Файл: Техническое обслуживание комплекс работ по поддержанию работоспособного или исправного состояния машин при их использовании, хранении и транспортировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Техническое обслуживание - комплекс работ по поддержанию работоспособного или исправного состояния машин при их использовании, хранении и транспортировании. Работы имеют планово - предупредительный характер, их выполняют в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Они включают в себя обкаточные, очистные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные, монтажно-демонтажные работы.

Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособного состояния машины путем замены или восстановления ее составных частей. Он может быть неплановым или плановым. При неплановом ремонте устраняют отказы и неисправности, проводят предупредительные работы, необходимость которых установлена в процессе использования или при техническом обслуживании. Плановый текущий ремонт производят по заранее запланированным срокам или наработке.

Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправного состояния, а также полного или близкого к нему ресурса машин с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе и базовых.

Для снижения затрат на ремонт необходимо в первую очередь проводить мероприятия по уменьшению количества отказов и увеличению до ремонтного и межремонтного ресурсов машин путем снижения интенсивности изнашивания. Для этого необходимо повышать качество обкатки новых и отремонтированных машин, соблюдать оптимальный режим их работы, правильно и своевременно регулировать механизмы, соблюдать рекомендации заводов- изготовителей по применению топлива, смазочных материалов, рабочих жидкостей, регулярно проверять герметизацию агрегатов и механизмов, качественно и своевременно выполнять другие операции технического обслуживания, соблюдать установленные правила хранения.

Одним из путей снижения затрат на ремонт является оценка технического состояния машин и их составных частей с помощью диагностирования, на основании которого обоснованно определяют вид, объем, место и время ремонта. Разборку агрегатов и замену деталей следует проводить только тогда, когда их техническое состояние предельно или близко к предельному, а остаточный ресурс равен или близок к нулю.

Разборочные работы следует проводить без повреждения деталей и раскомплектовки соответствующих пар. При этом следует широко использовать съемники, прессы, стенды и другие технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда.


Большую долю затрат на ремонт машин составляют затраты на приобретение запасных частей, которые могут быть снижены за счет расширения номенклатуры восстанавливаемых деталей, так как стоимость восстановленной детали составляет 35... 55 % стоимости новой детали.

Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно- тракторного парка — это квалифицированный рабочий широкого профиля, выполняющий работы по техническому обслуживанию тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, наладке и регулировке сборочных единиц и механизмов, техническому диагностированию машин, выявлению причин и устранению отказов и неисправностей составных частей машин, по разборке, сборке и монтажу на двигателе и шасси отдельных сборочных единиц, по слесарной обработке, подгонке деталей и проверке качества сборки и регулировки сборочных единиц и механизмов.

Целью данной работы является изучение основных операций по техническому обслуживанию системы питания и ремонта.

Задачи:

1) Изучить виды ТО и операции по нем

2) Изучить операции по текущему ремонту

3) Применить на практике полученные знания

1. Организация технического обслуживания и ремонта системы питания дизельного двигателя
1.1 Общее устройство системы питания дизельных двигателей
Топливный насос высокого давления(ТНВД) является одним из основных конструктивных элементов системы впрыска дизельного двигателя. Насос, выполняет, как правило, две основные функции: нагнетание под давлением определенного количества топлива; регулирование необходимого момента начала впрыскивания. С появлением аккумуляторных систем впрыска функция регулирования момента впрыска возложена на управляемые электроникой форсунки.

Основу топливного насоса высокого давления составляет плунжерная пара, которая объединяет поршень (он же плунжер) и цилиндр (он же втулка) небольшого размера. Плунжерная пара изготавливается из высококачественной стали с высокой точностью. Между плунжером и втулкой обеспечивается минимальный зазор – прецизионное сопряжение.

В зависимости от конструкции различают следующие виды топливных насосов высокого давления:

  • рядный;

  • распределительный;

  • магистральный.

В рядном насосе нагнетание топлива в цилиндр производится отдельной плунжерной парой. Распределительный насос имеет один или несколько плунжеров, которые обеспечивают нагнетание и распределение топлива по всем цилиндрам. Магистральные насосы осуществляют только нагнетание топлива в аккумулятор.



Топливный насос высокого давления используется также в системе непосредственного впрыска бензинового двигателя, но его рабочее давление на порядок ниже аналогичной характеристики дизельного насоса.

Ведущими производителями топливных насосов высокого давления являются, в основном, зарубежные фирмы: Bosch, Lucas, Delphi, Denso, Zexel.


Рисунок 1 - Рядный топливный насос высокого давления
Рядный ТНВД имеет плунжерные пары по числу цилиндров. Плунжерные пары установлены в корпусе насоса, в котором выполнены каналы для подвода и отвода топлива. Движение плунжера осуществляется от кулачкового вала, который в свою очередь имеет привод от коленчатого вала двигателя. Плунжеры постоянно прижимаются к кулачкам с помощью пружин.

При вращении кулачкового вала кулачок набегает на толкатель плунжера. Плунжер двигается вверх по втулке, при этом последовательно закрываются выпускное и впускное отверстие. Создается давление, при котором открывается нагнетательный клапан, и топливо по топливо проводу поступает к соответствующей форсунке.

Регулирование количества подаваемого топлива и момента его подачи может осуществляться механическим путем или с помощью электроники. Механическое регулирование количества подаваемого топлива осуществляется поворотом плунжера во втулке[26]. Для поворота на плунжере выполнена шестерня, которая соединена с зубчатой рейкой. Рейка связана с педалью газа. Верхняя кромка плунжера имеет наклонную поверхность, поэтому при повороте отсечка топлива и соответственно его количество будет изменяться.


