Файл: Информатика (углубленный уровень) Классы 1011 Составитель Ивонтьева Т. В. Самара, 2019г. 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа 7.7. Работа с архиваторами
Работа 7.8. Знакомство с альтернативной операционной системой
Работа 7.9. Настройка BIOS
Работа 7.10. Обзор антивирусных программ
Раздел 8. Технологии подготовки текстов
Работа 8.1. Форматирование документов
Работа 8.2. Создание математических текстов
Раздел 9. Графические технологии
Работа 9.1. Трехмерная графика
Раздел 10. Мультимедиа
Работа 10.1. Обработка цифрового видео и звука
Работа 10.2. Использование мультимедиа в презентации
Раздел 11. Электронные таблицы
Работа 11.1. Вычисления по формулам
Работа 11.2. Встроенные функции. Передача данных между листами
Работа 11.3. Деловая графика
Работа 11.4. Фильтрация данных
Работа 11.5. Поиск решения и подбор параметра
Раздел 12.Компьютерные телекоммуникации
Работа 12.1. Создание FTP-аккаунта на бесплатном хостинге
Работа 12.2. Работа с тематическими каталогами в Internet
Работа 12.3. Поиск информации в Интернете Работа 12.4. Скачивание файлов из Интернета с использованием менеджера загрузки. Использование файлообменников
Работа 12.5. Работа с электронной почтой с помощью программы электронной почты
Работа 12.6. Создание почтового ящика на бесплатном почтовом сервере
Работа 12.7. Использование FTP-менеджера для закачивания файлов на web-сервер
Раздел 13.Основы сайтостроения
Работа 13.1. Создание простейшего web-сайта по образцу
Работа 13.2. Создание web-сайта по образцу с использованием гиперссылок
Работа 13.3. Создание web-сайта по образцу с использованием таблицы
Работа 13.4. Разработка простейшего сайта на языке HTML
Работа 13.5. Разработка сайта на языке HTML с использование таблиц и списков
Работа 13.6. Разработка сайта на языке HTML с использование графики
Работа 13.7. Разработка сайта с применением основных законов web-дизайна
Работа 13.8. Создание web-сайта с использованием конструктора сайтов
Работа 13.9. Создание web-сайта на заданную тему
Часть 2. Практикум для 11 класса
Раздел 14. Системология
Работа 14.1. Модели систем
Работа 14.2. Проектирование инфологической модели
Раздел 15. Базы данных
Работа 15.1. Знакомство с СУБД
Работа 15.2. Создание БД «Классный журнал»
Работа 15.3. Реализация запросов с помощью конструктора
Работа 15.4. Расширение базы данных Работа 15.5. Самостоятельная разработка БД
Раздел 16. Программирование
Работа 16.1. Программирование линейных алгоритмов
Работа 16.2. Программирование ветвящихся алгоритмов
Работа 16.3. Программирование циклических алгоритмов
Работа 16.4. Программирование с использованием подпрограмм
Работа 16.5. Программирование обработки массивов
Работа 16.6. Программирование обработки символов
Работа 16.7. Программирование обработки записей
Работа 16.8. Рекурсивные методы программирования
Работа 16.10. Визуальное программирование
Работа 16.11. Проекты по программированию
Раздел 17. Моделирование
Компьютерное моделирование свободного падения
Численный расчет баллистической траектории
Моделирование расчета стрельбы по цели
Численное моделирование распределения
Задача об использовании сырья
Транспортная задача
Задачи теории расписаний
Задачи теории игр
Моделирование экологической системы
Имитационное моделирование
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Техническое и программное обеспечение образовательного процесса
Организация учебного процесса в старших классах по информатике на углубленном уровне требует наличия в учебном заведении современной информационно-образовательной среды. В разделе 26 ФГОС сказано: «Информационно- методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».
Для проведения плановых учебных занятий по информатике необходимо наличие компьютерного класса (ИКТ- кабинета) в соответствующей комплектации. а) Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 15-18 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для места педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
• Процессор — не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц.
• Оперативная память — не менее 256 Мб.
• Жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов.
• Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной па-мятью — не менее 32 Мб.
Техническое и программное обеспечение
• Аудиокарта — не ниже Sound Blaster Vibra 16.
• Жесткий диск — не менее 80 Гб.
• Устройство для чтения компакт-дисков — не ниже 32х. Клавиатура.
• Мышь.
• Акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того, в ИКТ-кабинете должны быть:
• Принтер на рабочем месте учителя.
• Проектор на рабочем месте учителя.
• Сканер на рабочем месте учителя.
• Дополнительно (желательно) — графические планшеты на рабочих местах учащихся.
Обязательным является выполнение требований санитар¬ных правил и норм работы в компьютерном классе, соблюдение эргономических правил при работе учащихся за компьютерами. б) Требования к программному обеспечению компьютеров
Компьютеры, которые расположены в ИКТ-кабинете, имеют операционную систему Windows или Linux и оснащаются всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число
входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.
Содержание представленных учебников инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Структура практикума соответствует структуре глав учебников. Для выполнения практических заданий по информационным технологиям может использоваться различное программное обеспечение: свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое.
Содержание представленных учебников инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Структура практикума соответствует структуре глав учебников. Для выполнения практических заданий по информационным технологиям может использоваться различное программное обеспечение: свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое.
Приложение к программе.
