Файл: Государственная инновационная политика и её реализация в СанктПетербурге и Ленинградской области.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно второй версии «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», обеспечения активного инновационно-технологического развития, в современном периоде АПК и промышленности и Санкт-Петербурга, важно заметно активизировать работу по следующим основным направлениям:
-
необходимое содействие привлечению в промышленность Санкт- Петербурга, прямых частных инвестиций;
- совершенствование инновационной политики с непосредственным учетом требований и норм ВТО, применение таких механизмов поддержки, которые соответствуют данным нормам, включая также механизмы субсидирования инновационной деятельности, а также НИОКР, привлечения государственно-частного партнерства, выработку государственных гарантий, а также применения структурного и проектного финансирования;
- содействие взаимодействию субъектов инновационной промышленной и деятельности г. Санкт-Петербурга, а также науки и образования города;
- активное содействие процессу реструктуризации промышленности Санкт-Петербурга, с обязательным учетом значимости формирования и последующего развития инновационных кластеров;
- содействие активному развитию энергетического, инженерного и транспортного обеспечения инновационных технологий;
- деятельность по развитию производственных зон в городе Санкт- Петербурге;
- активное содействие формированию и развития кадрового обеспечению инновационной деятельности;
- активное содействие продвижению инновационной продукции и технологий на внутреннем рынке.
В едущими целями инновационной политики Санкт-Петербурга выступают:
-
развитие комплексной инновационной системы Санкт-Петербурга; -
неизменный рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности в Санкт-Петербурге; -
рост реализации инновационной продукции; -
процесс концентрации и диверсификации субъектов инновационной деятельности; -
создание механизма инновационного развития города;
- развитие и позиционирование города Санкт-Петербурга в качестве международного центра инноваций12.Сегодня, ведущими направлениями инновационного развития Ленинградской области выступают:
- осуществление разработки новых, инновационных технологий, в области энергосбережения и ресурсосбережения;
- освоение биотехнологий и новых технологий, в агропромышленном комплексе;
- осуществление экологического и рационального природопользования, с непосредственным учетом социально-экономического развития Ленинградской области;
- формирование новых технологий в медицине, а также медицинском приборостроении;
- создание новых и модернизированных, информационных и телекоммуникационных технологий;
- создание новых технологий, для осуществления модернизации обрабатывающей отрасли промышленности;
- осуществление разработки прецизионных и нанометрических технологий;
- работа над разработкой ядерных технологий, и их использование в различных отраслях экономики13.
Таким образом, формирование законодательной базы, которая призвана регулировать инновационную политику Санкт-Петербурга и Ленинградской области напрямую, продолжает свое развитие и имеет многоотраслевое и многоаспектное направление.
Глава 3.Проблемы и перспективы дальнейшего развития
инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области
на современном этапе
3.1.Проблемы инновационной политики Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
В настоящее время, основными проблемами инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступают следующие:
- финансовые, то есть проблемы финансирования инновационных разработок и трансфера технологий;
- имеющее место несовершенство современного налогового законодательства;
- определенное несовершенство действующей нормативно-правовой базы, которая призвана регулировать инновационную деятельность;
- кадровые проблемы, актуализирующиеся, при выполнении инновационных проектов;
- проблемы осуществления передачи инновационных продуктов и технологий, российским промышленным предприятиям;
- проблема передачи офисных и производственных площадей,с целью расширения деятельности ряда организаций инновационной инфраструктуры.
Кроме этого, как указывает Х. С. Пак, затраты на разработку, последующее внедрение и эксплуатацию инноваций, практически всегда находят свое выражение в стоимостном эквиваленте. Однако точная числовая оценка полезности инновации, в подавляющем большинстве случаев, весьма затруднена. При этом на ранних стадиях осуществления разработки инновации, практически невозможно точно определить, с какими именно трудностями и научно-техническими проблемами могут столкнуться исследователи, разработчики и, что весьма существенно, ее потребители. В связи с этим оценка эффективности инноваций, чаще всего, имеет вероятностный характер14.
В то же время, рассматривая проблемы финансирования инновационных разработок, а также трансфера технологий более подробно, практически все обследованные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, занимающиеся инновационной деятельностью, испытывают достаточно большие трудности с получением инвестиций, непосредственно на развитие инновационных проектов. На современном этапе, банки финансируют данные проекты, исключительно под залог имущества, кроме этого, процесс оформления залога занимает такое время, которое вполне сопоставимо со временем использования самого кредита и сопровождается, в ряде случаев, коррупционными схемами со стороны органов государственной регистрации. Кроме этого, весьма большие сложности у организаций инновационной инфраструктуры, возникают с попытками привлечь венчурное финансирование. В целом венчурные организации, выказывают готовность финансировать те разработки, которые находятся в стадии, приближенной к реализации готового продукта, а также имеющие потенциально высокую прибыль. Но они при этом претендуют на 51% всех акций, в
создаваемых под разработанный продукт, производственных инновационных предприятиях. Большие претензии имеются у организаций, которые занимаются нанотехнологиями, имеются к гос. корпорации «Роснано». Данная государственная корпорация финансирует, чаще всего только самые крупные, а также выгодные проекты; при этом сама процедура получения финансирования, весьма непрозрачна, и очень забюрократизирована.
-
Основные пути разрешения проблем и перспективы развития
инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области
На базе предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, был создан и весьма успешно действует, в настоящее время, межрегиональный кластер медицинских, радиационных технологий, фармацевтической промышленности. Непосредственно, на территории Санкт-Петербурга,- функционирует кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций»15.
При этом, будет весьма полезным, на основании предварительно проведенного мониторинга, уточнить отраслевые приоритеты современной кластерной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в среднесрочной перспективе, в основном, в области малого и среднего предпринимательства. Далее, должны осуществляться, дальнейшие необходимые мероприятия по выявлению групп, как малых, так и средних предприятий, которые потенциально способны образовать инновационные кластеры, и проводить мероприятия, по осуществлению кластерной политики16. Следует в этом отношении подчеркнуть, что процесс управления инновационными кластерами, характеризуется, как долговременная задача, решение которой должно осуществляться, исключительно на профессиональном уровне. Ведение инновационного кластерного проекта, неизменно требуют практически полной занятости штата сотрудников, а также соответствующей организационной структуры и необходимого финансирования. Кроме этого, официально зарегистрированные кластеры, успешно и активно развиваются, только том случае, когда они получают необходимую законную бюджетную поддержку в отношении их организационного функционирования,
включая при этом соответствующее финансирование, при подготовки необходимых кадров17.
Также нужно активно развивать и открытые технологические платформы - это, в первую очередь, мобильно действующими современный механизм, осуществления коммуникаций между государством (которое является заказчиком, а также возможным инвестором), научными учреждениями (то есть создателями принципиально новых технологий, идей, приборов и др.), бизнес-структурами, которые заинтересованы, в повышении конкурентоспособности своей продукции, и, конечно же, производства (то есть инновационно-активные предприятия).
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, органы управления государством, в настоящее время имеют определенную возможность влиять на процесс инновационных процессов в регионе, либо отдельной отрасли для повышения уровня разработки и внедрения инновационных концепций, в различные сектора экономики, а также бизнеса и производства в целом. В этом случае, органы государственной власти для достижения поставленной цели используют, как нами уже упоминалось ранее, разного рода меры регулирующего воздействия.
Наглядным примером, здесь выступает, целевая программа «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области», которая предусматривает бюджетное финансирование Правительством Ленинградской области, проводимых инноваций в регионе. В настоящее время, Правительству Санкт-Петер бургу и Ленинградской области, необходимо поддерживать достигнутый уровень инновационного развития, и развивать его далее.
Кроме этого, в краткосрочной перспективе, обязательно должны получать свою реализацию, те проекты, которые ориентированы на решение именно критических, первоочередных проблем, без успешного решения которых, дальнейшая инновационная деятельность в регионе будет серъезно затруднена. Это в первую очередь, относится к решению, в оперативном порядке, проблем в областях обеспечения достойной жизнедеятельности людей, социально-экономические показатели которых, находятся ниже необходимого уровня.
Для решения данных социо-экономических проблем, будет целесообразным, использовать программно-целевой метод, с применением механизмов частно-государственного партнерства.