Файл: Старкова Татьяна Андреевна Задание Составьте конспект.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Практическое занятие № 2
Выполнил:
Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна
Преподаватель:
Старкова Татьяна Андреевна
Задание 1.Составьте конспект урока математики по изучению одного из чисел первого десятка. Оформите разработку урока по структуре:
1. Тема: « Числа первого десятка, нумерация чисел»
2. Класс: 1 класс
3. УМК (авторы, название программы): «Школа России»
4. Цели: создать условия для закрепления знаний состава чисел первого десятка, умения решать числовые выражения и задачи; развитие внимания, логического мышления, навыков устного счета.
5. Оборудование: тетрадь, таблички с числами, карточки.
6. Ход урока:
Ответ:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня у нас в классе гости. Поздоровайтесь. Мы начинаем урок математики, это у нас не обычный урок, а урок путешествие. Вот на этом весёлом поезде ( показ нарисованного поезда) мы отправляемся в путешествие .
А узнать по какой теме мы будем путешествовать поможет нам стихотворение.
Ученик читает стихотворение.
Мы счет прошли до десяти!
Итог нам надо подвести.
О цифрах мы поговорим.
И счет еще раз повторим.
l. Знакомство с планом урока ( запись на доске)
- Вот станции, на которых мы с вами остановимся
Устный счёт
Арифметический диктант
Решение задачи
Занимательные задачи
Итоги урока
- Как вы думаете, какая станция будет первой?
( дети с учителем составляют план урока)
- Итак, мы с вами составили план нашего путешествия.
III. Закрепление полученных знаний
1. Устный счёт А) Игра «Собери вагончик» - работа в группах.
Каждый получает табличку в виде вагончика с примерами; каждый пассажир решает по одному примеру и передаёт «вагончик» другому. Последний решивший пример поднимает Работа в парах
--Достаньте конверты с цифрами. Покажите, как набрать число 10 (9,8) разными способами
«вагончик». Если все ответы правильны, поезд продолжает своё путешествие.
- Как называются компоненты при сложении? Вычитании? (Молодцы)
Побывали мы на первой станции. Дальше отправляемся в путешествие.
В) Презентация «На рыбалке».
2. Арифметический диктант
Работаем в тетрадях. Открыли тетради. Отступите четыре клетки вниз и переместились на начало строки. Всё что мы с вами вспомнили, нам понадобиться для написания арифметического диктанта. ( 2 ученика работают на закрытых досках)
- запишите число, которое на 2 больше 5.
- запишите предыдущее число числу 6.
- запишите следующее число за числом 8.
- запишите число, которое на 1 меньше 9.
- запишите соседей числа 4.
- запишите примерами:
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, найдите сумму. ( 4 + 3 = 7 )
Уменьшите 8 на 3. (8 – 3 = 5)
- Открываем доски и проверяем работы ребят.
Побывали мы на второй станции.
Отправляемся дальше в путешествие.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, потянуться
Три - в ладошки три хлопка
Головою три кивка
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
3. Решение задачи
Оля придумала 4 примера на сложение и 3 примера на вычитание.
Сколько всего примеров придумала Оля?
Побывали мы на третьей станции.
4. Занимательные задачи
- Запишите решение.
А) На тропинку из яслей
Вышло девять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели
- Сколько ребят сели на качели? 9 – 5 = 4
Б) Два котенка на диване.
Три котеночка у Вани
Теперь спросим у ребят:
Сколько было всех котят? 2+3=5
Побывали мы и на пятой станции.
Отправляемся дальше в путешествие.
IV. Итоги урока
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какую тему мы обсуждали? Оцените свою работу на уроке.
Мы счет прошли до десяти
Итог с тобою подвели.
Смелей теперь шагайте вперед,
Второй десяток тебя ждет.
- Спасибо всем за урок. До новых встреч!
Задание 2. Составьте проверочную работу по теме «Нумерация чисел в пределах 10» (не менее 5 заданий). Обоснуйте выбор каждого задания, т.е. укажите, какие знания, умения и навыки проверяются при выполнении каждого задания.
Ответ:
1. Какое число следует после числа 7?
Обоснование: данное задание проверяет знание порядка нумерации чисел в пределах 10 и способность применить этот порядок при определении следующего числа.
