Файл: Межкультурные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Межкультурные отношения»
Задание 1. Насколько вы согласны с выводами, полученными студентом? Обратите внимание на регион, в котором было выполнено исследование. Можно ли, по вашему мнению, говорить о различиях в поведении русских, живущих в западной и в восточной частях России? К какому типу культур (высоко- или низкоконтекстному) вы отнесете Россию? Аргументируйте ответ.

В статье автор резюмирует о том, что китайская культура является высококонтекстной, когда русская занимает промежуточное положение между высоко- и низкоконтекстными культурами.

По моему мнению, с выводами студента можно согласиться, так, что касаемо Китая, издавна китайцы координировались в кругу своей семьи, укрепляя между членами последней плотную связь. Сейчас в современном мире Китай значительно устоялся на международной арене, укрепив международные отношения благодаря открытости. Можно говорить о том, что на сегодняшний день Китай использует глобализацию для распространения своей культуры и ценностей во всем мире, что также подтверждает уровень их высокой культуры.

Что касаемо России, автор отнес ее к золотой середине между высоко- и низкоконтекстной культурой, при этом, следует отметить, что исследование проводилось в г. Калининграде, который является самым западным регионом Российской Федерации. В этой связи следует акцентировать внимание на различиях в поведении русских, живущих в западной и в восточной частях.

Так, по моему мнению, русским, живущим в восточной части, больше присуща родовая система взаимоотношений, нежели в западной. Как указано в рассматриваемой работе, американская культура относится к низкоконтекстным. Как известно, на протяжении всей истории Россия испытывает сильное влияние с ее стороны. Как правило, последнее отражается на регионах, географически расположенных ближе, т.е. на западе России – в европейской части.

Таким образом, полагаю, говорить о том, что России присуща высококонтекстная культура, несмотря на то что существенная роль контекста в коммуникации ассоциируется с коллективизмом, нельзя, поскольку влияние стран с низкоконтекстными культурами оказывает на западную часть России. В то же время восточной части больше присуща высококонтекстная культура, ввиду чего, по моему мнению, а также соглашаясь с автором исследования, следует говорить о том, что занимает промежуточное положение между двумя видами культур, т.е. серединное.

Задание 2. Почему русские люди не любят заключать брачный контракт? Какая характеристика русской культуры влияет на неприятие такого типа договорных отношений? Как относятся к личному пространству в России? Выделите основные различия, касающиеся противопоставления русской культуры и европейской, американской. Согласны ли вы с обозначенными различиями? Аргументируйте свой ответ.

Русские люди не хотят заключать брачный договор, а более того – сама идея заключения последнего вызывает у русских зачастую отрицательные эмоции ввиду того, что данное обсуловилось исторически. Так, в советском союзе делить было нечего, все было поровну, в силу отсутствия частной собственности, что отучило людей от такого типа регулирования брачных отношений. Вместе с тем, русские зачастую боятся начать данный разговор, поскольку бояться обидеть своего партнера в силу отсутствия воспитания переговороспособности, что присуще странам с высококонтекстной культурой в большей части.

На непринятие такого типа договорных отношений влияет такая характеристика русской культуры, как «полюбовное» регулирование личных отношений, т.е. вне рамок правового поля с доминированием женских неформальных правил, к примеру, «настоящий мужчина должен оставить квартиру жене и детям и уйти с чемоданом в руке», а также отношением русских к будущему времени, ведь полагая, что любовь будет вечной, люди в счастливый момент заключения брака планируют исключительно крепкую любовь до самой смерти, что попросту противоречит отношению к заключению брачного договора, который фактически подразумевает собой разрыв брачной связи, заставляя думать о том, что брак распадется, любовь уйдет и пр.

К личному пространству в России относятся преимущественно безразлично, что, полагаю, является следствием советской эпохи, когда в коммунальных квартирах ютились многодетные семьи без надежды на место уединения. В настоящее время, например, если человек окажется зажатым в транспорте между толпой людей, где его случайно заденут или же наступят на ногу, он ни от кого не получит извинений.

