Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На шлицах вала заднего хода, между подшипниками, установлены две шестерни: шестерня постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на валу, и подвижная шестерня. Шестерня постоянного зацепления находится в зацеплении с шестерней, сидящей на первично валу, в результате чего вал заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается. Ведущую шестерню заднего хода можно перемещать вилкой переключения вдоль вала в положения, при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении вперед находиться в зацеплении с большой шестерней блока.
На шлицах дополнительного вала установлены три шестерни: шестерня постоянного зацепления, блок шестерен пятой и шестой передач и шестерня седьмой передачи. Шестерня постоянного зацепления неподвижно закреплена на шлицах вала стопорным кольцом. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего хода, в результате чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и дополнительный вал.
Рис 2
-
Принцип работы коробки ДТ-75
Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.
Задний ход включается введением в зацепление ведущей шестерни заднего хода с большой шестерней блока, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацеплении подвижные шестерни дополнительного вала соответственно с шестернями вторичного вала.
Механизм переключения передач ДТ-75, за исключением осей и вилок переключения, смонтирован в крышке коробки передач ДТ-75.
Передачи включают с помощью рычага, планок и вилок переключения, а также двухплечих рычагов.
Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном направлении вводя в паз соответствующей планки и, в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или влево. При этом планка перемещает вилку по оси и включается необходимая передача.
При нейтральном положении подвижных шестерне фиксаторы, расположенные в крышке коробки ДТ-75, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами установлены два валика блокировки, которые имеют продольные пазы и соединены через рычаги с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой цилиндрической частью и фиксаторы не могут подняться и освободить поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно. При выключенной главной муфте сцепления валики блокировки повернуты пазами вниз и при переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственного подниматься и освобождать поводки переключения.
В качестве устройства, предотвращающего перемещение одновременно двух планок, применены разделительные планки.
При включении передач ДТ-75 необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы
Особенности коробки передач
На трактор устанавливается механическая КПП, которая рассчитана на 7 ступеней. При этом имеются подвижные шестерни, блокировка механизма переключения передач. На подшипниках установлено несколько валов. Для того чтобы уменьшить вероятность торцевого износа зубьев, производитель установил на технике блокирующее устройство.
Схема КПП
Схема коробки передач ДТ-75 показывает, что основными механизмами установленной трансмиссии являются:
-
валы (первичный, вторичный); -
роликовый подшипник; -
рычаги; -
втулки; -
фиксатор; -
винт; -
стакан заднего / переднего подшипника; -
ведомая шестерня; -
крышка коробки передачи и иные комплектующие детали, относящиеся к перечисленным расходным материалам.
Присутствует главная передача, функция которой заключается в увеличении момента силы к ведущим колесам. Чтобы осуществлялась должным образом регулировка зазоров зацепления имеющихся на главной передаче шестеренок, здесь присутствует комплект прокладок.
В верхней части корпуса КПП имеется вал заднего хода. Он вращается на роликовых типах подшипниках. Активизация заднего хода осуществляется именно путем осуществления зацепления шестерен.
На рабочий ресурс составляющих механизмов коробки ДТ 75 влияет то, какое по качеству горючее сюда заливается, как часто проводится обслуживание данной системы. Периодически нужно проверять уровень горючего в скоростной коробке. В том случае, если оно ниже положенной нормы, следует его добавить. При этом нельзя смешивать новую трансмиссионную жидкость разных марок.
Рис 3.Коробка передач (разрез по валу заднего хода): 40 —вал заднего хода; 41 —роликовый подшипник; 42 —шестерня постоянного зацепления; 43 —двуплечий рычаг; 44 —ведущая шестерня заднего хода; 45 —двуплечий рычаг; 46 —роликовый подшипник; 47 —дополнительный вал; 48 —шестерня седьмой передачи; 49 —пробка сливного отверстия с магнитом; 50 —блок
шестерен пятой и шестой передач; 51 —ведомая шестерня постоянного зацепления
Разрез коробки показывает то, что имеется дополнительный вал, где на шлицах имеются шестерни. Трансмиссия трактора включает специальный ходоуменьшитель. Наличие данного элемента характерно для машин, которые можно эксплуатировать в сцепке с навесным оборудованием.
Коробка передач трактора ДТ-75
Четырехходовая, семиступенчатая коробка передач позволяет получить семь передач вперед и одну передачу заднего хода.
Коробка передач имеет ведущий, промежуточный, ведомый валы и вал заднего хода. Через расположенный сверху пустотелый ведущий вал проходит вал отбора мощности.
Рис. 4
На ведущем валу 1 жестко закреплена шестерня 2, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 15 вала 14 заднего хода. На этом валу также установлены на шлицах две каретки, имеющие по две шестерни: шестерни 3 и 4 включения III и IV передач и шестерни 5 и 6 для включения I и II передач.
На ведомом валу 7 жестко закреплены шестерня 8 III передачи, шестерня 9 IV передачи, шестерня 10 I передачи, шестерня 11 VII передачи и шестерня 12 II передачи. На конце ведомого вала находится малая коническая шестерня 13 для привода механизмов заднего моста. При помощи регулировочных прокладок, расположенных под фланцем корпуса переднего шарикового подшипника ведомого вала, можно на небольшое расстояние перемещать в осевом направлении ведомый вал 7 вместе с конической шестерней 13. Это позволяет регулировать зазор в зацеплении между малой конической шестерней 13 и большой конической шестерней центральной передачи заднего моста.
В верхней части картера коробки (с правой стороны трактора) расположен вал 14 заднего хода на его переднем конце жестко закреплена шестерня 15, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 2 ведущего вала. На заднем конце вала 14 на шлицах установлена передвижная шестерня 16 заднего хода.
