Файл: Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста»
по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"
Выполнена студенткой Аржанниковой Е. Е
(Ф.И.О.)
Специальности 44.02.01 Дошкольное образование
номер группы 155 ДО-11/22А-1
Руководитель Харланова Ю.В
(Ф.И.О.)
2023 г.
Содержание
Введение……………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретическое обоснование……………………………………7
1.1. Научно-педагогические взгляды на проблему……………..............7
1.2. Реализация проблемы………………………………….…………….9
Глава 2. Практические основы применения теории……………………10
2.1. Как организовать занятия по развивающим играм………...............10
2.2. Что делает игры развивающими…………………………………….11
2.3. Классификация игр…………………………………………………..14
2.4. Значение развивающих игр………………………………………….15
Заключение……………………………………………………..................22
Список литературы……………………………………………………….23
Введение
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
«Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития». В современном мире педагоги уделяют большое внимание игре. Они рассматривают игру как процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.
Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Именно через развивающие игры формируется творческая и интеллектуальная личность дошкольника. Исходя из вышесказанного, определяется цель:
Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры
Также педагог должен ставить перед собой такие задачи как:
- развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое
- развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь детей, обогащать их словарный запас
- развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов
- развивать способность предвидеть результат своих действий
- формировать у детей через игру представления об окружающем мире
- развивать у детей способность соблюдать правила игры, аккуратность при обращении с игрой
- развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи
- развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр
В основу развивающих игр положены три принципа обучения-это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста
- задания-ступеньки создают условия для развивающего обучения
- поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
На протяжении нескольких лет в работе с детьми я использую развивающие игры, которые делала по книге Б.П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры». Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки».
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Каждая игр Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Дети с удовольствием играют в эти игры, соревнуются между собой, преодолевают трудности, составляют новые варианты заданий. Эти игры создают условия для развития творческих сторон интеллекта. Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерность, классифицировать и систематизировать материал, умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, пространственное представление и воображение.
Для игр я создаю непринужденную, свободную обстановку, когда все внимание сосредоточенно на самой игре. Дети сами выбирают игру. Основное правило развивающих игр – взрослый не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
В ходу обычно находятся несколько игр различных по характеру. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки. Начинаем играть обязательно с выполнения посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале-обязательное условие.
Для детей поменьше игру можно оживить сказкой, рассказом, давать названия узорам, моделям. Если дети потеряли интерес к какой-либо игре, эту игру на время убираю, а потом «случайно» вспоминаю о ней. Возвращение игры всегда встречается с радостью.
Обязательно не забывать хвалить детей, употреблять одобрительные реплики тем самым подбадривать их, либо побуждать работать внимательней.
Глава 1. Теоретическое обоснование
1.1. Научно-педагогические взгляды на проблему
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. В младшем возрасте центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от
чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - это необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представить его в новой для ребенка функции отношений.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху -где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает "схему" собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в разные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).
Представления о количестве и счете начинаются с формирования до числовых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представление о числах, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.
1.2. Реализация проблемы
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
В своей работе, чтобы повысить интерес детей к обучению математике, я использую развивающие игры, сюжетно-дидактические игры, нестандартные дидактические средства, занимательный материал, математические песни-считалки, песни с математическим содержанием.
Глава 2. Практические основы применения теории
2.1. Как организовать занятия по развивающим играм
Занимаясь с детьми развивающими играми, перед ними ставятся следующие задачи:
- создать модель развивающей среды;
- дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей,
- в игре учить мыслить самостоятельно;
- с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).
Предлагаемая программа, опробованная неоднократно в самых разных по возрасту и уровню подготовки группах, обладает следующими отличительными чертами:
-
многообразие используемых в ней игр, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны; -
непринужденная обстановка на занятиях благодаря небольшому количеству детей и разнообразию вариантов любой из игр, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка; -
наличие в занятиях обучающих моментов, что позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей; -
большое количество игр, требующих исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа; участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемого также индивидуально; -
задачи, предлагаемые детям, достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень, работа над ними увлекает ребенка и развивает в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренирует память; -
небольшое количество коллективных игр, также включенных в курс, учит умению совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорит товарищ, учитывать его возможности, т. е. воспитывает качества, необходимые для работы в коллективе.