Файл: Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование и материалы для развивающих игр, как правило, несложны: разные фигурки из цветного картона, наборы картинок, которые можно составить самим, кубики, покрашенные гуашью или обклеенные цветной бумагой. Довольно большая группа игр вообще не требует особого оборудования, в первую очередь это относится к играм, направленным на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Наиболее трудоемки в изготовлении многие игры Никитиных, требующие и специально окрашенных кубиков или рамок, и наборов карточек-заданий к ним. Но усилия, затраченные однажды на изготовление комплекта любой игры, впоследствии окупаются многократно, так как ее можно использовать для занятий с детьми самого разного возраста - от 2-летних до школьников младших классов - и использовать благодаря существующим вариантам игры все время по-новому.
Кроме самих пособий для занятий желательно иметь достаточно просторное помещение, где двигательная активность ребенка не будет ограничиваться, ему можно позволить играть, сидя на полу или за столом, как удобнее ему самому. При этом ребенок чувствует себя непринужденно и эффективно работает над своим заданием.
При организации групповых занятий по развивающим играм (которые по сути своей созданы для индивидуальной работы) необходимо обратить внимание на следующее:
-
занятия проводятся в малых группах (4-6 человек); необходимо, чтобы каждый ребенок имел свой комплект игры; -
во время занятий дети располагаются за столами, расставленными полукругом, или, особенно малыши, сидят полукругом на полу в большом зале, где можно побегать; -
весь курс занятий проводится с помощью ведущих-игрушек; время от времени появляются вспомогательные игрушки (например, клоун Вася, специализирующийся на рисовании); -
каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне своего "потолка", в собственном темпе; когда в группе освоено достаточное количество игр, желателен даже самостоятельный выбор игры; -
используются карточки учета результатов (карточки побед Поташевой Е.И.) для создания дополнительной мотивации игры у детей и для фиксации уровня возможностей ("потолка") каждого из детей, что и позволяет работать индивидуально; одновременно карточки учета позволяют сформировать у детей представление о том, что чем труднее задание, тем большую ценность представляет его решение; -
кроме индивидуальных в курс включены и некоторые коллективные игры, в которых детям также предоставляется возможность подумать и самим отыскать ответы на предложенные вопросы. Благодаря тому, что занятия проводятся в небольших (до 7 человек) группах, в таких играх также возможно проследить за ходом мысли каждого из играющих и предложить впоследствии игры, возможно, более точно соответствующие уровню развития детей.
2.2. Что делает игры развивающими
Это очень точно определено в многократно издававшейся книге Никитиных '"Ступеньки творчества, или Развивающие игры":
-
каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т.д. -
задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступных двух-трехлетнему до непосильных среднему взрослому; -
постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т. е. развивать творческие способности; -
в процессе игры нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом (даже тогда, когда кажется, что задача почти решена), тем более объяснять способ и порядок решения задач, т. к. наша цель - научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и искать решения любых возникающих задач; -
нельзя требовать решения с первой попытки - ребенок, возможно, еще не созрел; -
решение задачи возникает не в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков и т.п.), что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания; -
в игре каждый поднимается до "потолка" своих возможностей.
Таким образом, развивающие игры служат "пищей" для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества; играя со своими детьми, родители учатся не мешать ребенку думать и принимать решения. Важно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр. Развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил(по Никитину):
-
игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому; -
необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее; -
нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы и ошибки ребенок находил и исправлял сам); -
обязателен успех в самом начале: для этого начинаем игру с посильных задач; -
если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а потом начните с более легких (принцип "ледокола"), еще лучше предоставить ребенку самостоятельный выбор заданий; -
игру надо оживлять сказкой (игровой мотивацией): при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка; -
в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной активности.
2.3. Классификация игр
1. Игры, направленные на развитие сенсорики.
1.1. Цветоощущение: "Цыплята", "Корабль, машина, паровоз", "Цветные фоны"',
1.2. Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: "Чудесный мешочек", "Рамки Монтессори", "Палочки".
Примечание: развитию тактильного восприятия и мелкой моторики способствуют также и те игры, которые связаны с манипуляцией небольшими кубиками, палочками, другими предметами.
1.3. Восприятие сложных форм.
2. Игры, способствующие развитию мелкой моторики. К ним относятся игры типа "Рамки Монтессори", "Сложи узор", "Танграм" и другие, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры ("Штриховка”, "Лабиринт").
3. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности. Различные модификации игр "Что изменилось?” (на предметах, картинках, позах играющих детей), "Внимание" и т. п.
4. Игры на развитие мышления.
4.1. Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления: "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Палочки", "Уникуб", "Кубики для всех", "Кукольная комната”, "Кирпичики", "Ковры", "Чего не хватает?", "Найди лишнее", "Продолжи ряд" и т. д.
4. 2. Начальные математические представления. Составление алгоритмов, понятие о графах, деревьях: "Точечки", "Дроби", "Палочки", "Алгоритмы".
4.3. Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, "Что чем было?", "Что лишнее?", "Город", "Листики", "Блоки Дьенеша".
4.4. Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов -"Погода", "Человечки", "Пирамидка", "Вывески", "Зарисуй сказку"; серия игр "Театр кружков” -моделирование реальных ситуаций, сказок и т. п. с помощью набора кружков, различающихся по цвету и размеру.
5. Игры, направленные на развитие фантазии: "Мешок гнома", "Цветные подарки", "Дорисуй фигурку", "Кляксы", "Танграм", "Вьетнамская игра".
2.4. Значение развивающих игр
Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении предлагает Зинаида Алексеевна Михайлова в пособии «Математика от трех до семи», «Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты», «Найди недостающую(ие) фигуру»), а также игры с кубиками Никитина, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры:
- «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
- «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
- «Создай образ» (по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов), «Домино».
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные - «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по типу оригами), «Геоконт». Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики», «Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др. Основным принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».
В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте, явлении:
-
«Волшебный мешочек» (на ощупь) -
«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет) -
«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем) -
«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет) -
«Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки» -
«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой) -
«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)