Файл: Информатика (углубленный уровень) Классы 1011 Составитель Ивонтьева Т. В. Самара, 2019г. 2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информатика
(углубленный уровень)
Классы: 10-11 Составитель: Ивонтьева Т.В.
Самара, 2019г.
2019
2019
2019

2. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе ФГОС СОО, ООП СОО МБОУ Школы №174 г.о. Самара, авторской программы
И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т.Ю.Шеиной, Л. В.Шестаковой «Информатика 10-11 классы»(углубленный уровень); издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»; 2016г.
В состав учебно-методического комплекта по информатике углубленного уровня для средней школы входят:

учебник «Информатика» углубленного уровня для10 класса (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В.);
2016г.

учебник «Информатика» углубленного уровня для11 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шестакова Л. В.);
2016г.

электронное приложение к УМК
Электронное приложение к УМК
Состав электронного приложения:

Электронная форма учебников:

– контейнер электронных учебников для 10-11 классов (на носителе) с интегрированным в него мультимедийными объектами, со ссылками на различные открытые образовательные ресурсы в Интернете, отобранные автором, с добавленными к нему электронными текстами контрольным материалов для подготовки к итоговой аттестации.;

Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:

методические материалы для учителя;

файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

дополнительные материалы для чтения;

мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

интерактивные тесты.

Электронное методическое приложение — авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом
УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). Для участия в форуме и просмотра видеолекций необходимо зарегистрироваться на сайте.
В учебном плане основной школы информатика представлена: 10-11 класс по 4 часа в неделю. Итого 272 часа.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы.
В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собствен- ному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении.
В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.
5. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Важное место в изучении информатики на углубленном уровне занимает знакомство учащихся с современными профессиями в IT-отрасли. В учебниках присутствуют описания различных видов профессиональной деятельности, которые связываются в содержании курса с изучаемой темой. Кроме того, применяемая методика учебного проектирования приближена к методам производственной деятельности в IT- отрасли.
При изучении курса «Информатика» на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ре¬сурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:
• учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;


• изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
• алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов
(исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения курса «Информатика»
10 класс
Раздел
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Теоретические основы
информации

владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

понимать основные конструкции алгоритмов обработки числовой и текстовой информации;

формировать представления о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, ал- горитмах анализа этих объектов;

кодированию и декодированию данных;

разбираться в причинах искажения данных при передаче;

систематизировать знания, относящихся к математическим объектам информатики;

разрабатывать сложные алгоритмы

разрабатывать алгоритмы поиска и сортировки

строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы
Компьютер

разбираться в устройстве современных компьютеров и основных функциях операционных систем;

систематизировать сведения об операционных системах;

разрабатывать простейшие интернет- приложения.
Информационные
технологии

понимать основные тенденции развития компьютерных технологий;

работать с текстом, изображениями, звуком, вычислительными таблицами.

научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств офисных редакторов;
Компьютерные

разбираться в компьютерных сетях и их роли в

освоить основные принципы обеспечения

телекоммуникации
современном мире;

разбираться в базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей;

правилам информационной этики и права. информационной безопасности,

освоить основные способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
11класс
Раздел
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Информационные
системы

владеть основными сведениями о базах данных, их структуре;

владеть средствами создания и работы с ними, пользоваться базами данных и справочными системами;

ориентироваться в информационных системах, в том числе и геоинформационных;

создавать многотабличные базы данных
Методы
программирования

владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору);

оперировать представлениями о базовых типах данных и структурах данных;

использовать основные управляющие конструкции.

навыкам и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;

элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Компьютерное моделирование

владеть опытом построения и использования компьютерно-математических моделей;

проведению экспериментам и статистической обработки данных с помощью компьютера,

интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;

умению оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов
Информационная деятельность человека

работать с библиотеками программ;

использованию компьютерных средств представления и анализа данных.

внедрению информатизации в деловую сферу


4. Содержание учебного предмета «Информатика».
Содержание учебного курса связано с содержательной структурой компонентов УМК углубленного уровня: учебника для 10 класса, учебника для 11 класса, практикума. В следующих таблицах представлена содержательная структура курса на уровнях «раздел - тема». Здесь же указывается примерное распределение учебного времени, исходя из общего объема — 280 учебных часов за 2 года (140 часов в 10 классе и 140 часов в 11 классе).
Содержание курса 10 класса и примерное распределение учебного времени
10-11 классы

