ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психологопедагогическое образование |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №1
по учебному курсу «Дошкольная педагогика 1»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Е.А. Рахватова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-2001б | |
| | |
Преподаватель | Д.А. Божко | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание №2
Требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
№ п/п | Принципы (А.В. Петровский) | Характеристика принципов | Соответствие требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО |
1. | Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. | Развивающая среда создает условия для физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты. | Частично соответствует требованию вариативности среды, в части наличия в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) |
2. | Принцип активности, самостоятельности, творчества. | Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Для самых маленьких детей (2–4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Это способствует преобразовывать окружающую среду, и развивать мелкую моторику. Освещение должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна. Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой) | Частично соответствует требованию доступности. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Отсутствие использования электроосвещение, гигиенические комнаты не подстроены для участия детей в настоящей «взрослой жизни». |
3. | Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. | В среде могут использоваться легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Они изменяют цветовую и звуковую среду. Например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора. Спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке. Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр. В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование – ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п. | Соответствует требованию трансформируемости. вариативности. Перестановка столов в зависимости от образовательной организации. |
4. | Принцип комплексирования и гибкого зонирования | Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок. | Полностью соответствует требованию, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной. Выделены зоны оснащенные оборудованием по каждому направлению развития: рабочая зона, спокойная зона, активная зона. |
5. | Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. | Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Каждому воспитаннику отводится место экспонирования детских работ независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. | Соответствует требованию содержательно-насыщенной среды трансформируемости. |
6. | Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. | Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи, простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров. | Соответствует требованию содержательно-насыщенной среды |
7. | Принцип открытости – закрытости: – открытость Природе; – открытость Культуре; – открытость Обществу; – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка. | – Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» – маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями – деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных – кошек, собак, за которыми дети ухаживают. – Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки. – Открытость Обществу – обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. – Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия). | Не соответствует требования ФГОС ДО |
8. | Принцип учета половых и возрастных различий детей. | Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. | Не соответствует требованиям ФГОС ДО |