Файл: Обучающийся Ижидова Светлана Вячеславовна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Ижидова Светлана Вячеславовна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
-
Практическое занятие 2
Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.
Задание 1
Максимальное количество баллов — 8.
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта по оформлению собственной педагогической позиции вам рекомендуется подготовьте эссе на одну из предложенных тем:
-
Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе. -
Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации. -
Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций. -
Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа
.
Ответ:
Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.
По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:
- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
Задание 2
Максимальное количество баллов — 8.
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
-
Человеческий капитал. -
Комфортная среда для жизни. -
Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, обязан ознакомиться с содержанием данного проекта.
Пройдите по представленной ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/
Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
Итак, в рамках данной практической работы вам необходимо:
-
изучить представленный далее перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»; -
включить в данный перечень недостающее наименование федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»; -
перечислить показатели, представляемые в рамках данного национального проекта, на достижение которых он направлен; -
предоставить краткую характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.
Ответ:
Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:
-
Федеральный проект «Чистая страна». -
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». -
Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности». -
Федеральный проект «Чистый воздух». -
Федеральный проект «Чистая вода». -
Федеральный проект «Оздоровление Волги». -
Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». -
Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов». -
Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». -
Федеральный проект «Сохранение лесов». -
Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»
Показатели национального проекта | |||||||
Наименование показателя | Показатель 2018 г. | Показатель 2019 г. | Показатель 2020 г. | Показатель 2021 г. | Показатель 2022 г. | Показатель 2023 г. | Показатель 2024 г. |
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт. | 0 | 16 | 42 | 76 | 108 | 146 | 191 |
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт. | 31 | 48 | 57 | 67 | 74 | 74 | 75 |
Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 7 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 3 | 7 | 16,2 | 22,8 | 24 | 33 | 36 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 7 | 12 | 27 | 38 | 40 | 55 | 60 |
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, % | 100 | 100 | 97 | 95 | 93 | 71 | 78 |
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 0 |
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт. | 0 | 15 | 80 | 150 | 300 | 4000 | 6900 |
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, % | 50 | 50 | 47 | 44 | 40 | 38 | 36 |
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 87,5 | 87,5 | 87,8 | 88,2 | 89 | 89,4 | 90,8 |
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 94,5 | 94,5 | 94,9 | 95,5 | 96,5 | 97 | 99 |
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год | 3,17 | 3,17 | 2,98 | 2,58 | 2,38 | 1,58 | 1,05 |
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 | 28.7 | 32,0 | 159,2 | 230,0 | 304,7 | 442,8 | 600,0 |
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га | - | 2,7 | 6,4 | 10,6 | 14,4 | 17,3 | 23,5 |
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км | - | 1,5 | 3 | 4,5 | 6 | 7,5 | 9 |
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, % | 100 | 96,8 | 90,2 | 85,6 | 81,0 | 76,4 | 71,8 |
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт. | 218 | 223 | 226 | 231 | 235 | 235 | 235 |
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га | 1,3 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,0 |
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек | 3571 | 4313 | 4913 | 5617 | 6203 | 6895 | 7891 |
Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % | 62,3 | 64,4 | 72,8 | 80,4 | 85,6 | 92,2 | 100 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб. | 32,3 | 20,5 | 18,0 | 17,0 | 16,0 | 15,0 | 12,5 |
Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух». Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. | |||||||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |