Файл: Предмет зп это отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деятельности народов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет, метод и система земельного права.

ЗП – это самостоятельная отрасль рос. права, представляющая собой систему правовых норм, регул-х зем.отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, а также защиты зем.прав и интересов граждан и юр.лиц.

Предмет ЗП – это:

1. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

4. имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс общественных, имущественных и управленческих отношений.

Особенность предмета ЗП состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства, с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.

Метод правового регулирования – это специфический способ воздействия на участников земельных отношений (способ регулирования ЗО). Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников земельных отношений в нужном для государства и общества направлении.
Метод правового регулирования проявляется:

1. в характере возникновения земельно-правовых норм,

2. установлении прав и обязанностей участников земельно-правовых отношений,

3. мер воздействия в отношении этих участников.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. В ЗП применяется метод, свойственный административному праву, т.е. власти и подчинения, и метод, свойственный гражданскому праву, - равенства участников земельно-правовых отношений. В первом случае используются императивные предписания, обязательные правила поведения. Во втором – диспозитивные нормы, позволяющие участникам принимать решения по своему усмотрению. В ЗП используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой методы правового регулирования. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство.

Методы правового регулирования:

1. свойственны только государству в лице его органов;

2. касаются только юридических норм;

3. обеспечиваются государственным принуждением.

Система земельного права – совокупность правовых институтов, каждый из институтов состоит из норм, регулирующие ЗО и обладающие единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся:

1. институт принципов З.П.

2. институт собственности и иных прав на землю

3. государственное управление землями

4. охрана земель

5. ответственность за нарушение земельного законодательства

6. землеустройство

7. предоставление и изъятие земельных участков

8. планирование и использование Земли

9. контроль за использованием Земли

Правовыми институтами особенной части являются институты определяющие специфику правового режима отдельных категорий земель:

1. земель сельскохозяйственного назначения



2. земель населенных пунктов

3. земель промышленности, транспорта и иного (специального) назначения

4. земель особо охраняемых территорий и объектов

5. земель лесного фонда

6. земель водного фонда

7. земель запаса.

Общая часть учебной дисциплины – предмет, метод, система ЗП, понятие и характеристика земельных правоотношений, источники земельного права и его развитие, регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

Особенная часть – основные аспекты пользования лесами, недрами, водами.

2. Основные принципы земельного права.

Принципы – это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования права, его развития и функционирования.

Е.С. Болтанова определяет принципы ЗП как объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие, руководящие положения, отражающие сущность земельного права.

ЗП основывается на общеправовых, межотраслевых принц, которые присущи и иным отраслям рос. правовой системы, и на отраслевых принципах, свойственных ЗП в силу специфики регулируемых им общественных отн. В рамках отдельных институтов ЗП могут быть выделены и свои принципы.

Классификация принципов ЗП, предлож.Е.В. Сырых. Автор предлагает подразделить принципы ЗП на след виды:.

1. Принципы охраны и использования земель:

а) Принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека. Регулирование отношений по использованию и охране земли осущ., исходя из представлений о земле как о природном объекте - охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и как о природном ресурсе - используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер.РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

б) В соответствии с принципом приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества устанавливаются обязанность собственников земельных участков (ЗУ) не наносить вреда окр. среде при осуществлении владения, пользования и распоряжения ЗУ, а также ограничения гражданско-правового оборота ЗУ - особые условия совершения сделок с ЗУ, направленные на обеспечение рационального использования земель.


в) Согласно принципу приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных тер. и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Это не отрицание или умаление значения земель других категорий.

2. Принципы, связанные с правом граждан и их объединений на землю:

а) Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека вытекает из положения КРФ о праве каждого на благоприятную окр среду, а также из ФЗ "Об охране окру. среды". Этот принцип выражается в том, что цели, методы или способы использования и охраны земель не должны представлять опасность для жизни и здоровья человека.

б) Принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землюозначает, что указанные лица имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а ОГВ и ОМСУ, субъекты хоз. дт-ти обязаны обеспечить возможность их участия в порядке и в формах, которые установлены закон-ом. Необходимым и важным условием реализации данного принципа является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении ЗУ для строительства, о разработке и основных положениях документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

в) Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан выражается в том, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ. В данном случае речь идет о согласовании общественных интересов в области использования и охраны земель и частных интересов собственников, обладателей иных имущественных прав на земельные участки.

3. Принципы государственного управления землей:

а) Принцип платности использования земли. Любое использование земли осуществляется за плату, исключения из этого правила могут быть прямо установлены ФЗ или законами субъектов РФ.


б) В соответствии с принципом деления земель по целевому назначению на категории правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

в) Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель выражается в том, что правовой режим земель должен устанавливаться с учетом природного, соц., экон. и иных факторов.

4. Принципы, связанные с землей как объектом недвижимости:

а) Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов - все прочно связанные с ЗУ объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ. Для использования объекта недвижимости необходимо наличие имущественных прав и на ЗУ, и на объект недвижимости, расположенный на нем.

б) Принцип разграничения гос. собственности на землю на собственность РФ, собственность суб.РФ и соб-ть мун образ, согласно кот. правовые основы и порядок такого разграничения уст. ФЗ «О разграничении гос. собст-ти».

Значение принципов земельного права состоит в том, что они:

1) определяют цели, на которые должна быть ориентирована вся нормотворческая деят-ть в обл. земельного закон-ва, находящая выражение в нормах как ЗК, так и др. ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ . Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество в сфере зем.отношений.

2) составляют основу формирования норм ЗП и тем самым обеспечивают системность и последовательность правового регулирования в данной области. Например, принцип приоритета сохранения особо ценных земель последовательно раскрыт в ст. 79, 94-101 ЗК РФ, где установлены виды земель, перевод которых в иные категории земель для использования, не связанного с их целевым назначением, ограничивается или запрещается.

3) могут в определенных случаях служить критерием, позволяющим разрешать возможные правовые коллизии при применении отдельных актов и норм земельного закон-ва.

4) применяются в случае пробела в земельном законодательстве. В ЗК РФ прямого предписания о применении норм ЗП по аналогии не установлено, однако это не является препятствием для применения закрепленных норм-принципов ЗП в качестве аналогии права при отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения. Более того, суд должен решать дела на основе общих начал и смысла законодательства при выявлении пробелов в правовом регулировании земельных отношений (п. 3 ст. 11 ГПК РФ).