Файл: Старкова Татьяна Андреевна Задание Составьте конспект.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Практическое занятие № 2


Выполнил:

Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна

Преподаватель:

Старкова Татьяна Андреевна

Задание 1.Составьте конспект урока математики по изучению одного из чисел первого десятка.  Оформите разработку урока по структуре:

1. Тема: « Числа первого десятка, нумерация чисел»

2. Класс: 1 класс

3. УМК (авторы, название программы): «Школа России»

4. Цели: создать условия для закрепления знаний состава чисел первого десятка, умения решать числовые выражения и задачи; развитие внимания, логического мышления, навыков устного счета.

5. Оборудование: тетрадь, таблички с числами, карточки.

6. Ход урока:

Ответ:

Ход урока



I. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас в классе гости. Поздоровайтесь. Мы начинаем урок математики, это у нас не обычный урок, а урок путешествие. Вот на этом весёлом поезде ( показ нарисованного поезда) мы отправляемся в путешествие .

А узнать по какой теме мы будем путешествовать поможет нам стихотворение.

Ученик читает стихотворение.

Мы счет прошли до десяти!

Итог нам надо подвести.

О цифрах мы поговорим.

И счет еще раз повторим.

l. Знакомство с планом урока ( запись на доске)

- Вот станции, на которых мы с вами остановимся
Устный счёт

Арифметический диктант


Решение задачи

Занимательные задачи


Итоги  урока


- Как вы думаете, какая станция будет первой?

( дети с учителем составляют план урока)

- Итак, мы с вами составили план нашего путешествия.

III. Закрепление полученных знаний

1. Устный счёт А) Игра «Собери вагончик» - работа в группах.

   Каждый получает табличку в виде вагончика с примерами; каждый пассажир решает по одному примеру и передаёт «вагончик» другому. Последний решивший пример поднимает Работа в парах

--Достаньте конверты с цифрами. Покажите, как набрать число 10 (9,8) разными способами


«вагончик». Если все ответы правильны, поезд продолжает своё путешествие.

- Как называются компоненты при сложении? Вычитании? (Молодцы)

Побывали мы на первой станции. Дальше отправляемся в путешествие.

В) Презентация «На рыбалке».

2. Арифметический диктант

Работаем в тетрадях. Открыли тетради. Отступите четыре клетки вниз и переместились на начало строки. Всё что мы с вами вспомнили, нам понадобиться для написания арифметического диктанта. ( 2 ученика работают на закрытых досках)

- запишите число, которое на 2 больше 5.

- запишите предыдущее число числу 6.

- запишите следующее число за числом 8.

- запишите число, которое на 1 меньше 9.


- запишите соседей числа 4.

- запишите примерами:


Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, найдите сумму.  ( 4 + 3 = 7 )


Уменьшите 8 на 3. (8 – 3 = 5)


- Открываем доски и проверяем работы ребят.

Побывали мы на второй станции.

Отправляемся дальше в путешествие.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, потянуться

Три - в ладошки три хлопка

Головою три кивка

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

3. Решение задачи

Оля придумала 4 примера на сложение и 3 примера на вычитание.

Сколько всего примеров придумала Оля?

Побывали мы на третьей станции.

4. Занимательные задачи

- Запишите решение.

А) На тропинку из яслей

Вышло девять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели

- Сколько ребят сели на качели?                 9 – 5 = 4

Б) Два котенка на диване.

Три котеночка у Вани

Теперь спросим у ребят:

Сколько было всех котят? 2+3=5

Побывали мы и на пятой станции.

Отправляемся дальше в путешествие.

IV. Итоги урока

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какую тему мы обсуждали? Оцените свою работу на уроке.

Мы счет прошли до десяти

Итог с тобою подвели.

Смелей теперь шагайте вперед,

Второй десяток тебя ждет.



- Спасибо всем за урок. До новых встреч!


Задание 2. Составьте проверочную работу по теме «Нумерация чисел в пределах 10» (не менее 5 заданий). Обоснуйте выбор каждого задания, т.е. укажите, какие знания, умения и навыки проверяются при выполнении каждого задания.


Ответ:

1. Какое число следует после числа 7?