Основные различия, касающиеся противопоставления русской культуры и европейской, американской:

Американской культуре присуще телесное пространство, где человеческое существование воспринимается как изолированное, когда русской присуща общинность и коллективность, где преобладающим является именно мнение коллектива, а не одной личности. Что касаемо европейской культуры, по моему мнению, также можно говорить о том, что в Европе человеческое существование воспринимается как изолированное. Так, например, Германия относится к низкоконтекстной и монохронной культуре. Общеизвестно, что немцы дисциплинированная и сдержанная нация, они педантичны и скрупулезны на работе, однако это не мешает им быть хорошими собеседниками, личные границы для них ценны, ввиду чего личность всегда предстает в приоритете, в отличие от русской культуры.


Задание 3. Как, на ваш взгляд, за эти годы изменился (или не изменился) облик современных русских бизнесменов, политиков, простых граждан? Согласны ли вы с описанием русских М. Колонтая? Дайте свой комментарий.

Несмотря на то, что прошло около 20 лет, на мой взгляд, облик современных русских бизнесменов сохранился. Как писано в фрагменте, граждане испытывают бесчисленные «пирамиды», недоверие к партнерам, вывоз капитала, пассивность и неверие людей в успех и по сей день. Невзирая на то, что современные бизнесмены являются «индивидуалистами», отпечаток коллективизма, присущий русской культуре, отразился на их поведении. Например, проявление «холодного» отношения к не членам группы, включая личные встречи и телефонное общение; отсутствие логики и рационализма в поведении, как правило, это следование эмоциям.

Что касаемо политиков, так же можно согласиться с авторской позицией, поскольку в России до сих пор присуща «дистанция» власти. Вместе с тем, сохранились и чиновничий произвол и пр. Как правило, и по сей день политически приравненные лица не координируют с народом непосредственно. В основном это происходит через их заместителей. Многие «простые» граждане не могут получить ответы на их жизненно-важные вопросы, приходится либо ждать годами, либо же «выносить» все на всеобщее обозрения с помощью СМИ. Лишь в период агитации политики, зачастую, политические деятели воздействуют на подсознание людей, образно говоря, обещая им то, чего, скорее всего, не смогут выполнить. А в последующем, когда лицо получило определенный статус, с народом, как правило, он не контактирует или же делает это «напоказ», лишь что-то обещая.

И наконец, что касаемо простых русских, в современной России люди так же зачастую нестабильны. В контексте «мужественности-женственности» в России данное до сих пор соседствует рядом, что, на мой взгляд, не есть хорошо, так как зачастую женщинам приходится выполнять непосильную для них работу, чтобы прокормить семью, особенно если женщина одна воспитывает детей. Вместе с тем, можно согласиться с авторской позицией о том, что «не только бизнесмены, но и рядовые граждане признаются, что не смотрят далеко вперед, не ставят перед собой далеко идущих целей. И они приводят массу аргументов в подтверждение того факта, что «в современной России заглядывать в будущее – бесполезное, а иногда и вредное занятие». Я также могу с этим согласиться, тем более острым данное высказывание предстает в свете последних событий, поскольку люди попросту не знают, что их ждет завтра, что ждем завтра их семью, их детей, а заглядывая в будущее, порождаются лишь паника и страхи за настоящее время.


Можно согласиться с мнением М. Колонтая в контексте описания русских, поскольку до сих пор последние живут в неопределенности. «Общества со слабым неприятием неопределенности подготавливают своих членов к принятию неопределенности и добиваются ослабления ее давления. Общества с сильным неприятием неопределенности настраивают своих членов на попытки контролировать будущее; для таких обществ характерна повышенная нервозность людей, которые демонстрируют возбудимость, эмоциональность и агрессивность». Действительно, даже сейчас граждане испытывают чувство неопределенности. Безусловно, не все, но, полагаю, большая часть. Это может быть связано с заработком, вопросами, как и чем прокормить детей на маленькую заработную плату, да и в целом неопределенности, касаемо общеизвестной ситуации, которая происходит в сегодняшнем мире. Многие живут одним днем, потому что люди не знают, что их ждет завтра, т.к. нет стабильности за свое будущее.
Задание 4. Посмотрите фрагменты фильмов «Аферисты», «Служебный роман», «Духлесс». Какие параметры классификации культур Г. Хофстеде лежат в основе отношения к карьере, поведения на рабочем месте и отношений между сотрудниками и начальством? Изменилось ли содержание этих параметров в русском обществе, если сравнивать советскую действительность и современность? В чем различие американской и русской культуры? Приведите примеры из видео в подтверждение своей точки зрения.

