Файл: Методическая разработка практического занятия "Изготовление объёмных макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка практического занятия "Изготовление объёмных макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток"

Место и роль в курсе программы:

Данной теме отводится - 4 часа, 2 часа лекционных, 2 часа практических. Осуществляется связь с предшествующим материалом темы «Плоскостное моделирование», и последующим материалом «Искусство ригами». Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Цель данной разработки: дать первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе; элементах геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание. Уметь изготавливать модель на основе развёртки.

Задачи:

  - расширять и углублять знания, полученные детьми в школе, семье, о трудовой деятельности взрослых и о некоторых конкретных видах труда;

- способствовать нормированию первоначальных общетрудовых умений и расширению политехнического кругозора;

- пополнять и расширять запас слов и терминов из области техники и современного производства;

- способствовать развитию творческих способностей у обучающихся, воспитанию у них трудолюбия, организованности, самостоятельности, инициативы и упорства в достижении цели, культуры труда, осознанного стремления к участию в общественно полезном труде, чувства коллективизма, взаимопомощи, умения работать в коллективе и для коллектива. 

Теоретическая справка

Тема «Изготовление объёмных макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток» стоит в программе первого года обучения. Объемному моделированию предшествуют разные пути и способы развития образного мышления. Среди них формирование умений сравнивать окружающие предметы с геометрическими формами; мысленно расчленять объекты на части и сопоставлять их с геометрическими фигурами и телами; представлять по памяти образ ранее виденного объекта, который хочется изготовить по собственному замыслу; выражать его на плоскости путем создания силуэта из геометрических фигур; создавать материальный образ объекта из плоских деталей.

Работу по изготовлению объемных макетов и моделей технических объектов можно начать с использования готовых форм. Например, бумажная тара (коробки и коробочки из-под пищевых продуктов, косметических и моющих средств и т.п.) часто имеет в своей основе формы геометрических и манипулируя ими можно изготовить самые различные модели и макеты технических объектов.


В конспекте одного занятия описано изготовление объемной модели с использованием готовой формы (коробка из-под спичек), показан ход самого занятия, включающий в себя и организацию начала урока и непосредственно практическую его часть. Современному педагогу дополнительного образования, преподавателю НТМ необходимо осознание того, что целью обучения является не только научить ребенка конструированию модели, но и продолжить развивать стремление учащихся к познанию и творческому мышлению, воспитать интерес к техническим видам творчества.

Содержание практического занятия

Модель трактора с прицепом». 

Занятие 1. Трактор.

Цель: Развивать стремление младших школьников к познанию и творчеству через занятия в кружке как основы развития образовательных запросов и потребностей детей.

Задачи:

- образовательная: расширить знания учащихся о тракторах; научить конструировать модель трактора из готовых коробок; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков по обработке бумаги; развить мышление, глазомер, моторику пальцев.

- воспитательная: воспитать интерес к технике, развить эстетический вкус, трудолюбие аккуратность. 

Материалы и оборудование к занятию:

- 2 коробка, полоски цветной и рисовальной бумаги, полоска картона, клей;

- шаблон круга, карандаш, ножницы, кисточка для клея, шило (используется только педагогом).

Наглядность:

- иллюстрации с изображением тракторов, образец трактора с прицепом, инструкционная карта.

Ход занятия:

1. Психологическая установка на занятие.

2. Изучение нового материала.

3. Проверка имеющихся у детей знаний и умений.

4. Практическая работа

5. Подведение итогов занятия, оценивание работ обучающихся, выставка.
1. Сегодня мы с вами будем конструировать машину. Отгадайте, какую?

Какой конь землю пашет,

А сена не ест? (ответ: трактор)

2. Сегодня мы с вами сконструируем колесный трактор. К тракторам относятся самодвижущиеся машины, которые выполняют сельскохозяйственные, транспортные, строительные и многие другие виды работ. По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и промышленные. К первой группе относятся машины общего назначения в агрегате, то есть в сцепке, выполняющие посев, культивацию, уборку сельскохозяйственной продукции. Ко второй группе относятся тракторы общего и специального назначения (бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и др.). Гусеничный трактор был изобретен русским механиком Ф. Блиновым в 1888 году.



Первые тракторы с паровыми машинами были разработаны в начале 19 века. Однако промышленное их производство началось лишь в начале XX века. Первый советский трактор «Фордзон-путиловец» был выпущен в 1923 году на заводе «Красный путиловец», ныне Кировский завод в Санкт-Петербурге. В 30-е годы началось массовой производство этих машин. Были потроены такие гиганты тракторостроения, как Волгоградский, Харьковский, Челябинский заводы. В настоящее время выпускается более 40 наименований различных тракторов.

3. А теперь мы посмотрим на готовую поделку и проанализируем:

- из каких материалов выполнении модель трактора? Из спичечных коробок, цветной и рисовальной бумаги.

из каких деталей состоит трактор? Капот, кабина, рама, колеса, оси, подпорка для осей.

- из чего выполнены капот и кабина? Как они соединены с рамой? Приклеены.

  - чем колеса соединены между собой? Как ось крепится к раме? Подвижно или неподвижно? Подвижно, при помощи подпорки.

4. Повторение правил ТБ при работе с ножницами.

Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте.

- спичечный коробок обернуть полоской цветной бумаги, края подклеить;

- сделать надрезы по ребрам со всех сторон коробки;

- сложить стороны так, как показано на инструкционной карте и подклеить, то же проделать со вторым коробком;

- наклеить коробки на полоску картона: один горизонтально - это будет капот, другой вертикально - это будет кабина;

- квадрат из рисовальной бумаги сложить пополам, затем еще раз пополам, развернуть, одну полоску намазать клеем и склеить деталь в треугольник -получилась подпора для оси, так же изготовить вторую подпорку;

- на цветном картоне и рисовальной бумаге обвести шаблон круга по четыре раза, вырезать - это будут колеса;

- две полоски цветной бумаги туго свернуть в трубочки и подклеить край - это буду оси;

- ось соединить с колесами: колесо из рисовальной бумаги проколоть в центре шилом (это проделывает педагог), маленькими ножницами сделать небольшие надрезы и продеть сквозь отверстие ось; сделать на конце оси надрезы и подклеить их к колесу, сверху наклеить колесо из картона, продеть свободный конец оси сквозь подпорку и проделать ту же самую операцию;


- аналогично соединить с колесами вторую ось;

- подклеить подпорки к раме;

- украсить трактор: наклеить или нарисовать окошки, дверки и т.д. Выполнение разметочных, заготовительных, сборочных операций и отделки. 

5. Что такое трактор?

Какие бывают тракторы по назначению?

Подведение итогов занятия, уборка рабочих мест, оценивание работ учащихся, выставка.