Файл: Государственная инновационная политика и её реализация в СанктПетербурге и Ленинградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обеспечение необходимого взаимодействия науки, образования, а также производства и финансовой сферы, с целью развития инновационной деятельности;

- обязательное усиление государственной поддержки субъектов РФ и процессов инновационной деятельности, через установление порядка и механизмов осуществления прогнозирования, программирования, экономического стимулирования, финансирования, а также организации мониторинга инноваций, во всех сферах социально-экономического развития конкретного региона.

Реализация РИП, при этом должна быть ориентирована на: 1) решение современной стратегической задачи по развитию конкурентоспособного производственного, а также и научно-технического потенциала развития регионов; 2) на обеспечение стабильного социально­экономического развития конкретного региона.

Таким образом, можно заключить, что инновационная региональная политика, а также её продуктивность и успешность, напрямую влияет на инновационный климат региона, в целом и общую экономическую ситуацию, в частности. В таких условиях, особое значение отводится мерам государственного регулирования, которые активизируют инновационную динамику регионов. В этом случае этом одной из ведущих проблем развития региональной инновационной политики, на современном этапе, выступает выбор приоритетных направлений, непосредственно государственной поддержки инноваций5.
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области

2.1.Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Исходя из понимания значимости инновационной политики для развития Санкт-Петербурга и Ленинградской Области, Правительствами обоих регионов, еще в начале 2000-х гг, была разработана программа мероприятий, непосредственно связанная с реализацией инновационной политики. Отраженные в данной программе мероприятия, должны были обеспечить регионам лидирующую роль в инновационной сфере. Теперь поговорим более конкретно о каждых двух регионов, в отдельности. Начнем с Санкт-Петербурга. Данная программа создавалась с целью способствования всестороннему развитию в Санкт-Петербурге инновационной деятельности, что являлось частью общей стратегии осуществления социально­экономического развития города, ориентированной непосредственно на повышение конкурентоспособности Санкт-Петербурга и превращение его в центр инноваций как общенационального, так и международного масштаба.


В свою очередь, согласно Постановлению Правительства Санкт- Петербурга «О Концепции социально-экономического развития Санкт- Петербурга до 2025 года»6 (правда, к сожалению уже утратившее силу) инновационное развитие Санкт-Петербурга, было определено в качестве одного из приоритетных направлений его развития до 2025 г.

А теперь вернемся к истории становления в Санкт-Петербурге инновационной деятельности:

В ноябре 2005 г. город Санкт-Петербург становится одним из победителей конкурса на право формирования особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, на которую возлагалась роль катализатора процессов кластеризации,в самых перспективных направлениях и отраслях экономики региона.

В апреле 2006 г. подписывается Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством информационных технологий и связи РФ, Университетом телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, а также Правительством Санкт-Петербурга, относительно создания в Санкт- Петербурге ИТ-парка (с сентября 2008 г. носит название Ингрия-парк). ИТ- парк представляет собой особый комплекс объектов инновационной инфраструктуры, а также административных и других строений, зданий, сооружений, построенных через объединение научной, материально­технической, сервисной, социально-культурной, финансовой баз.

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. пригороду Санкт-Петербурга - г. Петергофу присваивается статус наукограда РФ, что становится его заслуженным признанием в качестве уникального центра образования, а также науки и культуры.

В соответствии с названным выше постановлением, утверждаются направления научно-технической, а также инновационной деятельности, ряда экспериментальных разработок, проводимых испытаний и подготовки кадров, которые становятся приоритетными для г. Петергофа, функционирующего в качестве наукограда РФ.

Далее, в ноябре 2006 г. постановлением Правительства Санкт- Петербурга, при непосредственном участии Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли создается «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Санкт-Петербурга». Ведущей целью деятельности данного фонда, становится формирование на территории города Санкт-Петербурга инфраструктуры венчурного (то есть рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства, именно в научно-технической сфере.



Закон Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики Санкт- Петербурга»7 устанавил и регулирует правовые, организационные, а также экономические основы инновационной политики в Санкт-Петербурге, для развития и последующего эффективного использования промышленного, научно-технического,инновационного потенциала Санкт-Петербурга,что определяет ведущие принципы, цели и задачи современной инновационной политики Санкт-Петербурга, прописывает формы государственной поддержки всех субъектов инновационной деятельности в городе Санкт- Петербург.

Согласно второй версии «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года»8, в качестве приоритетных секторов инновационно-технологического развития промышленности города Санкт-Петербурга (например, судостроение, авиационная, а также ракетно­космическая промышленность, радиоэлектроника и др.) необходимо участие наших компаний в жесткой, глобальной конкуренции.