Темы проектов и творческих работ.
По теме «Информация и информационные технологии»:
1. «Шифрование информации». Учащимся предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – шифра Цезаря и Виженера до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками Диффи и Хелманом.
2. «Методы обработки и передачи информации». В рамках данного проекта необходимо исследовать способы передачи информации от одного объекта к другому, найти возможные положительные и отрицательные стороны того или иного технического решения.
3. «Организация данных». Учащимся предлагается разработать простые и эффективные алгоритмы поиска нужных документов, добавления новых, а также удаления и обновления устаревших. В качестве примера можно взять виртуальную библиотеку.
4. «Компьютер внутри нас». Учащимся предлагается подумать над тем, какие информационные процессы происходят внутри человека, проанализировать уже известные человеческие реакции (безусловный рефлекс, например, или ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации.
5. «Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла
Глобальная Паутина в нашу жизнь, и каков бы мог быть мир без Интернета. Есть ли ему альтернативы, почему
Интернет называют уникальным изобретением?
6. «Россия и Интернет». В рамках данного проекта учащийся должен проанализировать перспективы развития
Интернета в России, найти сдерживающие факторы и факторы, ускоряющие его распространение.
7. «Информационное общество». Что же такое информационное общество? В чем его отличительные черты?
Сделайте выводы, существует ли оно в России.
8. «Лучшие информационные ресурсы мира». Расскажите о лучших, на ваш взгляд, информационных ресурсах мира.
Свое мнение обоснуйте.
9. «Виды информационных технологий». Что такое информационные технологии и как они связаны с научно- техническим прогрессом?
10. «Мировые информационные войны». Найдите причину их возникновения, подумайте, почему победа в информационной войне так важна и от чего она зависит.
11. «Киберпреступность». Хакеры, киберсквоттеры, спаммеры и т.д. Какие существуют способы профилактики киберпреступности и способы борьбы с ней?
12. «Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете». Сегодня любое произведение, будь то музыкальная композиция или рассказ, помещенное в Интернет, может быть беспрепятственно своровано и незаконно растиражировано. Какие вы видите пути решения этой проблемы?
13. «Internet v. 1.2». Чего не хватает сегодняшнему Интернету, а что из него надо немедленно убрать. Ваши советы по модернизации Глобальной Паутины.
По теме «Устройств и функционирование ЭВМ»:
1. «Искусственный интеллект и ЭВМ». В рамках данного проекта учащимся предлагается подумать, каковы возможности современных компьютеров и каковы перспективы их развития с точки зрения искусственного интеллекта. Компьютер – это просто инструмент или самостоятельный субъект?
2. «Операционная система. Принципы и задачи». В наше время трудно представить себе компьютер, на котором бы не была установлена операционная система. Так зачем же она нужна? Почему нельзя обойтись без нее и что она делает?
3. «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще.
4. «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны.
5. «История Операционных Систем для персонального компьютера». Учащиеся должны сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства.
6. «Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас» . Желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми).
Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения.
7. «Вирусы и борьба с ними». Проект желательно подготовить в виде красочной презентации с большим числом кадров, звуковым сопровождением и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.
8. «USB1.1, USB 2.0. Перспективы». Зачем создавался USB если уже существовали технология SCSI, а на компьютерах наличествовало по несколько LPT и COM портов? Каковы перспективы его развития, ведь для современных устройств даже 12 Мбит/с уже катастрофически недостаточно.
9. «Принтеры». Человечеством изобретен добрый десяток принципов нанесения изображения на бумагу, но прижились очень немногие. И сейчас можно говорить о полном лидерстве лишь двух технологий – струйной и лазерной. Подумайте, почему.
10. «Шифрование с использованием закрытого ключа». От учащегося требуется уяснить основные принципы шифрования с использованием так называемого открытого ключа. Проанализировать преимущества такого способа и найти недостатки.
11. «Central Processor Unit». Расскажите об истории создания первого процессора, истории развития отрасли в целом.
Какие фирмы сегодня занимают лидирующие позиции на рынке, почему? Опишите структуру CPU, какие задачи он решает. Какие принципы лежат в основе его функционирования.
12. «Они изменили мир». Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники.
Темы проектов по информатике на программирование
1.Демонстрационно-обучающая программа по математике «Скорость движения».
2.Компьютерная модель движения заряженной частицы в однородном магнитном поле.
3.Компьютерная поддержка решения алгебраических уравнений численными методами.
4.Компьютерная поддержка темы «Построение и преобразование графиков функций».
5.Компьютерное моделирование движения заряженной частицы в электростатическом поле.
6.Обучающая программа «Построение графика квадратичной функции».
7.Обучающе-контролирующая программа «Системы счисления».
8.«Компиляторы и интерпретаторы». Что это за программы, на основе чего строится их работа и зачем они нужны?
9. «Мертвые языки программирования». От учащегося требуется описать этапы развития языков программирования, рассказать об их разновидностях, а затем показать, почему те или иные языки программирования так и не прижились.
10. Разработка программно-методического комплекса – «Графы в планиметрических теоремах и задачах».
Web-программирование и дизайн
1. Сайт «Женщины-математики».
2. Сайт «Мир функций».
Презентации
1.
Разработка учебного пособия на тему «История возникновения систем счисления».
2. Разработка электронного учебного материала по теме «Великая теорема Ферма».