Что касаемо фильма «Аферисты», исходя из видеоматериалов, прослеживается малая дистанция власти, поскольку разница между статусами людей минимизирована. Так, новый завотделом был с подчиненными «на одной волне», он весел и так же добродушно общается со своим коллективом, вне рамок «босс-подчиненный». Вместе с тем, приемлемо и рукопожатие при встрече низшего начальства с высшим. Между тем, присущ индивидуализм, где каждый независимо работает в свою пользу, где отсутствует воздействие чужого мнения, где каждый человек идентифицируется как отдельная личность. Прослеживается женственность, внимание акцентировано на равноправии. Также прослеживается слабая степень избегания неопределенности, т.е. довольство жизнью, незначительные стрессы.

Что касаемо фильма «Служебный роман», исходя из видеоматериалов, прослеживается большая дистанция власти, т.к. разница между подчиненными и начальниками большая; люди зависит от людей, обладающих большой властью. Например, начальница выхватила ручку у подчиненного, чтобы расписаться первой. Или же женщина, собирающая деньги на рождение ребенка, ласковее обращалась с начальником, поскольку он для нее предстает символом автократии, от которого «все зависит», а на подчиненный состав она, давя, относительно грубо и влиятельно произнесла «не уезжайте, кто не сдавал». Та же ситуация наблюдается и со сдачей денег на венок усопшему: начальнице она сказала «сдайте, пожалуйста, деньги на венок, когда остальным «сдайте по 50 копеек». Присущ коллективизм, то есть, т.е. каждый человек идентифицируется к определенной социальной группе. В данном случае сдавали деньги на рождение ребенка всем коллективом, не спрашивая,
хочет ли кто-то не сдавать или нет, есть ли у всех деньги на это или нет. Прослеживается мужественность, предполагается, что люди должны быть напористыми и грубыми, а неуспешность в чем-то является катастрофой. Например, начальница, будучи женщиной, увидела, как бухгалтер примеряет новые сапоги и сказала, что они выглядят вызывающе и это не делают во время работы. Также выражена сильная степень избегания неопределенности: «время-деньги», эмоциональная потребность в правилах.

Что касаемо фильма «Духлесс», явно выражена большая дистанция власти: начальник стремится выглядеть более значительнее, мнения преобладают над правом, внутренние конфликты, приводящие к злоупотреблению властью. Например, в кадре показано, что начальник фактически командует над подчиненными, оскорбляет их, называя клерками, позволяет вставать себе на стол, тем самым, показывая свое превосходство над низшими. Прослеживается коллективизм, т.е. решения принимаются с учетом мнений членов группы. Например, начальник слушал своего зама, однако, присутствует и недоверие, т.к. он боялся, что его условно во что-то втягивают. Выражена мужественность «жить, чтобы работать», конфликты разрешаются путем фактической борьбы, агрессии. Также выражена сильная степень избегания неопределенности: страх и риски перед новыми ситуациями, агрессия, «что неизвестно – опасно», отчетливо это прослеживается в недоверии начальства к подчиненным.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что содержание этих параметров в русском обществе, если сравнивать советскую действительность и современность, не изменилось. Люди все так же «боятся» сказать что-то не так своему начальству, они не имеют своей точки зрения зачастую, начальство ставит себя выше всех, наблюдается жесткая субординация.

Различие же американской и русской культуры, исходя из проанализированных видеоматериалов, состоит в том, что для Америки характерна максимальная степень индивидуализма, когда для России – коллективизм, т.е. ориентация человека на группу; для Америки характерна ориентация на дело в целях достижения результата, когда для русской культуры присуща ориентация на человека; для Америки характерная слабая дистанция власти, низкая, когда для России – преобладание авторитарных руководителей с соблюдением административной иерархии.

Задание 5.