Обоснование: данное задание проверяет знание порядка нумерации чисел в пределах 10 и способность применить этот порядок при определении следующего числа.

2. Напишите число семь цифрами.

Обоснование: данное задание проверяет навык записи чисел в пределах 10 цифрами.

3. Сравните числа 3 и 8.

Обоснование: данное задание проверяет способность сравнивать числа в пределах 10 и использовать знаки сравнения.

4. Дано число 10. Какие числа меньше 10?

Обоснование: данное задание проверяет понимание принципа нумерации чисел в пределах 10 и способность определить числа, меньшие данного числа.

5. Заполните пропуски в последовательности: 3, 4, __, 6, 7.

Обоснование: данное задание проверяет умение продолжать последовательность нумерации чисел в пределах 10.
Задания по теме 3.4 Методика изучения нумерации двузначных, трёхзначных, четырёхзначных, пяти- и шестизначных чисел

Цель: формирование умения находить и использовать методическую литературу и другие источник информации, необходимые для подготовки к урокам; умений проводить диагностику и оценку учебных достижений учащихся.

Задание 3. Составьте таблицу разрядов и классов, используемую в начальной школе при изучении нумерации чисел.

Ответ:

Таблица разрядов и классов:

Классы и разряды

Номера

названия классов

3

Класс миллионов

2

Класс тысяч

1

Класс единиц

Номера, название разрядов

3 2 1

Сотни десятки единицы

3 2 1

Сотни десятки единицы

3 2 1

Сотни десятки единицы

Запись числа

3 5 8

2 4 6

1 3 7

Чтение числа

Триста пятьдесят восемь миллионов

Двести сорок шесть тысяч

Сто тридцать семь



Разряд - это положение цифры в числе, класс - это группа разрядов, имеющих одинаковые порядковые номера. Таблица используется для учебных целей, чтобы помочь ученикам лучше понимать порядок цифр и разрядов в числах. В таблице также приведены обозначения для каждого разряда и класса.


Задание 4. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел». (Выбор числового концентра по желанию). Напишите, какие знания, умения и навыки проверяются в каждом задании. Результаты представьте в таблице 3.

 

Таблица 3. – Содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел»


№ п/п

Задания для контрольной работы

Проверяемые ЗУНы

1.

Реши задачу:

В классе было

9 девочек, а мальчиков в 3 раза больше.

Сколько мальчиков было в классе?

Уметь анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

- понимать информацию, представленную в виде текста

- сопоставлять условия текстовых задач и краткую запись;


2.

Реши примеры:

35+1=

5+70=

66 – 50 =

40– 23 =

98– 5 =

65 – 30 =

Уметь выполнять письменные арифметические действия с использованием изученных алгоритмов сложения, вычитания

3.

Сравни, вставь вместо точек знаки «», », или «=».

9 м … 8 дм, 3 м … 100 см, 25 мм … 4 см , 50 мм … 3 см

Уметь приводить в единую меру измерения; Знание знаков «>», «<», «=».


4

Из чисел 31, 6, 10, 55, 2, 25, 10, 20, 54, 23, 51 выпиши в одну строку все двузначные числа, начиная с наименьшего

Выполнять прямое сравнение двузначных чисел;

 5

Заполни пропуски цифрами так, чтобы записи были верными: …8 …6, …10 7…, 1… …0

Знание знаков «>», «<», «=». Сравнение чисел и знать, как образуются числа в порядковом ряду.

№ п/п


Название программы, УМК


Особенности изучения табличного сложения и вычитания


Преимущества данного методического подхода


Недостатки использованного методического подхода


1 1.


УМК «Школа России» Авторы М. И.Моро М. А. Бантова,  Г. В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова 


Всего на нее отводится 78 учебных часов («Сложение и вычитания». Числа от 1 до 10»- 56ч., «Сложение и вычитание. Числа от 1 до 20 - 22ч). В 1 части учебника учащиеся научатся прибавлять и вычитать числа 1,2,3. Во второй части научатся выполнять сложение применяя переместительное свойство сложения; выполнять на основе связи сложения и вычитания вычисления вида: 5+4=9, 9- 5=4, 9-4=5. Задания, которые даны в основном с иллюстрациями для наглядности, так же изображение линейки для вычислений, заполнение таблицы сложени.