Раздел
Кол-во часов
10 класс 11 класс Всего
1.
Теоретические основы информатики
Тема 1. Информатика и информация
Тема 2. Измерение информации
Тема 3. Системы счисления
Тема 4. Кодирование
Тема 5. Информационные процессы
Тема 6. Логические основы обработки информации.
Тема 7. Алгоритмы обработки информации
70
2 6
10 12 6
18 16
70
2.
Компьютер
8. Тема 1. Логические основы ЭВМ
9. Тема 2. История вычислительной техники
10. Тема 3. Обработка чисел в компьютере
11. Тема 4. Персональный компьютер и его устройство
Тема 5. Программное обеспечение ПК
15
4 2
4 3
2
15
3. Информационные технологии
13. Тема 1. Технологии обработки текстов
14. Тема 2. Технологии обработки изображения и звука
Тема 3. Технологии табличных вычислений
35
8 13 14
35
4
Компьютерные телекоммуникации
Тема 1. Глобальные компьютерные сети
20
9
20

Тема 2. Основы сайтостроения
11
5
Информационные системы
Тема 1. Основы системного подхода
Тема 2. Реляционные базы данных
16
6 10
16
6
Методы программирования
Тема 1.
Эволюция программирования
Тема 2.
Структурное программирование
Тема 3.
Рекурсивные методы программирования
Тема 4.
Объектно-ориентированное программирование
65
2 48 5
10
65
7
Компьютерное моделирование
Тема 1. Методика математического моделирования на компьютере
Тема 2. Моделирование движения в поле силы тяжести
Тема 3. Моделирование распределения температуры
Тема 4. Компьютерное моделирование в экономике и экологии
Тема 5. Имитационное моделирование
53
2 16 12 15 8
53
8
Информационная деятельность человека
Тема 1. Основы социальной информатики
Тема 2. Среда информационной деятельности человека
Тема 3. Примеры внедрения информатизации в деловую сферу
6
2 2
2
6
ИТОГО
140
140
280


5.Тематическое планирование.
№ П/П
Наименование разделов
Всего часов
В том числе уроки
Лабораторные, практические, экскурсии и т.д.
Контрольные и проверочные работы
10 класс
1
Теоретические основы
информатики
70 49 14 7
2
Компьютер
15 8
2 5
3
Информационные
технологии
35 21 11 3
4
Компьютерные
коммуникации
20 3
16 1
ИТОГО
140 81 43 16
11
класс
1
Информационные
системы
16 8
6 2
2
Методы
программирования
65 48 13 4
3
Компьютерное
моделирование
53 34 14 5
4
Информационная
деятельность человека
6 5
0 1
ИТОГО
140 33 12

Содержание компьютерного практикума для 10-11 классов (углубленный уровень)
Часть 1. Практикум для 10 класса
Раздел 1. Системы счисления
Работа 1.1. Фибоначчиева система счисления
Работа 1.2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Работа 1.3. Смешанные системы счисления Работа 1.4. Арифметика в позиционных системах счисления
Раздел 2. Кодирование
Работа 2.1. Кодирование текстовой информации
Работа 2.2. Численные эксперименты по обработке звука
Работа 2.3. Помехоустойчивый код Хемминга Работа
2.4. Обработка информации
Раздел 3. Логика
Работа 3.1. Логические операции Работа 3.2. Логические формулы
Работа 3.3. Конструирование логических схем в электронных таблицах
Работа 3.4. Решение логических задач
Работа 3.5. Логические функции на области числовых значений
Раздел 4. Теория алгоритмов
Работа 4.1. Алгоритмическая машина Тьюринга
Работа 4.2. Алгоритмическая машина Поста
Работа 4.3. Этапы алгоритмического решения задачи
Работа 4.4. Программирование поиска данных

Работа 4.5. Программирование сортировки данных
Раздел 5. Программирование
Работа 5.1. Этапы алгоритмического решения задачи
Работа 5.2. Программирование поиска данных
Работа 5.3. Программирование сортировки данных
Раздел 6. Устройство компьютера
Работа 6.1. Логические схемы элементов компьютера
Работа 6.2. Базовые принципы устройства ЭВМ
Работа 6.3. Представление и обработка вещественных чисел
Работа 6.4. Микропроцессор
Работа 6.5. Материнская (системная) плата
Работа 6.6. Оперативная память
Работа 6.7. Жесткие диски и контроллеры
Работа 6.8. Итоговые задания по теме «Устройство компьютера»
Раздел 7. Программное обеспечение
Работа 7.1. Сервисные программы диагностики жесткого диска
Работа 7.2. Установка драйвера принтера
Работа 7.3. Определение списка установленных программ на компьютере
Работа 7.4. Установка и удаление ПО
Работа 7.5. Работа с файловыми менеджерами
Работа 7.6. Работа с антивирусными программами