Файл: Начальник учебного пункта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контроль над обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль над обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»). К её подразделениям относятся пожарные поезда и пожарные команды.
До изменения законодательства объектовыми подразделениями Государственной пожарной охраны охранялось 520 организаций. Все они подлежали реформированию до 2008 года. Организации были поставлены перед выбором — создать частную, добровольную или ведомственную пожарную охрану, или заключить контракт с договорными подразделениям Федеральной противопожарной службы.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях на основании ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ в целях оказания услуг в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Координация деятельности и организационно-методическое обеспечение работы частной пожарной охраны осуществляется Государственной противопожарной службой.

Право организации осуществлять деятельность частной пожарной охраны возникает с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.


Начальником (директором, руководителем) частной пожарной охраны является руководитель организации либо лицо, назначенное на эту должность приказом руководителя организации.

Структура, штатная численность и перечень должностей частной пожарной охраны утверждаются руководителем организации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно с учетом организационно-методических документов Государственной противопожарной службы. 
В своей деятельности частная пожарная охрана руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности, уставами, наставлениями и инструкциями, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы, Уставом организации, настоящим Положением, организационными и нормативно-методическими документами организации, а также условиями заключенных договоров, относящихся к компетенции деятельности частной пожарной охраны.

Основными задачами частной пожарной охраны являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

При этом детальные задачи, ставящиеся перед частной пожарной охраной, определяются отдельно для каждого обслуживаемого объекта в соответствии с условиями договоров, соглашений и инструкций на оказание услуг по тушению пожаров.

Достижение поставленных задач осуществляется путем решения на обслуживаемых объектах следующих вопросов:

- поддержание боевой готовности сил и средств частной пожарной охраны;

- оперативное реагирование на возникающие пожары;

- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

- осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;

- разработка рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности объектов;

- организация и обучение персонала объектов мерам пожарной безопасности и действиям на случай возникновения пожара.

Функции частной пожарной охраны:

- организация несения караульной службы личным составом частной пожарной охраны;
- ведение боевых действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с ними;



- определение требуемого количества сил и средств, материальных ресурсов для тушения пожаров на обслуживаемых объектах (осуществляется с использованием методических и нормативных документов по пожарной безопасности, разработанных в ФГУ ВНИИПО МЧС России);

- определение маршрута следования и способа доставки сил и средств пожарной охраны на охраняемые объекты для тушения пожаров;

- разработка оперативно-служебной документации, связанной с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ (осуществляется с использованием методических и нормативных документов по пожарной безопасности, разработанных в ФГУ ВНИИПО МЧС России);

- осуществление профессиональной подготовки личного состава частной пожарной охраны;

- поддержание сил и средств частной пожарной охраны в постоянной готовности к ликвидации пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с ними;

- разработка необходимой документации и проведение отработки действий сил и средств частной пожарной охраны по взаимодействию с территориальными подразделениями специализированных служб по ликвидации возможных пожаров.

Организация работы частной пожарной охраны.

На частную пожарную охрану возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению в соответствии с условиями заключенных договоров на оказание услуг в области пожарной безопасности.
Организация предупреждения пожаров включает в себя:

- контроль над соблюдением на охраняемых объектах требований пожарной безопасности;
- разработку и реализацию в пределах предоставленной компетенции мер пожарной безопасности.
Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Численность частной пожарной охраны должна определяться в зависимости от количества личного состава, привлекаемого для одновременного тушения пожаров не менее чем на двух обслуживаемых объектах, на которые в соответствии с планами тушения пожаров привлекается максимальное количество сил и средств (данное условие обязательно при одновременном обслуживании трех и более объектов).
Численность личного состава частной пожарной охраны, необходимая для тушения пожара на обслуживаемом объекте должна определяться отдельно для каждого объекта с использованием методических и нормативных документов по пожарной безопасности, разработанных в ФГУ ВНИИПО МЧС России.


В зависимости от штатной численности личного состава в организационно-штатную структуру частной пожарной охраны могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

Требования к личному составу частной пожарной охраны:

- личный состав частной пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач и иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей;

- личному составу частной пожарной охраны необходимо проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране;

- личный состав частной пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ГПС;

- личный состав частной пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.

Последующая подготовка личного состава частной пожарной охраны осуществляется руководителем частной пожарной охраны. Программа последующей подготовки согласовывается с ГПС.

В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность объектов обслуживаемых частной пожарной охраной и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.

Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав частной пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров на обслуживаемых объектах с использованием имеющейся в ее распоряжении пожарной техники.

Руководитель частной пожарной охраны должен иметь:

- высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

- высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

Руководящему составу частной пожарной охраны необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.


Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава частной пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях МЧС России, учебных центрах и пунктах ГПС.

Личный состав частной пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация добровольных пожарных дружин, руководство их деятельностью по проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди работающих возлагается на администрацию предприятий.

Добровольные пожарные дружины могут создаваться, как общеобъектовые, а также в отдельных структурных подразделениях.

Численность добровольных пожарных дружин определяется важностью объекта, его пожарной опасностью, а также наличием пожарной техники.
Начальник добровольной пожарной дружины подчиняется руководителю (района) объекта и выполняет свои задачи под руководством начальника пожарной охраны, начальника службы безопасности, инженера по пожарной безопасности объекта.
Начальники добровольных пожарных дружин, заместители, начальники отделений (боевых расчетов) назначаются из должностных лиц администрации (района) объекта. На должность начальника добровольной пожарной дружины допускается назначать начальника пожарной охраны или службы безопасности объекта.

Задачи добровольной пожарной дружины:

а) осуществление контроля над выполнением и соблюдением на объекте противопожарного режима;

б) проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих по соблюдению противопожарного режима на объекте;

в) надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения, пожарных автомобилей, мотопомп и систем автоматического пожаротушения;

г) вызов пожарных частей в случае возникновения пожара и принятия немедленных мер к тушению возникшего пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения;
д) участие, в случае необходимости, членов добровольной пожарной дружины в боевых расчетах пожарных автомобилей, мотопомп и других передвижных и стационарных средств пожаротушения