При этом, Правительством Санкт-Петербурга, гарантируется необходимая поддержка тех мероприятий, которые способствуют инновационному развитию городской промышленности. В том числе можно назвать:

- поддержка разработки и освоения ряда прогрессивных технологий, а также технологических систем, по производству конкурентоспособной наукоемкой продукции предприятий города;

- поддержку инновационных проектов, связанных с повышением производительности труда, на крупнейших предприятиях города Санкт- Петербурга;

- развитию государственной инвестиционной политики по привлечению в промышленность города, необходимых ей инвестиций;

- способствование технологическому перевооружению, а также модернизации, действующих в настоящее время технологических комплексов, в ведущих отраслях и видах производств, для улучшения их технико-экономических, и эксплуатационных характеристик;

- содействие реструктуризации промышленности города, с учетом необходимости создания и последующего развития инновационных кластеров;

- государственная помощь развитию энергетической, инженерной, а также транспортной инфраструктуры в промышленности города;

- активное развитие производственных зон;

- необходимое кадровое обеспечение промышленности;

- помощь процессу продвижения продукции субъектов промышленной деятельности города, на внешних рынках сбыта;

- помощь в передаче (то есть трансферу) технологий;


- требуемое содействие развитию в городе инновационной деятельности, связанной с инновационной промышленностью;

- содействие соответствующим субъектам промышленной деятельности в сертификации систем менеджмента, направленного на соответствие как национальным, так и международным стандартам.

Все названные мной выше, нормативно-правовые документы и мероприятия, способствовали всестороннему и активному развитию инновационной деятельности, в городе Санкт-Петербурге.

Теперь проанализируем организацию инновационной деятельности в Ленинградской области.

Государственную поддержку инновационного развития крупных предприятий Ленинградской области, можно условно разделить на три хронологических этапа.

  1. этап - это период до 2009 г. В данное время Правительство Ленинградской области,ежегодно выделяло необходимые финансовые средства на поддержку тех промышленных предприятий, которые были победителями, либо занимали призовые места в проводимом каждый год, областном конкурсе на лучшее инновационное производство. При этом следует отметить, что до 2009 гг. победителями подобных грантов, преимущественно становились предприятия агропромышленного комплекса и нефтехимической отрасли.

  2. этап - это период 2009-2011 гг. В 2009 г. принимается Постановление Правительства Ленинградской области под названием «О долгосрочной целевой Программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 гг.»»9. Названная программа, прописывала разные группы мер, направленные на поддержку инноваций, на областных ленинградских предприятиях. Это были меры по сохранению, а также преумножению научного потенциала региона, осуществление подготовки высококвалифицированных кадров, а также такие меры, которые бы способствовали увеличению объема выпуска инновационной продукции, отдельными предприятиями и организациями Ленинградской области. При этом, государственную поддержку могли получить, только те предприятия, которые на время проведения конкурса, уже занимались выпуском инновационной продукции. Такого вида деятельность была подведомственна ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области».

  3. этап - это период 2011-2015 гг. На основании Постановления Правительства Ленинградской области от 01.11.2011 г. выше названная программа дополняется и преобразуется в Долгосрочную целевую программу под названием «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 гг.» (ныне уже утратила силу). На данном этапе, Правительством Ленинградской области, подводятся первые итоги первоначальной программы поддержки развития инновационной деятельности, на которую было предусмотрено из областного бюджета, выделение средств объёмом 303711,4 тыс. руб10.


В настоящее время, инновационная политика Ленинградской области отчасти регулируется принятой 6 июня 2013 г. Законодательным собранием Ленинградской области, Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025.

Таким образом, законодательная база регулирования инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, формировалась по мере актуализации инновационного потенциала регионов.


  1. Принципы и основные направления инновационной политики
    Санкт-Петербурга и Ленинградской области


В Санкт-Петербурге инновационная политика, согласно проекту Закона Санкт-Петербурга «О научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге»11, базируется на следующих основных принципах:

  1. Комплексность-процесс разработки, а также последующих реализации и корректировке инновационной политики, обязательно должен учитывать всю совокупность экономических, технологических, социальных, производственных, правовых, ресурсных, экологических, инвестиционных и факторов, которые характеризуют современное социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, и должны охватывать, практиче ски весь жизненный цикл инноваций в городе;

  2. Системность-разработка, реализация и корректировка инновационной политики, неизменно должна производиться в непосредственном взаимодействии со всеми исполнительными органами государственной власти города Санкт-Петербурга, а также субъектами инновационной деятельности города;

  3. Адресность-подразумевает разработку, реализацию и корректировку инновационной политики, в городе Санкт-Петербурге, относительно конкретно обозначенных субъектов инновационной деятельности;

  4. Поэтапность - подразумевает разработку, реализацию и корректировку инновационной политики в Санкт-Петербурге, поэтапно, с учетом приоритетных направлений;

  5. Открытость,-исполнительные органы государственнй власти.

В со ответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики Санкт-Петербурга» Статья 2. Принципы инновационной политики Санкт-Петербурга, инновационная политика города Санкт-Петербурга базируется на следующих принципах:

  • принцип стимулирования разработки, производства, а также внедрения такой инновационной продукции, которая конкурентоспособна как на внешнем, так и внутреннем рынках;

  • принцип привлечения в развитие инновационной системы Санкт- Петербурга, внебюджетных инвестиций;

  • принцип стимулирования развития, как субъектов инновационной деятельности, так и субъектов инновационной инфраструктуры;

  • принцип гласности выбора приоритетных для города Санкт-Петербург направлений инновационной деятельности, а также механизмов формирования и последующей реализации государственных программ, направленных на развитие инновационной деятельности;

  • принцип открытости и доступности той информации, которая необходима для реализации инновационной деятельности;

  • принцип эффективности государственной поддержки инновационной деятельности региона.