ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
Институт непрерывного образования
Тема контрольной работы:
Средневековье как этап всемирной истории (V – XV вв.)
Группа №:
Студент:
Оглавление
-
Введение
-
Становление и развитие христианской цивилизации в Европе -
Ислам и халифат -
Индия и Китай в эпоху Средневековья -
Цивилизации доколумбовой Америки -
Заключение -
Список источников и литературы
Введение
Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Во многом она оказала определяющее влияние на развитие современного мира. Данный факт служит аргументом актуальности нашего исследования. Социально-классовая структура средневекового общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. Феодальный способом производства характерный для средневековья стал важнейшим этапом в развитии социально-экономических отношений в истории мировых цивилизаций.
Цель данной работы - рассмотреть Средневековье как этап всемирной истории (V-XV вв.).
Задачи работы:
-
охарактеризовать становление и развитие христианской цивилизации в Европе; -
изучить процесс появления ислама и развитие арабского халифата; -
исследовать условия развития средневековых Индии и Китая в эпоху Средневековья; -
дать оценку цивилизациям доколумбовой Америки.
Объект исследования данной работы - Средневековье как важная составляющая генезиса мировых цивилизаций. Предмет исследования - развитие социальных, политических и экономических отношений в различных странах Средневековье.
Методы исследования в данной контрольной работе: общенаучный, историзма и метод-переход от общего к частному.
Теоретической базой работы стали исследования и научные работы таких специалистов в области средневековой истории Европы, Азии и Америки, как Абрамов В.С., Баландин Р.К., Бондарев Л.Г., Василенко И.А., Галич М.А., Пийримяэ Х.А., Шестакова К.Д., Яковец Ю.В.
1. Становление и развитие христианской цивилизации в Европе
Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.
Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идея объединения христианского мира стали определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII - начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии.
Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова "феод". Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором (по-латински - "старшим") своему вассалу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. В некоторых странах отношения между владельцами феодов - феодалами - можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве, считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заключался договор. В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.
Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Евангелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны.
Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств. Национальные государства в Европе начали складываться в конце XI-ХІII вв., а окончательно сформировались в ряде случаев уже в новое время. Одновременно с национальными государствами возникают и сословно-представительные учреждения. Так, в Англии в 1215 году была принята первая конституция - Великая хартия вольностей, а в 1265 г. - появился парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285-1314 гг.) были впервые созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии при Максимилиане І в XV в. был создан Имперский сейм - рейхстаг. В XIV-XV веках Европа вступила в завершающий период эпохи Средневековья, сопровождавшийся кризисом и трансформацией основ средневековой европейской цивилизации.
Сделаем вывод. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Церковь боролась за прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делилось на три сословия: служители церкви; рыцари; крестьяне и горожане. Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств.
2. Ислам и халифат
В VII в. в Аравии зародилась третья по времени возникновения - после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) - мировая религия. Ее название - "ислам" - значит "покорность Богу", а принятое в Европе наименование "мусульманство" происходит от арабского "муслим" - "покорный богу". До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба - храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, извлекали из этих посещений немалую выгоду. Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога - Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. "Городом пророка"). Это событие, называемое по-арабски "хиджра", т. е. "переселение", стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.). В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама - Коран (по-арабски - "то, что читают"). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах - единственное божество, а Мухаммед - его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж - паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до "священной войны" против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников - Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.
После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски - "заместитель, преемник"), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. За короткий срок первые халифы создали большое войско, главную силу которого составляла конница. Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Арабский халифат постепенно сформировался в огромную "мировую державу", объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств. В результате арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций.
Подведем итог. В VII в. в Аравии зародилась третья по времени возникновения - после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) - мировая религия - ислам. Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога - Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски - "заместитель, преемник"), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. В результате арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций.