ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА
Студент
М.С. Хитрова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель к.псх.н., доцент Э.Ф. Николаева
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2020
2
Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему особенностей сенсорного развития детей раннего возраста в отечественных и зарубежных теориях.
Выбор темы обусловлен проблемой сенсорного развития детей раннего возраста.
Целью работы является изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста.
Бакалаврская работа основана на гипотезе, согласно которой для полноценного сенсорного развития необходимы особые психологические условия, суть которых заключается в полноценной организации предметной деятельности, как ведущей деятельности в этом возрасте, направленной на развитие сенсорных эталонов.
В ходе работы решаются следующие задачи: изучить теоретическую психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме, выявить уровень сенсорного развития детей раннего возраста, составить и апробировать программу по сенсорному развитию детей раннего возраста через расширение круга сенсорных эталонов, проанализировать полученные результаты.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование), приложения. Текст работы проиллюстрирован 4 таблицами и 4 рисунками. Объем работы – 63 страницы с приложением.
3
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...
4
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста……………………………………………………………………….
7 1.1
Проблемы сенсорного развития в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………….
7 1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста………………………………………………………………..
11 1.3
Психологические условия сенсорного развития детей раннего возраста……...………………………………………………
29
Глава 2 Эмпирическое исследование условий сенсорного развития детей раннего возраста………………………………………………………
38 2.1
Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста………………………………………………………………..
38 2.2
Организация психолого-педагогической работы, направленной на реализацию условий сенсорного развития детей раннего возраста………………………………………………………
45 2.3
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……
51
Заключение…………………………………………………………………...
56
Список используемой литературы………………………………………….
58
Приложение А Картотека дидактических игр, формирующих у детей
2,5 – 3 лет представления о системе сенсорных эталонов………………...
61
4
Введение
Сенсорное развитие является базой для дальнейшего психического развития ребенка. От того насколько сформированным, точным и полным будет восприятие ребенком себя и окружающего его мира, зависит дальнейшее гармоничное становления личности, развития умственных способностей и воображения, нравственного и эстетического воспитания. Без понимания качеств, свойств и отношений предметов окружающего мира невозможно дальнейшее овладение различными видами деятельности, усвоение новых знаний и навыков.
«Золотым возрастом сенсорного развития» считают ранний дошкольный возраст (первые три года жизни). Это период становления и совершенствования всех органов чувств и накопления с их помощью знаний и представлений об окружающем ребенка мире. Происходит изучение и усвоение сенсорных эталонов – обобщенного сенсорного знания и опыта, накопленного за всю историю развития человеческой культуры.
Сенсорное развитие детей раннего возраста, освоение ими сенсорных эталонов происходит в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в этот период. Однако исследования показали, что если предоставить ребенку возможность только лишь самостоятельного изучения окружающих его предметов и явлений, то полученные знания будут поверхностными и не полными. Для формирования у ребенка более точных, целостных представлений необходимо своевременное, целенаправленное, качественное сенсорное воспитание. Для этой цели многие выдающиеся отечественные и зарубежные деятели дошкольной педагогики (О. Декроли,
М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.) разрабатывали дидактические игры и упражнения для развития и совершенствования всех органов восприятия
(зрение, слух, осязание).
Благоприятной в данном отношении является социальная ситуация в раннем возрасте. Происходит вхождение детей в систему дошкольного
5 образования, в рамках которого организуются программы сенсорного развития детей раннего возраста. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» говориться, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
В настоящее время в нашей стране в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество групп для детей раннего возраста, а, следовательно, растет потребность в увеличении числа квалифицированных педагогов-психологов и обучении их методам работы с детьми раннего возраста. Для этого необходимо систематизировать уже имеющиеся в этой области знания, разрабатывать методические рекомендации, апробировать и определять их эффективность и внедрять в практику.
В связи с этим нами были сформулированы следующие цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста является важной предпосылкой умственного развития ребенка. Мы предполагаем, что для полноценного сенсорного развития необходимы особые психологические условия, суть которых заключается в полноценной
6 организации предметной деятельности, как ведущей деятельности в этом возрасте, направленной на развитие сенсорных эталонов.
Задачи исследования.
1.
Изучить теоретическую психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2.
Выявить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
3.
Составить и апробировать программу по сенсорному развитию детей раннего возраста через расширение круга сенсорных эталонов.
4.
Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
эмпирические (наблюдение, беседа, диагностика);
качественные и количественные методы обработки данных.
База проведения исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120 "Сказочный" городского округа Тольятти.
Практическая значимость: собранная информация и результаты исследования данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при работе в дошкольных образовательных учреждениях для сенсорного развития детей раннего возраста.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), приложение. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками.
7
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей раннего
возраста
1.1 Проблемы сенсорного развития в работах отечественных и
зарубежных авторов
Изучением сенсорного развития детей вот уже много лет занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. В период XIX – XX веков в психологической литературе получают распространение такие темы как: «развитие и воспитание органов чувств», «организация ощущений»,
«развитие и воспитание сенсорных способностей». В этот период многие психологи начинают активно разрабатывать и реализовывать методики по развитию сенсорного восприятия у детей (О. Декроли, М. Монтессори,
Е.И. Тихеева и другие).
В современной психологии под термином «сенсорное развитие» понимается развитие восприятия (перцепции). Согласно толковому словарю иностранных слов перцепция – это непосредственное отражение объективной действительности органами чувств [24]. Но как отмечают
А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин, «в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции» [20].
Согласно деятельностному подходу к изучению психики процессы восприятия – это специфические действия, называемые перцептивными
(сенсорными). Задачей этих действий является изучение свойств окружающих объектов, их отношений между собой, создание их внутреннего образа, для того, чтобы в дальнейшем успешно с этими объектами взаимодействовать. А продуктом перцептивного действия будет являться субъективный образ воспринимаемого объекта, предмета, явления.
8
Опираясь на этот подход, Ю.М. Хохрякова характеризует сенсорное развитие детей раннего возраста как развитие восприятия, рассматриваемое сквозь призму формирования перцептивных действий[27].
Свое определение сенсорному развитию дают Л.А. Венгер и
Э.Г. Пилюгина: «Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.» [8, с. 9].С одной стороны, сенсорное развитие рассматривается как основа для общего умственного развития, с другой стороны оно играет самостоятельную важную роль в деятельности ребенка. Тот уровень сенсорного развития, которого ребёнок достигнет в раннем возрасте, будет оказывать влияние на всю дальнейшую деятельность человека, особенно творческую. По мнению
Ю.М. Хохряковой сенсорное развитие способствует процессу формирования необратимых количественных и качественных позитивных изменений, происходящих под влиянием приобщения детей к сенсорной культуре общества [27].
Результатом сенсорного развития является освоение ребёнком сенсорных эталонов – образцов чувственно воспринимаемых свойств и отношений предметов (цвета, геометрическая форма, высота звука и др.), которые сформировались в процессе исторического сенсорного развития общества.
Для того чтобы у ребенка формировались точные, целостные сенсорные эталоны, полное представление об окружающей его действительности необходимо своевременное, целенаправленное сенсорное воспитание, «педагогическое руководство» сенсорным развитием.
По мнению А.Н. Леонтьева сенсорное развитие осуществляется не только в ходе пассивного созерцания действительности, но и в процессе активной практической деятельности[14].
Л.А. Венгер пришел к выводу, что процесс сенсорного развития состоит в ознакомлении дошкольников с сенсорными эталонами и выработки
9 у них перцептивных операций по применению этих эталонов в целях обследования предметов и явлений, выделения их свойств, их характеристики [9].
Е.А. Стребелева считает, что: «развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой – формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств различных предметов» [21, с. 11 - 12].
Для того чтобы ребенок мог осуществлять перцептивные действия с предметами, ему необходимо усвоить системы сенсорных эталонов. Ребенок будет сопоставлять те свойства и качества предметов, которые он воспринимает с известными ему сенсорными эталонами, вследствие чего его восприятие будет приобретать целенаправленный и организованный характер. Но так как системы сенсорных эталонов сложны и объемны, ребенок не может усвоить их сразу. Процесс усвоения этих эталонов осуществляется поэтапно, по отдельным элементам. Вначале у ребенка формируются индивидуальные представления и перцептивные действия
(«пердэталоны»), а затем происходит овладение общепринятыми сенсорными эталонами. Сенсомоторные предэталоны формируются в течение первого года жизни ребенка. На втором и третьем году жизни происходит формирование предметных предэталонов.
Основными задачами сенсорного развития, по мнению многих авторов, являются повышение чувствительности анализаторов
(зрительная, тактильная, обонятельная, слуховая чувствительность) и обучение правильно называть свойства предметов [12]. Отечественные исследователи включают в этот список еще ориентировку во времени, развитие музыкального и речевого слуха.
10
Значимый вклад в изучение сенсорного развития детей раннего возраста внесла М. Монтессори. Она считала сенсорное развитие одной из главных задач в процессе обучения и развития детей и разработала систему упражнений, направленных на развитие органов чувств и самостоятельного мышления детей. Ее система с различными дидактическими материалами и подготовленной развивающей средой, способствовавшая становлению самостоятельности и независимости детей, широко применяется и сейчас.
В начале XX века исследованием сенсорного развития детей в нашей стране занимались Е.И. Тихеева и М.М. Манасеина. Е.И. Тихеева считала, что для полноценного познания детьми мира необходимы хорошо развитые органы чувств. Сенсорное развитие неразрывно связывала с игровой и трудовой деятельностью ребенка. М.М. Манасеина утверждала, что существует неразрывная связь между сенсорным и умственным развитием детей, и через воздействие на органы чувств происходит умственное развитие.
Большой интерес к изучению сенсорного развития детей раннего возраста проявляли исследователи в XX веке. А.В. Запорожец, М.И. Лисина,
Б.Г. Ананьев строили свою теорию на представлении о том, что сенсорное развитие идет за счет перцептивных действий, которые в свою очередь влияют на практическую деятельность ребенка. Делали акцент на том, что через принятие ребенком сенсорных эталонов происходит усвоение им общечеловеческого сенсорного опыта. Ж. Пиаже в своей концепции, напротив, основывался на мнении, что перцептивные действия являются результатом индивидуального опыта.
Л.А. Венгер уделял большое внимание процессу формирования и усвоения сенсорных эталонов. По его мнению, то, как хорошо ребенок усвоит эти эталоны, станет основой индивидуальной сенсорной культуры ребенка.
Э.Г. Пилюгина полагала, что в раннем детстве ребенку еще сложно усвоить все общепринятые сенсорные эталоны. Но задача взрослых
11 заключается в том, чтобы подготовить почву для их дальнейшего усвоения, помочь накопить как можно больше представлений об окружающем мире. В дальнейшем эти знания помогут детям группировать объекты по их свойствам и проводить их дальнейший анализ.
Свой взгляд на сенсорное развитие детей привнесли Н.Н. Поддьяков и
А.П. Усова В своей работе по сенсорному развитию детей начали использовать специально разработанные дидактические игры и упражнения.
По их мнению, для лучшего усвоения и закрепления, полученных в процессе этих игр знаний и умений, необходимо их сочетание с занятиями музыкой, рисованием, конструированием и пр.
В XXI веке интерес исследователей к проблеме сенсорного развития детей не ослабевает. Отечественные исследователи М.Б. Медведева,
Т.П. Бабич,
Е.А. Янушко являются авторами последовательных специализированных дидактических игр, направленных на развитие сенсорного восприятия детей.
Такое пристальное внимание к проблеме сенсорного развития детей на протяжении многих лет отечественных и зарубежных авторов позволяет нам сделать вывод о сложности и важности ее изучения. Не смотря на всю проделанную работу и полученные данные, если потребность в дальнейшем изучении особенностей сенсорного развития детей раннего возраста, разработке и внедрении в практику развивающих программ.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего
возраста
В современной психологии есть несколько классификаций возрастных периодов. Одной из наиболее распространенных и общепринятых является периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет
Д.Б. Эльконина. В этой периодизации сочетаются теория деятельности
А.Н. Леонтьева, концепция развития личности Л.И. Божович и основные