Файл: Тема Развитие психики и сознания в животном мире По каким критериям можно судить о наличии у живого организма психики Этот критерий должен быть объективным, т е. внешне наблюдаемым.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.3. Развитие психики и сознания
в животном мире
По каким критериям можно судить о наличии у живого организма психики?
Этот критерий должен быть объективным, т.е. внешне наблюдаемым.
Психика – свойство живых, высокоорганизованных материальных тел. Эти свойства заключаются в способности отражать окружающую их действительность, которая существует независимо от них посредством своих состояний.
Психикой способны обладать исключительно высокоорганизованные живые материи, которые умеют отражать объективный мир.
Психика – это свойство мозга субъективно отражать окружающий (объективно существующий) мир в разных формах: ощущениях, восприятиях, образах памяти и т.п.
- Что это значит?
Алексей Николаевич Леонтьев
(1903-1979) советский психолог, автор теории происхождения психики
Родился в зажиточной купеческой семье (могла позволить себе ежегодный отдых в Ялте).
В детстве хотел стать инженером, но в юности увлекся философскими идеями. Он пришел в психологический институт и спросил: куда нужно поступить, чтобы стать психологом?
Ученик Л.С. Выготского.
В 1924 году окончил МГУ им. М.В.Ломоносова.
С 1941 года — профессор МГУ и с 1951 — заведующий кафедрой психологии философского факультета.
Основал в 1966 году факультет психологии МГУ и руководил им 1960-70-е годы.
Автор теории деятельности
По мнению автора, развитие психики происходило в два этапа:
1) Приспособительный
Развитие психики было связано с адаптацией (приспособлением) живых организмов к условиям среды (усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. п.).
На данном этапе живые организмы обладали раздражимостью – способность реагировать на биологически значимые воздействия, связанные с их жизнедеятельностью.
Пример: корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве, так как при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
2) Преобразовательный
2) Преобразовательный
Качественно иной уровень развития психики появился у живых организмов тогда, когда у них появилась способность реагировать на биологически нейтральные воздействия (т.е. не связанные напрямую с их жизнедеятельностью).
Пример: пасущееся стадо оленей, услышав треск веток, обращается в бегство. Звуком не питается ни одно животное, от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.
Появление способности у живых организмов отражать биологически нейтральные воздействия говорит о появлении у них психики, проявляющейся в форме активности и поведения, дающих возможность изменять, преобразовывать окружающую среду.
Психика проявляется в чувствительности – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные, но связанные с жизнедеятельностью этого организма воздействия.
Чувствительность проявляется в двигательной реакции и внутреннем переживании.
Пример: ребенок дотронулся до горячей конфорки, почувствовав, что «горячо, больно!», отдернул руку.
Таким образом, реакция живого организма на биологически нейтральный раздражитель сопровождается появлением у него внутреннего ощущения.
Таким образом, ощущение является элементарной формой психики.
Такое развитие психики возможно именно благодаря её способности отражать непосредственное воздействие окружающей среды.
Но это отражение не зеркальное!
Оно является субъективным процессом и полностью зависит от особенностей и характеристик отдельно взятого человека.
Благодаря отражению человек может формировать собственную картину мира и получать знания о внешней среде.
2. Функции и уровни
психического отражения
1) Отражательная функция психики
Психика является врождённой деятельностью, которая развивается в процессе жизни под воздействием полученного опыта.
2) Познавательная функция психики
Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться в любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии.
Психика способствует тому, что человек может привыкнуть к любой случившейся ситуации.
Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы.
3) Регулятивная функция психики
Регулятивная функция психики проявляется в деятельности и поведении. Она обеспечивает возможность произвольно реагировать в ответ на раздражители из внешней среды.
Произвольное реагирование означает волевое проявление.
Регуляция даёт возможность отвечать на различные стимулы, ставить перед собой задачи и цели, планировать своё поведение, принимать решения.
4) Коммуникативная функция психической деятельности
Коммуникация или общение представляет собой одну из важнейших функций психики. Именно благодаря коммуникации возможно развитие общества в целом и каждого отдельного индивидуума в нём.
Общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение.
5) Информационная функция
Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.
Вся информация – это знаки для психики.
Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.
На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении: азбука Морзе; пиктограммы; иероглифы; пантомимика; мимика; жестовая символика; словесные языки.