Файл: Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – большой круг, вертушка, аквариум, мозговой штурм. Но есть такие, о которых не все учителя знают. Я использую в своей работе следующие интерактивные методы, приемы, игры.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Так, например, на уроке русского языка теме «Имя существительное», учащиеся внутренней группы получили индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу;
- Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о существительном, и устно заполнить схему
Имя существительное – это часть речи, которая__________________
Имя существительное отвечает на вопросы:
три __________ : ___ , ___ и ____ и т.д.
На обдумывание ответов было 2 минуты; «карусель» начинает свое «движение» - ученики отвечали по кругу; в это время внешний круг слушал их ответы с тем, чтобы оценить их; учащиеся, не попавшие на «карусель», могли помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой.
Использую этот прием также для написания продолжения рассказа на уроках развития речи (Например, продолжите рассказ «Было это давно…»)
, разгадывания кроссвордов, головоломок.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Аквариум - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – «аквариум».
Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д.
Очень интересен приём ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли). Задачи метода:
анализировать текст совместно с другими людьми;
вести исследовательскую работу в группе;
доступно передавать информацию другому человеку;
самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
овладение навыками совместного критического анализа текста.
Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. Таким образом на уроках русского мы изучаем и запоминаем с детьми правила.
В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса, учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; и многое другое.
Например, Тема: «Правописание глаголов: обобщение». Работа в группах. (10 мин.)
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4)
Затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и обучают участников группы по своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы.
1 ЭГ
1) Как определить глаголы неопределённой формы?
2) Правило с. 111
3) Упр. 353 с.113
Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы:
Глагол … стоит в неопределённой форме, так как • отвечает на вопрос ….?
• имеет суффикс….;
• не указывает на … и … .
2 ЭГ
1) Правописание глаголов с частицей НЕ с.109
2) Упр. 340 с. 109
3) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с глаголом
Глагол … пишется слитно так как Глагол … пишется раздельно
• без частицы НЕ не употребляется • без частицы НЕ употребляется
3 ЭГ
1) Как различать глаголы неопределённой формы на ТСЯ и ТЬСЯ?
2) Рассмотри таблицу с. 114, сделай вывод.
3) Упр. 366 с. 116
Докажи свой выбор:
что делать? что сделать? что делает? что сделает?
ТЬСЯ ТСЯ
4 ЭГ
1) Какие виды имеет глагол? Как определить вид глагола?
2) Правило с. 117
3) Упр. 374 с. 118
Докажи что правильно определил вид глагола:
что делать? что делает? что сделать? что сделает?
несовершенный совершенный
продолжительное действие законченное действие
Взаимное обучение. После изучения правил и выполнения заданий дети из ЭГ возвращаются в ДГ. Происходит взаимное обучение в домашних группах. (10 мин)
Интересный приём «Ручеёк».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Закон двух ног. Если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы использовать свои две ноги, чтобы перейти в другое место, где вы можете внести больший вклад. В классе находится знак, на котором изображены две ноги, если ученик хочет перейти в другую группу, он показывает учителю знак и переходит туда, где считает свою работу более полезной. Например, на уроках-проектах предлагаю каждой группе детей тему и несколько «микротем», они могут работать в той группе, которая более актуальна именно для них.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, на русском языке, на этапе актуализации знаний по теме «Имена существительные» предлагаю детям найти в классе карточки с одушевленными существительными (одной группе), неодушевленные существительные (второй группе), при этом на столах, стенах, подоконниках, двери было развешано множество различных карточек с написанными словами (кстати, это были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и доказывает устно свою правоту.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Эта технологию применяю на уроках обобщения и систематизации знаний.
Например: Тема - «Глагол. Обобщение». Написать, все, что знаете про глагол.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Например, зачитываю утверждение: В русском языке 5 падежей. Дети доказывают, верное это утверждение или нет, соответственно выбрав правильный плакат «ДА» или «НЕТ».
Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, тема «Однокоренные слова». Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам об однокоренных словах.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). (У однокоренных слов корень одинаковый; однокоренные слова можно назвать родственными; В корне слов согласные могут чередоваться; слова вода и водитель не однокоренные, потому что разные по смыслу; и т.д.)
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Для закрепления и обобщения знаний также использую прием «Толстые и тонкие вопросы». С его помощью организую взаимоопрос. Стратегия позволяет ученикам развивать умение формулировать вопросы, соотносить понятия. «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ. Соответственно, «толстый вопрос» предполагает ответ развернутый, полный. Если раньше ученики на предыдущих уроках предпочитали больше работать с «тонкими вопросами», то на этих уроках они стремятся больше всего отвечать на «толстые вопросы».
После изучения темы предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Думаю, что таким приемом можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос. Ученик, у которого минимальный словарный запас слов, старается давать полноценные и содержательные ответы на «толстые вопросы». Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – большой круг, вертушка, аквариум, мозговой штурм. Но есть такие, о которых не все учителя знают. Я использую в своей работе следующие интерактивные методы, приемы, игры.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Так, например, на уроке русского языка теме «Имя существительное», учащиеся внутренней группы получили индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу;
- Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о существительном, и устно заполнить схему
Имя существительное – это часть речи, которая__________________
Имя существительное отвечает на вопросы:
три __________ : ___ , ___ и ____ и т.д.
На обдумывание ответов было 2 минуты; «карусель» начинает свое «движение» - ученики отвечали по кругу; в это время внешний круг слушал их ответы с тем, чтобы оценить их; учащиеся, не попавшие на «карусель», могли помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой.
Использую этот прием также для написания продолжения рассказа на уроках развития речи (Например, продолжите рассказ «Было это давно…»)
, разгадывания кроссвордов, головоломок.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Аквариум - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – «аквариум».
Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д.
Очень интересен приём ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли). Задачи метода:
анализировать текст совместно с другими людьми;
вести исследовательскую работу в группе;
доступно передавать информацию другому человеку;
самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
овладение навыками совместного критического анализа текста.
Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. Таким образом на уроках русского мы изучаем и запоминаем с детьми правила.
В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса, учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; и многое другое.
Например, Тема: «Правописание глаголов: обобщение». Работа в группах. (10 мин.)
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4)
Затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и обучают участников группы по своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы.
1 ЭГ
1) Как определить глаголы неопределённой формы?
2) Правило с. 111
3) Упр. 353 с.113
Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы:
Глагол … стоит в неопределённой форме, так как • отвечает на вопрос ….?
• имеет суффикс….;
• не указывает на … и … .
2 ЭГ
1) Правописание глаголов с частицей НЕ с.109
2) Упр. 340 с. 109
3) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с глаголом
Глагол … пишется слитно так как Глагол … пишется раздельно
• без частицы НЕ не употребляется • без частицы НЕ употребляется
3 ЭГ
1) Как различать глаголы неопределённой формы на ТСЯ и ТЬСЯ?
2) Рассмотри таблицу с. 114, сделай вывод.
3) Упр. 366 с. 116
Докажи свой выбор:
что делать? что сделать? что делает? что сделает?
ТЬСЯ ТСЯ
4 ЭГ
1) Какие виды имеет глагол? Как определить вид глагола?
2) Правило с. 117
3) Упр. 374 с. 118
Докажи что правильно определил вид глагола:
что делать? что делает? что сделать? что сделает?
несовершенный совершенный
продолжительное действие законченное действие
Взаимное обучение. После изучения правил и выполнения заданий дети из ЭГ возвращаются в ДГ. Происходит взаимное обучение в домашних группах. (10 мин)
Интересный приём «Ручеёк».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Закон двух ног. Если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы использовать свои две ноги, чтобы перейти в другое место, где вы можете внести больший вклад. В классе находится знак, на котором изображены две ноги, если ученик хочет перейти в другую группу, он показывает учителю знак и переходит туда, где считает свою работу более полезной. Например, на уроках-проектах предлагаю каждой группе детей тему и несколько «микротем», они могут работать в той группе, которая более актуальна именно для них.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, на русском языке, на этапе актуализации знаний по теме «Имена существительные» предлагаю детям найти в классе карточки с одушевленными существительными (одной группе), неодушевленные существительные (второй группе), при этом на столах, стенах, подоконниках, двери было развешано множество различных карточек с написанными словами (кстати, это были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и доказывает устно свою правоту.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Эта технологию применяю на уроках обобщения и систематизации знаний.
Например: Тема - «Глагол. Обобщение». Написать, все, что знаете про глагол.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Например, зачитываю утверждение: В русском языке 5 падежей. Дети доказывают, верное это утверждение или нет, соответственно выбрав правильный плакат «ДА» или «НЕТ».
Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, тема «Однокоренные слова». Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам об однокоренных словах.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). (У однокоренных слов корень одинаковый; однокоренные слова можно назвать родственными; В корне слов согласные могут чередоваться; слова вода и водитель не однокоренные, потому что разные по смыслу; и т.д.)
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Для закрепления и обобщения знаний также использую прием «Толстые и тонкие вопросы». С его помощью организую взаимоопрос. Стратегия позволяет ученикам развивать умение формулировать вопросы, соотносить понятия. «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ. Соответственно, «толстый вопрос» предполагает ответ развернутый, полный. Если раньше ученики на предыдущих уроках предпочитали больше работать с «тонкими вопросами», то на этих уроках они стремятся больше всего отвечать на «толстые вопросы».
После изучения темы предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Думаю, что таким приемом можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос. Ученик, у которого минимальный словарный запас слов, старается давать полноценные и содержательные ответы на «толстые вопросы». Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем.