Файл: Контрольная работа вариант18 Структура культуры Обучающейся 1 курса заочной формы обучения Факультета экономики и управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тип культуры может стать положительным или отрицательным идеалом, сама же культура находится в любом обществе в очень ложной взаимосвязи с идеологией, с политикой, с экономикой, со всей системой социальный отношений. И любая социальная сила не может быть безразличной к существующему или возникающему, тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и фашизм, и любая другая форма авторитаризма, тоталитаризма, всякой абсолютной власти непременно стремится ввести жесткую регламентацию в систему культуры, подчинить культуру своему воздействию, контролю, «изъять» из культуры как памяти и из культуры как процесса то, что «не угодно», «вредно». И чем острее социальные, политические и иные противоборства в обществе, тем острее и конфликты внутри культуры, тем острее конфликт культуры, отстаивающей гуманистические идеалы, с обществом, с властью.
В структуру культуры входят также и субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Субстанциональные блок составляет «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.
Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса.
В функциональный блок входят:
традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;
с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).
.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ.
Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многоплановая разноуровневая структура культуры позволяет ей осуществить ряд функций:
• Человекотворческая (преобразующая).
Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
• Информационная.
Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
• Познавательная (гносеологическая).
Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
• Коммуникативная.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
• Нормативная (регулятивная или защитная функция).
Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
• Знаковая (семиотическая).
Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
• Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
• Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.
• Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ.
Это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология — интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда дисциплинарных областей, анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра “культура и ее аспекты”, что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин.
Методы культурологии
• исторический,
• сравнительно-исторический,
• морфологический,
• цивилизационно-типологический,
• структурно-функциональный,
• семиотический,
• структурный.
Список используемой литературы:
-
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. -
Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. М., 1994. Ч.1. -
Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. -
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. -
Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М., 1996. -
Традиция в истории культуры. М., 1978. -
Человек и его ценности. М., 1988. Ч.1. -
1. Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -
Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2001. -
Культурология / Под ред Ф.Д. Авдотьева. М.: «Прогресс», 2001. -
Культурология / Под ред. В.С. Куравлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -
Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.