Файл: Государственная инновационная политика и её реализация в СанктПетербурге и Ленинградской области.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |||||
|
Факультет экономики и права
Кафедра экономики и управления
Направление подготовки: «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки: «Региональное управление»
Дисциплина: «Государственная инновационная политика»
Тема реферата: «Государственная инновационная политика и её реализация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
Выполнила: Гамидова Ф.С.
№ группы:18/40/БУЗ-5-1д
Преподаватель: Передеряев И.И., к.э.н
Москва 2022 г.
План
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика…………………………………………………………..…………4
-
Современная государственная инновационная политика, как базовое условие устойчивого развития страны………………….………………4 -
Меры государственного регулирования инновационной политики в регионах………………………………………………………………….………..7
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области……………………..………….……..…..9
2.1. Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области…………………………………………….…………..…9
2.2. Принципы и основные направления инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области…………………………………………..15
Глава 3. Пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе……………………………………………………………………………..…19
3.1. Основные пути разрешения проблем инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области…………………………..………19
3.2. Основные пути разрешения проблем инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………..………….24
Введение
В современных геополитических условиях, инновационная политика, помогает осознать необходимость и важность формирования новой стратегии экономической безопасности, при которой, как основа экономического роста, неизменно должна выступать создаваемая государством и бизнесом, определенная институциональная совокупность, имеющегося сегодня интеллектуального капитала, материализуемого и создаваемого в новых продуктах и технологиях. С данной целью, в технологически развитых странах, уже много лет действуют инновационные структуры организационных форм, которые выступают, как своеобразный источник развития эффективной национальной и региональной экономики, призванные обеспечивать, ее устойчивость и стабильность, в условиях рыночной конкуренции.
При этом, в России, практически на всех фазах и стадиях, достаточно активно реализуются мероприятия, направленные на формирование и оптимизацию, механизмов государственного управления инновационными процессами, в различных сферах экономики. В этом отношении, важно подчеркнуть, что в последние годы, число нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и региональном уровнях, которые связаны с инновационной деятельностью, можно охарактеризовать, необходимое, но их качество, эффективность, можно и нужно существенно улучшить.
Поскольку, ранее применявшиеся механизмы государственного воздействия, на современном этапе развития, становятся малоэффективными. В связи с этим, становится очевидной проблема формирования эффективной системы мер воздействия органов власти, на хозяйствующие структуры, которые способствовали бы их активной инновационной модернизации.
Значимость инновационной политики в целом, и необходимость учета региональных специфик ее развития в частности, делает рассмотрение моей темы «Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» особенно актуальным.
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика
-
Современная государственная инновационная политика как
базовое условие устойчивого развития страны
В современных условиях рыночной экономики, недостаточность и ограниченность ресурсов, выделяемых на развитие инноваций, порождает актуальную проблему, государственных приоритетов инновационной политики. При этом опыт государственной инновационной политики, ряда стран - мировых лидеров инновационного развития (Швейцария, Южная Корея, Великобритания, Швеция и др.),уже осуществивших переход к постиндустриальному обществу, а также индустриальных стран, сумевших добиться заметных успехов в процессе активизации инновационной деятельности(КНР, Индия и др), и повышении конкурентоспособности на
мировых высокотехнологичных рынках, для России представляет огромный интерес.
Экономика же современной России, её модель, по-прежнему остается в значительной степени сырьевой, характеризуясь при этом структурными диспропорциями, а также низкой инновационной активностью многих значимых государственных предприятий. Чтобы это исправить, нужно активно проводить свою инновационную политику.
Инновационная политика - это составная часть социальноэкономической политики, определяющей цели и приоритеты общей инновационной стратегии, а также механизм ее реализации, органами государственной власти РФ1.
Инновационная политика, тесно связана как с научной, так и научнотехнической политикой, включая при этом государственное регулирование, науки и научно-технического развития.
Следует подчеркнуть, что первые попытки в России, формирования национальной инновационной политики, были предприняты еще в конце 90-х годов 20-ого века, когда был сформирован проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». И хотя данный федеральный закон, тогда в РФ не был принят, однако сама попытка его разработки, говорит о том, что проблема развития инновационной деятельности, стала актуальной еще в 90-ые годы, прошлого века.
