ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах», СОГЛАСНО ФГОС 3 ПОКОЛЕНИЯ …………………………………………5
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах»………….8
2.1 Цели и задачи учебного модуля …………………………………………...8
2.2 Структура учебного модуля………………………………………………..9
2.3 Основные теоретические понятия учебного модуля…………………….10
2.4 Лабораторные и практические работы учебного модуля……….……….15
2.5 Тренажеры по темам учебного модуля…………………………………...17
2.6 Тесты по темам учебного модуля ………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Акутальность темы исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. Они определяют цели, задачи и содержание образования, а также требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты разработаны с учётом современных тенденций развития общества, науки и технологий, а также потребностей личности в формировании компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в себя требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны освоить учащиеся на каждом этапе обучения – начальной, основной и средней школе. Они ориентированы на развитие личности, её творческих способностей, умения работать в коллективе, принимать решения и реализовывать свои идеи.
Согласно новому методологическому подходу, структура и содержание стандартов ФГОС были изменены. Новый подход к разработке стандартов ФГОС учитывает современные требования к образованию, потребности рынка труда и общества в целом, а также ориентируется на развитие ключевых компетенций учащихся и индивидуализацию образования. Использование современных технологий также является важным элементом новой методологии. Также в новых стандартах уделяется большое внимание развитию учебных программ, которые должны быть более гибкими и адаптивными к потребностям учащихся. Они должны предоставлять возможность выбора индивидуальных траекторий обучения, учитывать интересы и склонности учеников, а также обеспечивать разнообразие форм и методов обучения. Модернизация образования является в настоящее время приоритетной задачей российской образовательной политики.
Электролиты являются средой для проведения многих химических синтезов и процессов электрохимических производств. Они также широко используются в медицине, пищевой промышленности и других отраслях. Поэтому понимание и изучение их свойств имеет большое значение для различных областей науки и технологии.
Электролиты вещества, которые разлагаются на ионы в растворе и могут проводить электрический ток. Они играют важную роль в биологических процессах, поддержании гомеостаза в организме и промышленности.
Сила электролита в значительной степени зависит от природы растворителя. Например, в воде наиболее эффективно проводятся ионы натрия, калия, хлора, кальция и магния. В других растворителях, таких как спирт, кетоны и эфиры, проводимость электролитов может быть значительно ниже.
Деление электролитов на сильные и слабые в некоторой степени условно, т. к. оно отражает не свойства самих электролитов, а их состояние в растворе. Например, уксусная кислота может быть сильным электролитом в очень разбавленном растворе, а в концентрированном растворе она будет слабым электролитом. Также, некоторые электролиты могут быть сильными в одних условиях, но слабыми в других. Например, угольная кислота является слабым электролитом в водном растворе, но может быть сильным электролитом в растворах некоторых других веществ.
Цель данной работы - разработка материалов по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» для 9 класса.
Задачи работы:
1. Изучить нормативные материалы по теме «электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах», согласно ФГОС 3 поколения.
2. Разработать материалы по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» для 9 класса.
1. НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах», СОГЛАСНО ФГОС 3 ПОКОЛЕНИЯ
Нормативные материалы по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» являются необходимым компонентом учебного процесса в рамках ФГОС 3 поколения. Они охватывают теоретические знания и практические навыки, необходимые для понимания процессов диссоциации и ионизации в растворах.
Основными нормативными материалами являются:
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) - документ, определяющий цели, задачи и содержание образования на основе принципов социального заказа, интеграции образовательных программ и современных технологий.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) - документ, определяющий цели, задачи и содержание высшего образования на основе принципов социального заказа, интеграции образовательных программ и современных технологий.
3. Учебно-методические материалы, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации, включающие учебники, пособия, методические рекомендации и т.д.
4. Нормативные документы, регламентирующие безопасность при проведении лабораторных работ и экспериментов.