Во второй части учебника 1 класса есть отдельные темы «Таблица сложения». 


Материал учебника позволяет организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и мета-предметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Система заданий обеспечивает формирование навыка решения учебно-практических задач и развитие у обучающихся функциональной грамотности.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 


Данный учебник имеет усовершенствован-ный методический подход, который позволяет полноценно изучить данную тему. 


2 2.


УМК «Школа 2100» авторы А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.


На табличные случаи сложения и вычитания отводится 23 часа. в учебнике первого класса 2 части есть отдельная тема «Таблица сложения». Так же в учебнике присутствует как фронтальная, индивидуальная, так и групповая (парная). Предлагаемое содержание курса математики: обеспечивает требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый стандартом математического образования;

позволяет осуществить такую подготовку, которая является не только необходимой, но и достаточной для углубленного изучения математики.  


 Курс построен по спирали и направлен на формирование системы математических понятий и общих способов деятельности. Каждая тема на новом витке спирали позволяет осуществить повторение ранее изученного на более высоком уровне, устанавливая причинно-следственные связи, находя общее между объектами и явлениями, ранее казавшимися далекими друг от друга, выявляя различия между объектами и явлениями, ранее казавшимися сходными.


В отличие от предыдущей образовательной системе, в данной скудно представлено моделирование. 


3 3.


УМК «Школа 2000» Л. Г. Петерсон. 


На изучение темы отведено 26 учебных часов. Так же в комплекте часто используемый прием это моделирование. Задания отличаются от заданий, которые даны в других учебно-методических комплексах. Задания с повышенной сложностью отсутствует. При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы, то есть групповая отсутствует 


Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они 20 осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом. Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно познавательную деятельность. 


Данная

программа достаточно продумана и является многофункциона-льной, из недостатков лишь то, что на изучение темы дается небольшое количество часов. Думаю, было бы хорошо добавить еще часов. 


4 4.


УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова 


 На изучение раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание» отводится 58 часов, а на «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» уже меньше, 26 учебных часов.

Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счета группами, формированию навыка производить вычисления осознанно


 При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы.

Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента – к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем. Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.


Задания с повышенной сложностью отсутствует.

Групповая формы работы отсутствуют.

 


Задания по теме 4.1 Методика изучения смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления). Методика изучения свойств арифметических действий

Цель: формирование умений проводить анализ содержания обучения, разрабатывать предложения по его совершенствованию; использовать различные средства организации учебной деятельности учащихся.

           

Задание 5.Выполните сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам (УМК по выбору). Результаты сравнения оформите в виде таблицы 4.

 

Таблица 4. – Сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам
ТАБЛИЦА ВЫШЕ ЗАДАНИЯ


Задание 6. Разработайте три ситуации с интересными сюжетами на все виды предметных действий, которые можно использовать для формирования у учащихся представлений о смысле сложения и вычитания.
Ответ:
Задание 1.  Формирование у уча­щихся представлений о смысле действия сложения.

А) С крыши сначала улетело 7 грачей, затем еще 4. Сколько грачей уле­тело с крыши?

Б) Мишель съела утром 4 черешни, вечером еще 5. Солько всего яблок черешни съе­ла Мишель?

В) У Васи было 10 наклеек, у Макса — на две наклейки больше. Сколько наклеек у Макса?

Задание 2 .  Усвоение смысла действия сложения.

«У Клавы было семь одуванчиков. Два она пода­рила Любе. Покажи одуванчики, которые у нее остались». Дети рисуют 7 одуванчиков, зачерки­вают 2 из них. и показывают те одуванчики, которые остались у Клавы.

Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.

- Во дворе стояло шесть грузовиков. После того, как несколько грузовиков выехало, осталось 2. Сколько грузовиков выехало со двора.

- Ежу дали 10 грибов. Шесть он съел. Сколько грибов осталось у ежа.

- В одном стакане 8 слив, а в другом в 3 раза больше. Сколько слив во втором стакане.

Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных внетабличных вычислений

Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.