Ниже вала заднего хода размещен промежуточный вал 17, на переднем конце которого закреплена шестерня 18, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 15 вала заднего хода. На этом же валу на шлицах установлены две каретки: передняя с шестернями 19 и 20 для включения V и VI передач и задняя с шестерней 21 для включения VII передачи. При включении от I до IV передачи крутящий момент от ведущего вала 1 через одну из четырех пар шестерен сразу передается на ведомый вал 7. В этом случае вал 14 заднего хода и промежуточный вал 17 вращаются вхолостую. Когда включены V, VI и VII передачи, работают все валы.
При включении первой передачи в зацеплении находятся шестерни 5 и 10, второй – 6 и 12, третьей – 3 и 8, четвертой – 4 и 9, пятой – 2, 15, 18, 19 и 8, шестой – 2, 15, 18, 20 и 9, седьмой -2, 15, 18, 21 и 11, заднего хода – 2, 15, 16 и 10.
Коробка передач снабжена механизмом блокировки, принцип действия которого описан выше.
Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом ТЭП-15 и ТАП-15В, заливаемым через горловину, расположенную на верхней крышке корпуса заднего моста.
Контролируют уровень масла по щупу на пробке заливной горловины.
Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой с магнитом в нижней части картера коробки.
Схема переключения
Принципиальная схема КПП на ДТ 75 выглядит следующим образом. Корпус коробки, литой металлический, состоящий из двух отделений. Внутри первого отсека расположены 4 вала: первичный, вторичный, дополнительный, заднего входа. На валах расположена прямозубые шестерни, причем на первичном ведущая шестерня соединена жестко и передает усилие на шестерни других валов. Управление режимами работы КПП происходит перемещением шестеренчатых пар на вторичном или дополнительном валу посредством специальной вилки.
В состав КПП ДТ 75 входят:
-
крышка коробки с кулисой переключения; -
роликовые опорные подшипники валов; -
винт; -
шлицевые валы с насаженными шестернями; -
втулки; -
фиксатор; -
масляный стакан переднего и заднего подшипника; -
рычаги переключения.
Схема переключения КПП ДТ 75 с установленным реверсом и ходоуменьшителем включает следующие постоянные передачи (где цифрами обозначены номера шестерней в КПП):
-
первая передача 10-15; -
вторая 11-13; -
третья 2-17; -
четвертая 3-16; -
пятая 1-4-5-6-17; -
шестая 1-4-5-7-17; -
седьмая 1-4-5-8-12; -
задний ход 9-15-16.
Реверс добавляет трактору 3 скорости: прямая с передаточным числом 1 и 1,67, задняя с передаточным 1,35.
Схема 1 коробки передач
Рис 5
Рис.6
Реверс-редуктор трактора ДТ-75
Трактор с реверс-редуктором используется для выполнения легких дорожно-строительных работ в агрегате с бульдозером Д-606 и другими дорожно-строительными машинами, и орудиями соответствующего класса.
Реверс-редуктор устанавливается на переднюю плоскость корпуса трансмиссии. Он имеет прямую передачу (передаточное число, переднюю передачу с передаточным числом 1,67 и заднюю передачу с передаточным числом 1,35, что дает возможность в сочетании со скоростями коробки передач получать пониженных технологических скоростей переднего хода и повышенных на 25% (в сравнении с пониженными) скоростей заднего хода.
Рис. 7. Реверс-редуктор: 1 — вал реверса; 2 — шестерня; 3 — ведущий вал; 4 — ведущая шестер-5 — корпус заливной горловины; 6 — щуп; 7 — рычаг переключения; 8 — шестерня; 9 — вал ведомый; 10 —шестерня; 11 — шестерня; 12 — шестерня вала реверса; 13 — шестерня ведомая; 14 — вал пониженных скоростей
Устройство реверс-редуктора показано на рис. 1. В расточках литого чугунного корпуса на подшипниках установлено четыре вала: ведущий вал, ведомый вал, вал пониженных скоростей и вал реверса.
На ведущем валу установлена ведущая шестерня, которая может перемещаться по шлицам вала и входить в зацепление с ведомой шестерней, установленной неподвижно на шлицах вала, или с шестерней, а также установленной неподвижно на шлицах вала.
На этом же валу неподвижно установлена на шлицах шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней, неподвижно установленной на шлицах вала. Ведущий вал имеет внутренние шлицы, предназначенные для приводного вала отбора мощности. На валу установлена шестерня, она может перемещаться по шлицам вала и входить в зацепление с шестерней, установленной неподвижно на валу, или с помощью зубчатой муфты с валом. Перемещение подвижных шестерен и установка их в нужное положение производится с помощью механизма переключения передач. Когда включена прямая передача, зубчатая муфта шестерни ведомого вала находится в зацеплении с зубьями ведущего вала, движение от него передается непосредственно ведомому валу. Для включения пониженной передачи «Вперед» шестерню вводят в зацепление с шестерней, установленной на валу, шестерню — с шестерней. Для включения передачи «Назад» шестерню вводят в зацепление с шестерней на валу, и передача будет осуществляться с вала на вал, с вала через шестерни на вал и через шестерни на вал. Механизм переключения передач реверс-редуктора и механизм переключения коробки передач принципиально одинаковы. К низу верхней крышки реверс-редуктора с помощью штампованной обоймы прикреплены две планки переключения, к которым приварены вилки. Вилка переключения левой планки входит рожками в кольцевой паз шестерни 8, а вилка переключения правой планки входит в кольцевой паз шестерни. Планки переключения вместе с вилками могут перемещаться рычагом и устанавливаться в определенное положение с помощью пружинных фиксаторов. Для исключения одновременного перемещения двух планок между ними установлена разделительная планка.