В рамках изучения данной темы учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
- знать основные понятия и законы электролитической диссоциации и ионизации в растворах;
- уметь проводить эксперименты по определению электропроводности разбавленных растворов;
- уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о скорости диссоциации ионных соединений;
- знать правила техники безопасности при проведении лабораторных работ и экспериментов.
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах»
2.1 Цели и задачи учебного модуля
Тема "Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции" изучается в конце курса 8 класса и состоит из 10 параграфов, которые изучаются в течение 18 часов. В рамках этой темы ученики изучают теорию электролитической диссоциации, которая описывает процесс расщепления электролитов на ионы в растворе. Важным понятием является степень диссоциации, которая определяет, какая часть электролита расщепляется на ионы в растворе. Завершает тему и весь курс 8 класса химический практикум "Свойства электролитов", который занимает 4 часа. На практикуме ученики проводят эксперименты, изучают свойства различных электролитов и определяют их степень диссоциации. Это помогает им лучше понять теоретические концепции, изученные в предыдущих параграфах, и применять их на практике.
Основные задачи:
· расширение знаний учащихся о растворах и растворимости, о химических реакциях, идущих в водных растворах, о структуре веществ.
· усвоение учащимися полученных знаний о свойствах кислот, оснований и солей и их определения с точки зрения ТЭД;
· систематизировать сведения учащихся о электролитах и неэлектролитах. Подвести их к пониманию ТЭД.
Учащиеся должны знать:
· определения кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД;
· условия протекания реакций ионного обмена до конца;
· сильные, слабые электролиты и неэлектролиты;
· ионы, обуславливающие общность кислот, оснований и солей;
Учащиеся должны уметь:
· составлять уравнения реакций диссоциации кислот, оснований и солей;
· составлять уравнения реакций ионного обмена и гидролиза солей;
· определять качественный и количественный состав соединений;
· анализировать и излагать материал, пользуясь опорной схемой.
2.2 Структура учебного модуля
Примерное планирование на основе лекционно-семинарской системы и крупноблочного изучения материала с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся представлено в таблице 1.
Электролитами называются вещества, которые в растворе или расплавленном состоянии могут проводить электрический ток. Это происходит благодаря наличию вещества ионов, которые могут двигаться под воздействием электрического поля. Неэлектролитами называются вещества, которые не могут проводить электрический ток в растворе или расплавленном состоянии, так как они не содержат ионов. Некоторые примеры неэлектролитов: вода, спирт, глюкоза, сахароза, бензол, ксилол и многие другие органические соединения.
Теория Аррениуса была разработана в 1887 году шведским химиком Сванте Аррениусом и объясняет, какие вещества могут диссоциировать на ионы в растворе. Согласно этой теории, электролитическая диссоциация происходит только в тех веществах, которые содержат ионные связи, то есть связи между атомами с разными зарядами.
Некоторые вещества, такие как соли и кислоты, могут проводить электрический ток в растворе или расплавленном состоянии, так как они диссоциируют на ионы. Этот процесс называется электролитической диссоциацией. В результате диссоциации положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы) разделяются и свободно перемещаются в растворе, что позволяет проводить электрический ток через раствор. Например, хлорид натрия (NaCl) диссоциирует на ионы натрия (Na+) и хлорида (Cl-), что делает его электролитом в растворе.
Механизм электролитической диссоциации ионных веществ
Примером электролитической диссоциации может служить раствор соли NaCl. При проведении электрического тока через этот раствор, молекулы NaCl расщепляются на катион Na+ и анион Cl-. Катион Na+ перемещается к отрицательному электроду (катоду), где принимает электроны и превращается в нейтральный атом натрия. Анион Cl- перемещается к положительному электроду (аноду), где отдает электроны и превращается в нейтральный атом хлора. В результате этих процессов на катоде образуется газ водород, а на аноде - газ хлор.
