ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОЛНЦЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО________ Заместитель директора Приказ МКОУ
________________________ МКОУ «Солнцевская СОШ» «Солнцевская СОШ»
Протокол от « » августа Солнцевского района Солнцевского района
2022г. № Курской области Курской области №_____
______________Д.Г.Мальцева от «____» августа 2022г.
Директор МКОУ
«Солнцевская СОШ»
____________О.Ю.Дергилева
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для слабовидящих детей
предмета «Русский язык»
Составила учитель
русского языка и литературы
Шеховцова И.Л.
пос. Солнцево, 2022 г.
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся .
Данная рабочая учебная программа для 6 класса (ФГОС) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику «Русский язык 5-9 классы (базовый уровень)» общеобразовательной школы под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 2012,
допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях и с учетом общих образовательных потребностей для слабовидящих обучающихся
Цель реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся в образовательной организации — создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей, слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:
-
формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья; -
обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями; -
развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции; -
достижения планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися; -
осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП ООО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции; -
выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; -
организации интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности; -
участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; -
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; -
предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности; -
включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и пре образования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
-
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; -
увеличение времени на выполнение практических работ; -
введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения; -
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего; -
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций; -
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве; -
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; -
повышение коммуникативной активности и компетентности;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
-
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -
осознание ответственности человека за благосостояние общества; -
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; -
отказ от деления на «своих» и «чужих»; -
уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
-
доброжелательность, доверие и внимание к людям, -
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
-
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; -
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; -
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
-
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; -
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
-
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; -
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; -
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; -
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; -
целеустремленность и настойчивость в достижении целей; -
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; -
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А также формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего 2 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основого общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,
установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;