те основные законы и формулы, на которых базируется решение данной задачи, и привести их словесную формулировку.. Разъяс­нить смысл буквенных обозначений, входящих в исходную формулу. Если такая формула является частным случаем фундаментального зако­на, то ее необходимо вывести из этого закона, используя граничные условия.

3. Сделать чертеж или график, поясняющий содержание задачи (в тех случаях, когда это возможно). Выполнить его надо аккуратно, желательно размером на полстраницы, при помощи карандаша, циркуля, линейки, лекал. На чертеже или графике чернилами должны быть нане­сены обозначения всех буквенных величин, которые используются в расчетных формулах и могут быть пояснены чертежом.

4. Каждый этап решения задачи сопровождать краткими, но исчерпы­вающими пояснениями.

5. Физические задачи весьма разнообразны, и дать единый рецепт их решения невозможно. Однако, как правило, физические задачи сле­дует решать в общем виде, т.е. выразить искомую величину в буквен­ных обозначениях величин, заданных в условиях задачи и взятых из таблицы. При этом способе не производятся вычисления промежуточных величин; числовые значения подставляются только в окончательную (рабочую) формулу, выражающую искомую величину. Рабочая формула должна быть записана в рационализованной форме, все величины, входящие в нее, выражены в единицах СИ.

6. Подставить в рабочую формулу наименования единиц (в которых выражены заданные числовые значения) и, путем упрощающих действий с ними, убедиться в правильности наименования искомой величины.

7. Подставить в рабочую формулу числовые значения, выраженные в единицах одной системы, рекомендуется - в СИ. Несоблюдение этого правила приводит к неверному результату. Исключение из этого правила допускается лишь для тех однородных величин, которые вхо­дят в виде сомножителей в числитель и знаменатель формулы с одина­ковыми показателями степени. Такие величины можно выразить в любых единицах, но обязательно в одинаковых.

8. Произвести расчетные действия с величинами, подставленными в рабочую формулу, записать в ответе числовое значение и сокращен­ное наименование единиц измерения искомой величины.

9. При подстановке в рабочую формулу, а также при выражении ответа числовые значения величин записывать как произведение де­сятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на десять в соответствующей степени. Например, вместо 3520 надо записать 3,52*10
3, вместо 0,00129 записать 1,29*10-3 и т.д. Рекомендуемая запись числовых значений облегчает расчетные действия с ними, яв­ляется более компактной и наглядной.

10. Оценить правдоподобность числового ответа. В ряде случаев такая оценка помогает своевременно обнаружить ошибочность получен­ного результата и устранить ее. Например, коэффициент полезного действия тепловой машины не может быть больше единицы, электричес­кий заряд не бывает меньше электронного заряда l= 1,6*10-19 Кл, скорость тела не может превзойти скорость света в вакууме l=З*108 м/с и т.д.

Чтобы приобрести необходимые навыки в решении задач и подгото­виться к выполнению контрольной работы, следует после изучения очередного раздела курса физики внимательно разобрать помещенные ниже примеры решения типовых задач.

Выполнение контрольных работ

Студенты в процессе изучения курса физики выполняют шесть кон­трольных работ по следующим разделам курса:

контрольная работа № I "Механика";

контрольная работа № 2 "Электростатика и постоянный ток";

контрольная работа № 3 "Электромагнетизм";

контрольная работа 4 "Колебания и волны";

контрольная работа 5 "Волновые процессы, волновая и квантовая оптика";

контрольная работа 6 "Элементы квантовой физики и физики твердого тела". "Статистическая физика и термодинамика".

При выполнении контрольных работ студенту необходимо руководст­воваться следующим:

I. Контрольные работы от первой до последней выполняются только по условиям задач данного пособия. Замена какой-либо контрольной работы другой, взятой из аналогичного пособия, но другого года из­дания, не допускается.

2. Контрольные работы выполняются в обычной школьной тетради в клетку, на первой странице которой наклеивается специальный бланк, выдаваемый деканатом.

3. Контрольная работа выполняется чернилами темного цвета (черного или синего). Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставляются поля. Каждая следующая задача должна начинать­ся с новой страницы. Условия задач переписываются полностью без сокращений. Задачи нумеруются теми же номерами, которые указаны в контрольном задании.

4. Решение задач выполняется в соответствии с правилами, изло­женными в разделе "Решение задач" (см. с. 4-6). В задачах, отме­ченных звездочкой, необходимо сделать поясняющий черте» или график.


5. После получения из института прорецензированной работы сту­дент обязан выполнить все указания рецензента.

6. Во избежание одних и тех же ошибок очередную работу следует высылать в институт только после внимательного ознакомления с рецензией на предыдущую работу.

7. Если контрольная работа после рецензирования не зачтена, студент представляет ее на повторную рецензию, исправив решения тех задач, которые оказались выполненными неверно.;При этом все исправления, дополнения, повторные решения задач, вытекающие из требований рецензента, выполняются в этой же тетради на свободных страницах. Нельзя делать исправления в том же месте, где допущены ошибки. Если исправления выполняются в отдельной тетради, то эта тетрадь обязательно представляется вместе с незачтенной работой.

8. Если контрольная работа зачтена, но рецензентом указано на необходимость внести какие-либо дополнения, пояснения или исправ­ления в решения задач, то все они должны быть выполнены до экзамена.

9. При получении экзаменационного билета экзаменатору предъяв­ляются зачтенные работы. Студент должен быть готов дать во время экзамена пояснения по существу решения задач, входящих в его кон­трольные работы.

10. Срок действия зачтенных контрольных работ, по тематике ко­торых не сдан экзамен - два года, считая с момента зачтения первой контрольной работы.

Использование программируемых микрокалькуляторов при решении физических задач

Применение программируемых микрокалькуляторов (ПМК) позволяет существенно сократить время, затраченное на решение задач за счет автоматизации расчетов.

Работа с ПМК предполагается как в автоматическом режиме, так и в режиме "Программирование". Режим "Программирование" рекомендует­ся использовать в тех случаях, когда необходимо провести серию вычислений по одной рабочей формуле, меняя значения входящих в нее параметров с целью построения графиков для анализа исследуемых зависимостей физических величин.

Для всех задач, объем вычислений в которых делает целесообраз­ным использование ПМК в режиме "Программирование", в приложении приведены соответствующие программы и инструкции работы с ними.

Программы составлены для ПМК "Электроника МК-56". Они могут быть также использованы и при работе с ПМК "Электроника МК-54", "Электроника MK-6I", "Электроника Б3-34". Помните, что примене­ние ПМК экономит Ваше время!