Рисунок 2-Устройство рядного топливного насоса высокого давления: 1. Корпус нагнетательного клапана 2. Проставка 3. Пружина нагнетательного клапана 4. Гильза плунжера 5. Конус нагнетательного клапана 6. Впускное и распределительное отверстия 7. Регулирующая кромка плунжера 8. Плунжер 9. Регулирующая втулка плунжера 10. Поводок плунжера 11. Пружина плунжера 12. Тарелка пружины 13. Роликовый толкатель.
Изменение момента начала подачи топлива требуется при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Механическое регулирование момента подачи топлива производится с помощью центробежной муфты, расположенной на кулачковом валу. Внутри муфты находятся грузики, которые при увеличении оборотов двигателя расходятся под действием центробежных сил и поворачивают кулачковый вал относительно привода. При увеличении оборотов двигателя обеспечивается ранний впрыск топлива, при уменьшении – поздний.


Конструкция рядных ТНВД обеспечивает высокую надежность. Насосы смазываются моторным маслом системы смазки двигателя, поэтому могут работать на топливе низкого качества. Рядные топливные насосы высокого давления применяются на двигателях с раздельными камерами сгорания и непосредственным впрыском средних и тяжелых грузовых автомобилей. На легковых дизелях данный вид насоса применялся до 2000 г.



Рисунок 3 - Распределительный топливный насос высокого давления
Распределительные топливные насосы высокого давления, в отличие от рядного ТНВД, имеют один или два плунжера, обслуживающих все цилиндры двигателя. Распределительные насосы обладают меньшей массой и габаритными размерами, а также обеспечивают большую равномерность подачи. С другой стороны их отличает сравнительно низкая долговечность сопряженных деталей. Все это определяет область применения данных насосов, в основном, на двигателях легковых автомобилей.

Конструкции распределительных топливных насосов высокого давления могут иметь различный привод плунжера:

  • торцевой кулачковый привод (насосы Bosch VE);

  • внутренний кулачковый привод (роторные насосы Bosch VR, Lucas DPC, Lucas DPS);

  • внешний кулачковый привод (отечественные насосы НД-21, НД-22).

Предпочтительными в плане эксплуатации являются первые два типа привода плунжеров, т.к. в них отсутствуют силовые нагрузки от давления топлива на узлы приводного вала и, соответственно, выше долговечность.

Основным элементом распределительного ТНВД с торцевым кулачковым приводом плунжера (Bosch VE) является плунжер-распределитель, который совершает возвратно-поступательное и вращательное движение, обеспечивая нагнетание и распределение топлива по цилиндрам.



Рисунок 4 - Устройство распределительного топливного насоса высокого давления: 1.Шестерня привода подачи топлива 2.Входное отверстие топлива 3. Выходное отверстие топлива 4. Регулировочный винт 5. Электромагнитный запорный клапан 6. Распределительный блок 7. Штуцеры нагнетательных трубопроводов 8. Плунжер-распределитель 9. Кулачковая шайба 10. Ролик 11.Лопастной топливоподкачивающий насос 12. Фланец

Возвратно-поступательное движение плунжера происходит при вращении кулачковой шайбы, которая обегает неподвижное кольцо по роликам. Шайба нажимает на плунжер, за счет чего создается давление топлива. В исходное положение плунжер возвращается с помощью пружины.

Вращение плунжера производится от приводного вала. При этом происходит распределение топлива по цилиндрам.

Регулирование величины подачи топлива осуществляется автоматически с помощью механического или электронного устройств. Механический регулятор включает центробежную муфту с грузами, которая через систему рычагов воздействует на дозатор, изменяющий величину топливоподачи. Электронный регулятор представляет собой электромагнитный клапан.

Регулирование величины опережения впрыска топлива в распределительном насосе производится путем поворота неподвижного кольца на определенный угол.

Рабочий процесс распределительного насоса включает впуск топлива внадплунжерное пространство, нагнетание и распределение в соответствующие цилиндры.


Рисунок 5-Устройство распределительного насоса роторного типа: 1 Лопастной подкачивающий насос 2. Датчик угла поворота 3. Кулачковая обойма 4. Плунжер 5. Вал распределителя 6. Распределительная головка 7. Блок управления 8. Электромагнитный клапан дозирования топлива 9. Дроссель нагнетательного клапана 10. Клапан управления опережением впрыска 11. Ролик 12. Муфта опережения впрыска 13. Шток привода кулачковой обоймы 14. Приводной вал
В распределительном насосе роторного типа нагнетание и распределение топлива по цилиндрам осуществляются разными устройствами плунжером и распределительной головкой. Нагнетание топлива производится с помощью двух противолежащих плунжеров, расположенных на распределительном валу. Плунжеры через ролики обегают профиль кулачковой обоймы и совершают возвратно-поступательное движение.

При движении плунжеров навстречу друг другу происходит рост давления топлива, после чего топливо по каналам распределительной головки и нагнетательным клапанам доставляется к форсункам соответствующих цилиндров.

Топливо к плунжеру (плунжерам) подается под небольшим давлением, которое создает топливо подкачивающий насос. В распределительных насосах топливоподкачивающий насос установлен на приводном валу в корпусе насоса. Конструктивно это может быть роторно-лопастной насос, шестеренный насос с внешним или внутренним зацеплением.