2. Напишите число семь цифрами.
Обоснование: данное задание проверяет навык записи чисел в пределах 10 цифрами.
3. Сравните числа 3 и 8.
Обоснование: данное задание проверяет способность сравнивать числа в пределах 10 и использовать знаки сравнения.
4. Дано число 10. Какие числа меньше 10?
Обоснование: данное задание проверяет понимание принципа нумерации чисел в пределах 10 и способность определить числа, меньшие данного числа.
5. Заполните пропуски в последовательности: 3, 4, __, 6, 7.
Обоснование: данное задание проверяет умение продолжать последовательность нумерации чисел в пределах 10.
Задания по теме 3.4 Методика изучения нумерации двузначных, трёхзначных, четырёхзначных, пяти- и шестизначных чисел
Цель: формирование умения находить и использовать методическую литературу и другие источник информации, необходимые для подготовки к урокам; умений проводить диагностику и оценку учебных достижений учащихся.
Задание 3. Составьте таблицу разрядов и классов, используемую в начальной школе при изучении нумерации чисел.
Ответ:
Таблица разрядов и классов:
Классы и разряды | |||
Номера названия классов | 3 Класс миллионов | 2 Класс тысяч | 1 Класс единиц |
Номера, название разрядов | 3 2 1 Сотни десятки единицы | 3 2 1 Сотни десятки единицы | 3 2 1 Сотни десятки единицы |
Запись числа | 3 5 8 | 2 4 6 | 1 3 7 |
Чтение числа | Триста пятьдесят восемь миллионов | Двести сорок шесть тысяч | Сто тридцать семь |
Разряд - это положение цифры в числе, класс - это группа разрядов, имеющих одинаковые порядковые номера. Таблица используется для учебных целей, чтобы помочь ученикам лучше понимать порядок цифр и разрядов в числах. В таблице также приведены обозначения для каждого разряда и класса.
Задание 4. Разработайте содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел». (Выбор числового концентра по желанию). Напишите, какие знания, умения и навыки проверяются в каждом задании. Результаты представьте в таблице 3.
Таблица 3. – Содержание контрольной работы для определения уровня усвоения учебного материала по теме «Нумерация чисел»
№ п/п | Задания для контрольной работы | Проверяемые ЗУНы | ||||
1. | Реши задачу: В классе было 9 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько мальчиков было в классе? | Уметь анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти); - понимать информацию, представленную в виде текста - сопоставлять условия текстовых задач и краткую запись; | ||||
2. | Реши примеры: 35+1= 5+70= 66 – 50 = 40– 23 = 98– 5 = 65 – 30 = | Уметь выполнять письменные арифметические действия с использованием изученных алгоритмов сложения, вычитания | ||||
3. | Сравни, вставь вместо точек знаки «», », или «=». 9 м … 8 дм, 3 м … 100 см, 25 мм … 4 см , 50 мм … 3 см | Уметь приводить в единую меру измерения; Знание знаков «>», «<», «=». | ||||
4 | Из чисел 31, 6, 10, 55, 2, 25, 10, 20, 54, 23, 51 выпиши в одну строку все двузначные числа, начиная с наименьшего | Выполнять прямое сравнение двузначных чисел; | ||||
5 | Заполни пропуски цифрами так, чтобы записи были верными: …8 …6, …10 7…, 1… …0 | Знание знаков «>», «<», «=». Сравнение чисел и знать, как образуются числа в порядковом ряду. | ||||
№ п/п | Название программы, УМК | Особенности изучения табличного сложения и вычитания | Преимущества данного методического подхода | Недостатки использованного методического подхода | ||
1 1. | УМК «Школа России» Авторы М. И.Моро М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Всего на нее отводится 78 учебных часов («Сложение и вычитания». Числа от 1 до 10»- 56ч., «Сложение и вычитание. Числа от 1 до 20 - 22ч). В 1 части учебника учащиеся научатся прибавлять и вычитать числа 1,2,3. Во второй части научатся выполнять сложение применяя переместительное свойство сложения; выполнять на основе связи сложения и вычитания вычисления вида: 5+4=9, 9- 5=4, 9-4=5. Задания, которые даны в основном с иллюстрациями для наглядности, так же изображение линейки для вычислений, заполнение таблицы сложени. Во второй части учебника 1 класса есть отдельные темы «Таблица сложения». | Материал учебника позволяет организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и мета-предметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Система заданий обеспечивает формирование навыка решения учебно-практических задач и развитие у обучающихся функциональной грамотности. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. | Данный учебник имеет усовершенствован-ный методический подход, который позволяет полноценно изучить данную тему. | ||