В нынешний, 21-ый век, в нашем государстве, был принят ряд программных документов, декларирующих необходимость перехода страны, к инновационной модели развития, а также достижения устойчивых темпов экономического роста, заметного повышения конкурентоспособности российской экономики и повышения благосостояния населения большинства граждан страны. В документах подчеркивается, что ведущей причиной технологического отставания, а также неконкурентоспособности многих отраслей и товаров в нашей экономике, является состояние современного научно-технологического комплекса, который уже не удовлетворяет потребностям отечественной экономики в новых, современных условиях, на новом этапе её развития. Вместе с тем, признается, как существенный фактор технологического отставания, еще и низкая инновационная активность российской промышленности, спрос которой, на имеющиеся результаты отечественных исследований, а также отечественных технологических разработок, в целом остается достаточно низким. В ряде случаев, нормы и требования действующего, в настоящее время российского законодательства, не только не способствуют стимулированию участия государственных научных организаций в процессе распространения и коммерциализации инновационных знаний, но, по сути, оказывают блокирующее воздействие. В России, возможности участия в инновационном процессе, достаточно жестко ограниченны на законодательном уровне. Поэтому имеет место, настоятельная необходимость, расширения всего спектра организационноправовых форм, где могут успешно функционировать государственные научные организации.
Первым шагом в данном направлении, является принятие ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.)2,которое можно рассматривать в качестве одного из важнейших направлений процесса совершенствования государственной инновационной политики, поскольку автономные научные учреждения могут иметь широкие возможности для участия в инновационной деятельности, а также коммерциализации результатов своей работы, осуществления кооперации и взаимодействия с многими частными компаниями3 4.
У нас до сих пор существуют определенные барьеры, на пути интеграции образования и науки. Данный фактор обусловлен исторически сформированным институциональным, имущественным, правовым, финансовым и другим разделением данных сфер, подтвержденный, в последние годы интенсивной эволюцией норм и требований российского законодательства (в первую очередь, бюджетного и налогового).
Так, например, действующее бюджетное законодательство, в настоящее время допускает проведение образовательной деятельности научными организациями, исключительно по программам послевузовского профессионального образования, а в связи с этим, оказываются фактически незаконными такие исторически традиционные для Российской Федерации формы осуществления интеграции образования и науки, как научнообразовательные центры и базовые кафедры вузов. При этом только 38% отечественных вузов осуществляют исследования и разработки, общая доля которых в совокупных затратах России на науку в последние годы возросла до 4,8% (при том как в США данный показатель составляет около 17%).
-
Меры государственного регулирования инновационной политики в
регионах
В настоящее время, переход нашей страны к инновационному развитию экономики, невозможен без формирования и последующего развития региональных инновационных систем (РИС). В самом упрощенном виде, алгоритм, который вытекает из стандартной концепции РИС, включает в себя следующие шаги:
- принятие необходимого комплекса мер, ориентированных на активный рост количества региональных вузов и исследовательских институтов (так называемых провайдеров знаний - новых технологий, перспективных, в настоящее время научных исследований, и т. п.), а также университетских компаний, которые содействуют тесной привязке местных фирм к внешним источникам знаний;
- привлечение в отдельные регионы, высококвалифицированные трудовые ресурсы, и активное стимулирование и совершенствование профессиональной квалификации, у уже работающего персонала;
- формирование сетей бизнес-инкубаторов(организаций, занимающихся поддержкой, стартап-проектов молодых предпринимателей, на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации), с целью поддержки старта инновационных компаний;
- создание и/или долгосрочное финансирование инновационной деятельности исследовательских организаций, которые отслеживают на регулярной основе, региональные промышленные кластеры, технологии и рынки;
- формирование эффективных механизмов функционирования, системы взаимодействия и взаимосвязи отношений, между инновационными региональными компаниями, а также исследовательскими организациями и рядом государственных учреждений;
- обеспечение тесных контактов внутри местной бизнес-элиты, образование и последующее развитие как формальных, так и неформальных сетевых организаций;
- обеспечение динамичного притока в конкретный регион венчурного капитала (при этом на ранних этапах финансирования - организация сетей так называемых «бизнес-ангелов-частных венчурных инвесторов, обеспечивающих финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах её развития.- »).
РИП, как это напрямую следует из материалов законодательных актов в этой области, принятых в некоторых российских регионах, ориентированы на решение следующих ведущих задач:
-
установление и реализация приоритетов инновационной политики, а также эффективных, на настоящий момент, инновационных проектов и программ; -
разработка и дальнейшее осуществление системы мер, направленных на эффективное развитие и использование инновационного потенциала, а также инновационной инфраструктуры, создание наукоемких технологий, и в результате, выпуск новой, конкурентоспособной продукции;
- осуществление значимых мер, по поддержке продвижения на внешние рынки новой продукции, в том числе, поддержке экспорта новой продукции и (либо) новых технологических процессов, созданных или сформированных, российскими производителями;
- активное содействие, как созданию, так и внедрению нововведений, а также принципиально новых достижений в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре, системы организации и управлении экономикой;