Механизм электролитической диссоциации полярных веществ
Аналогичным образом происходит диссоциация молекул, образованных по типу полярной ковалентной связи. Например, молекула HCl при растворении в воде ориентируется так, чтобы положительный конец молекулы был ближе к отрицательно заряженным диполям воды, а отрицательный конец - к положительно заряженным диполям. Это приводит к еще большей поляризации молекулы HCl и ее диссоциации на ионы H+ и Cl-. В результате образуются свободные гидратированные ионы, которые могут участвовать в химических реакциях.
Процесс электролитической диссоциации принято записывать в виде схемы, не раскрывая его механизма и опуская растворитель (H2O), хотя он является основным участником:
CaCl2 = Ca2+ + 2Clˉ
HNO3 = H+ + NO3ˉ
Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OHˉ
Из электронейтральности молекул следует вывод, что суммарный заряд катионов и анионов должен быть равен нулю. Например, Al2(SO4)3: 2·(+3) + 3·(-2) = +6 – 6 = 0.
Количественной характеристикой процесса диссоциации электролита является степень диссоциации. Она определяется как отношение количества диссоциировавших молекул к общему количеству молекул электролита в растворе. Обозначается символом α (альфа) и выражается в процентах или в долях единицы. Например, для электролита, который диссоциирует на 50% в растворе, степень диссоциации будет равна 0,5 или 50%.
По величине степени диссоциации все электролиты делятся на сильные и слабые. Сильные электролиты диссоциируют почти полностью в растворе, то есть их степень диссоциации близка к 100%. Примерами сильных электролитов являются соляная кислота (HCl), серная кислота (H2SO4), щелочи (NaOH, KOH) и многие соли.
Слабые электролиты диссоциируют только частично в растворе, и их степень диссоциации может быть меньше 1%. Примерами слабых электролитов являются уксусная кислота (CH3COOH), угольная кислота (H2CO3), аммиак (NH3) и многие другие органические кислоты и основания.
Степень диссоциации слабых электролитов может быть определена экспериментально с помощью измерения pH раствора и расчета константы диссоциации (Kd). Это позволяет предсказать поведение слабых электролитов в различных условиях и использовать их в различных процессах, например, в производстве лекарственных препаратов или в качестве буферных растворов.
Таблица 1. Структура учебного модуля
Структура модуля | Кол-во часов | Содержание | Кол-во мин | Тип урока | Список литературы |
Вводная часть | 1 | Постановка целей и задач. Вводная лекция с последующей самопроверкой. | 45 | Урок изучения нового материала | Энциклопедический словарь юного химика: Крицман В.А., Станцо В.В. - М.: Педагогика, 1982 – 336 с. |
Диалогическая часть | 2 | Самостоятельная работа ученика с учебником на тему «Диссоциация солей, кислот и щелочей» с последующей взаимопроверкой | 90 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных школ / Усманова М.Б., Сакарьянова К.Н. – Алматы: Атамура, 2009, -33с. |
1 | Индивидуально-групповая форма работы на тему "Реакции ионного обмена" | 45 | Урок совершенствования навыков самостоятельной и коллективнойработы | Хомченко И.Г. общая химия: М.: Химия, 1987. с.157 | |
1 | Разноуровневая форма работы по теме «Гидролиз солей» | 45 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Хомченко И.Г. общая химия: М.: Химия, 1987. с.157 | |
1 | Самостоятельная работа с текстом на тему ОВР | 45 | Урок совершенствования навыков самостоятельной и работы | Бердоносов С.С., Жиров А.И. Справочник школьника./Учебное пособие. М., Аквариум,1997.с. 253. | |
1 | Обобщающий урок. Решение задач | 45 | Урок систематизации и закрепления знаний | www.химик.ru | |
1 | “Решение экспериментальных задач” | 45 | Практическая работа №1 | Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных школ / Усманова М.Б., Сакарьянова К.Н. – Алматы: Атамура, 2009 | |
Итоговая часть | 1 | Зачет | 45 | Урок систематизации, коррекции и закрепления знаний | www.химик.ru |
1 | Контрольная работа №1 | 45 | Урок систематизации, контроля и закрепления знаний | Хомченко И.Г. – Сборник задач и упражнений по химии для средней школы |