2 2. | УМК «Школа 2100» авторы А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. | На табличные случаи сложения и вычитания отводится 23 часа. в учебнике первого класса 2 части есть отдельная тема «Таблица сложения». Так же в учебнике присутствует как фронтальная, индивидуальная, так и групповая (парная). Предлагаемое содержание курса математики: обеспечивает требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый стандартом математического образования; позволяет осуществить такую подготовку, которая является не только необходимой, но и достаточной для углубленного изучения математики. | Курс построен по спирали и направлен на формирование системы математических понятий и общих способов деятельности. Каждая тема на новом витке спирали позволяет осуществить повторение ранее изученного на более высоком уровне, устанавливая причинно-следственные связи, находя общее между объектами и явлениями, ранее казавшимися далекими друг от друга, выявляя различия между объектами и явлениями, ранее казавшимися сходными. | В отличие от предыдущей образовательной системе, в данной скудно представлено моделирование. | ||
3 3. | УМК «Школа 2000» Л. Г. Петерсон. | На изучение темы отведено 26 учебных часов. Так же в комплекте часто используемый прием это моделирование. Задания отличаются от заданий, которые даны в других учебно-методических комплексах. Задания с повышенной сложностью отсутствует. При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы, то есть групповая отсутствует | Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они 20 осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом. Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно познавательную деятельность. | Данная программа достаточно продумана и является многофункциона-льной, из недостатков лишь то, что на изучение темы дается небольшое количество часов. Думаю, было бы хорошо добавить еще часов. | ||
4 4. | УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова | На изучение раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание» отводится 58 часов, а на «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание» уже меньше, 26 учебных часов. Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счета группами, формированию навыка производить вычисления осознанно | При изучении новой, для обучающихся темы, в учебнике предлагается только либо фронтальная, либо индивидуальная форма работы. Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента – к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем. Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться. | Задания с повышенной сложностью отсутствует. Групповая формы работы отсутствуют. |
Задания по теме 4.1 Методика изучения смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления). Методика изучения свойств арифметических действий
Цель: формирование умений проводить анализ содержания обучения, разрабатывать предложения по его совершенствованию; использовать различные средства организации учебной деятельности учащихся.
Задание 5.Выполните сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам (УМК по выбору). Результаты сравнения оформите в виде таблицы 4.
Таблица 4. – Сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам
ТАБЛИЦА ВЫШЕ ЗАДАНИЯ
Задание 6. Разработайте три ситуации с интересными сюжетами на все виды предметных действий, которые можно использовать для формирования у учащихся представлений о смысле сложения и вычитания.
Ответ:
Задание 1. Формирование у учащихся представлений о смысле действия сложения.
А) С крыши сначала улетело 7 грачей, затем еще 4. Сколько грачей улетело с крыши?
Б) Мишель съела утром 4 черешни, вечером еще 5. Солько всего яблок черешни съела Мишель?
В) У Васи было 10 наклеек, у Макса — на две наклейки больше. Сколько наклеек у Макса?
Задание 2 . Усвоение смысла действия сложения.
«У Клавы было семь одуванчиков. Два она подарила Любе. Покажи одуванчики, которые у нее остались». Дети рисуют 7 одуванчиков, зачеркивают 2 из них. и показывают те одуванчики, которые остались у Клавы.
Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.
- Во дворе стояло шесть грузовиков. После того, как несколько грузовиков выехало, осталось 2. Сколько грузовиков выехало со двора.
- Ежу дали 10 грибов. Шесть он съел. Сколько грибов осталось у ежа.
- В одном стакане 8 слив, а в другом в 3 раза больше. Сколько слив во втором стакане.
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных внетабличных вычислений
Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.