ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс
КОМПАНИЯ LI&FUNG И ЦЕПЬ ПОСТАВОК
История компании. В богатом китайском языке одно из значе- ний слова «ли» (Li) – «прибыль», а «фун» (fung) – «много». Таким образом, название Li&Fung можно перевести как «много прибыли». Вероятно, учитель английского из южнокитайского города Гуанчжоу (Кантон) Фун Пак-лю и его партнер-инвестор Ли То-мин, создавая в 1906 г. торговую компанию, решили, что сочетание их имен будет хорошим предзнаменованием. И, судя по всему, не ошиблись: в 2006 г. основанная ими фирма Li&Fung,которой до сих пор владеют и управляют члены клана Фун, отметила столетний юбилей.
В первые десятилетия своего существования Li&Fungвыполняла функции компрадоров для европейских компаний, проявлявших ин- терес к китайским товарам. За комиссию в размере 15 % Фун Пак-лю и его подчиненные выступали посредниками между европейскими и американскими заказчиками и китайскими предприятиями, зани- мавшимися выпуском фарфора, шелковых тканей, поделок из бамбука и ротанга, ювелирных изделий из нефрита, сувениров и пиротехники. Компания Li&Fung обеспечивала двусторонний перевод документов на китайский и английский языки, гарантировала качество товара и бесперебойность оплаты, организовывала хранение заказанных про- дуктов на складах и их погрузку на суда, в общем, выполняла массу посреднической работы.
В 1937 г., спасаясь от ужасов гражданской войны и японской оккупации, Li&Fung перебралась из Гуанчжоу в британский Гонконг, поближе к глубоководному порту и офисам британских и американ- ских торговых фирм. Ей удалось пережить войну и выжить, когда
коммунистическая революция в Китае отрезала компанию от ее тра- диционных партнеров на континенте. В 1946 г. Фун Хон-чу, предста- витель второго поколения семьи, выкупил долю клана Ли, но решил не менять «счастливое» название, тем более что оно действительно оказалось счастливым.
В конце 1940-х гг. Li&Fung начала оказывать экспортные услуги многочисленным фабрикам по изготовлению одежды, игрушек, пла- стиковых цветов, всевозможной хозяйственной мелочи, а позднее – и бытовой электроники. За сущие гроши все это с готовностью поку- пали, преимущественно американские компании. Объем продаж был очень большим, и Li&Fungпроцветала.
Виктор и Уильям, сыновья Фуна Хон-чу, получили образование в престижных американских университетах. Сегодня оба брата не скрывают, что хотели бы остаться в Америке, но традиционно в ки- тайских семьях власть отца безраздельна и не ограничена. Повинуясь родительской воле, Виктор и Уильям Фуны после окончания универ- ситета (соответственно в 1972 и 1974 гг.) вернулись в Гонконг, где к тому времени сложилась непростая ситуация. К началу 1970-х гг. рост спроса в США на дешевые азиатские игрушки, текстиль и хозяй- ственные товары приостановился, а цены, и без того низкие, упали до минимума. Наряду с Гонконгом такие изделия в гигантских объемах выпускали Сингапур и Тайвань, где затраты на рабочую силу были еще ниже, а на подходе были государства Юго-Восточной Азии. Кроме того, и производители, и покупатели уже меньше нуждались в услугах посредников, предпочитая договариваться напрямую. Ко- миссионные, которые получала Li&Fungза состыковку заказчиков с исполнителями и организацию
поставок, сократились до 5, а затем и до 3 %. Соответственно, упали и прибыли. Вот тут-то и пригоди- лось американское образование братьев.
В 1973 г. они убедили отца преобразовать Li&Fung в акционер- ную компанию, менеджерские посты в которой занимали бы квали- фицированные наемные управленцы, а не родственники, далеко не всегда обладавшие необходимыми качествами и навыками. Кроме того, Виктор и Уильям Фуны открыли представительства фирмы в Корее, Сингапуре, на Тайване и в других странах региона, находя новых партнеров, готовых изготавливать разнообразные товары по заказу западных компаний. В 1979 г. началось поступательное движе- ние и в экономике Китайской Народной Республики, куда тут же переместили свои производственные мощности многие гонконгские фирмы.
В ходе географической экспансии Li&Fung не только заключала соглашения с новыми подрядчиками, но и приобретала бесценный опыт. Например, ее сотрудники знали, что на Тайване лучше всего шьют одежду из синтетических тканей, но с хлопком удачнее всего обращаются в Гонконге, а самую лучшую пряжу производят в Юж- ной Корее. В 1970–1980-е гг. мировая торговля текстилем регулиро- валась системой квот, худо-бедно защищавшей рынки западных сран от массового вторжения дешевой азиатской продукции, однако Li&Fungмогла решить и эту проблему. Ее специалисты знали, насколько заполнены в данный момент квоты для каждой страны, и могли в случае необходимости оперативно перенести выполнение
заказа, скажем, с тайваньских фабрик на таиландские, чтобы продук- ция могла свободно попасть в США.
Со временем Li&Fungначала предлагать своим западным клиентам еще более широкий спектр услуг и оказывать более весо- мую помощь в организации производства на принципах аутсорсинга. В течение
1980-х гг. компания создала уникальную бизнес-модель, в рамках которой превратилась из посредника и экспортера в гло- бального организатора производства и поставок.
Новинка по требованию. В настоящий момент Li&Fung насчи- тывает около 40 филиалов в разных государствах, однако структуриро- вана не по национальному, а по клиентскому принципу. Под каждого крупного клиента создается небольшая команда, которая самостоятель- но решает, каким образом быстро, качественно и с минимальными затратами выполнить заказ. Сотрудники могут обратиться к любому партнеру Li&Fung в любой стране, где она ведет бизнес, и, если это необходимо, разбросать субподряд сразу по нескольким государствам. При этом сама компания Li&Fung не владеет предприятиями, на кото- рых выпускается продукция, и даже не участвует в их капитале: свои комиссионные она получает за уникальные знания о местных рынках и умение организовывать поставки.
Так, получив заказ на партию футболок, команда Li&Fungможет купить хлопок в США, отправить его на хлопкопрядильную фабрику в Китай, там же окрасить его, а затем послать ткань в Банг- ладеш, где из нее и пошьют футболки, которые будут отправлены в США. Изготовленная при посредничестве Li&Fung одежда, на эти- кетках которой написано «madе in Thailand», может быть сделана из корейской пряжи, окрашенной на Тайване, а молнии для нее могут быть изготовлены в Китае на фабрике, принадлежащей японской компании. Весь секрет в том, чтобы найти для данного конкретного заказа наилучших с точки зрения себестоимости и качества продук- ции
исполнителей.
В 1980–1990-е гг. компания уделяла много внимания расшире- нию своей глобальной сети производственных партнеров-субпод- рядчиков. Так, в 1995 г. благодаря приобретению британской торго- вой компании InchcapeBuyingServices, занимавшейся закупками одежды и аксессуаров для европейских поставщиков, Li&Fung полу- чила сеть офисов в странах Индийского субконтинента. В начале нового столетия, стремясь сократить затраты на доставку, компания подписала соглашения с рядом фирм-изготовителей из Турции, стран Северной Африки, Центральной Америки и Карибского бассейна.
Однако в настоящее время деятельность Li&Fungзаключается не только в распределении подрядов между конкретными производите- лями. Еще в 1980-е гг. компания взяла на себя выполнение ряда дру- гих задач. Так, специалисты компании могут подсказать, какую ткань лучше всего использовать для того или иного предмета одежды, са- мостоятельно подобрать для изделия пуговицы или молнии, провести контроль качества и доставить изготовленный товар прямо на склад покупателя в точно оговоренное время. Дальше – больше. «Десятиле- тие назад мы только принимали заказы, – рассказывает Виктор Фун. – Но на сегодняшний день, когда ретейлеры все чаще продвигают соб- ственные бренды (private labels), мы можем посоветовать, что именно следует изготовить, по какой цене продавать и как предлагать. Мы помогаем нашим клиентам найти наилучшие пути достижения поставленных целей. И если ранее мы были для них лишь незначи- тельными партнерами при проведении импортных закупок, то теперь мы стали частью их процессов мерчандайзинга, создания новых продуктов и даже стратегического менеджмента». Действительно, клиенту порой достаточно прислать в Li&Fung эскиз предмета одеж- ды. Все остальное компания сделает сама. Она найдет дизайнера, который превратит этот рисунок в конкретные выкройки