ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Погребальный (похоронный) обряд
Первые действия после смерти близкого человека
Всевозможные ритуальные традиции существовали еще в язычестве. После Крещения Руси обряды погребения приобрели христианскую символику. Тело покойного старались предать земле, а не сжигали на костре и не отправляли плыть по реке. Именно тогда стали использоваться гробы – деревянные ящики, в которые помещались тела людей по окончанию земной жизни.Если православный христианин умер дома, его тело омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое». Сделать это может любой человек, но лучше доверить омовение близкому родственнику. Желательно, чтобы женщину омывала женщина, а мужчину – мужчина, но это не является обязательным условием. Вода для омовения тела может быть любой, т.е. идти в храм за святой водой не нужно.
Сразу после смерти человека дома можно зажечь лампадку или свечку и провести этот день (или вечер) в тишине и молитвах.
Отпевание усопшего
Православные похороны состоят из омовения тела, частных молитв, отпевания и погребения. Отпевание и погребение усопших проходят на третий день после смерти. Отсчет идет с самого дня смерти вне зависимости от времени, когда человеку умер. Третий день признается последним днем, когда душа еще связана с телом. Именно на третьи сутки происходит окончательное обрывание связей души и тела. Отпеть и похоронить человека можно раньше или позже, если на то есть веские основания (войны, эпидемии, стихийные бедствия, сильная жара, наполненность моргов и т.д.).
Иногда покойника хоронят позже трехдневного срока, если смерть была криминальной, и требуется проведение судебно-медицинских экспертиз. Стандартное вскрытие тела подобного плана может занять 4-7 суток, но часто труп хоронят намного позже, чтобы провести более подробное расследования всех обстоятельств и причин смерти. Настаивать на ускорении этой процедуры не стоит. Также по церковным законам отпевание переносится, если оно приходится на первый день Пасхи или на праздник Рождества Христова. По особому чину проходит отпевание в Пасхальную седмицу: вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения, ознаменованные праздником Святой Пасхи.Не отпевают только тех, кто закончил жизнь самоубийством, за исключением случаев, когда усопший страдал психическими заболеваниями, и это можно доказать документально. Но самоубийц можно поминать в домашней молитве. Долгое время в Церкви не отпевались некрещеные младенцы, но недавно был подготовлен.
Заочное и очное отпевание
В день похорон гроб с телом усопшего привозится в храм, где священник совершает над ним специальный чин. Если нет возможности привезти покойного в церковь, чин отпевания может быть совершен заочно уже после погребения. При заочном отпевании священник дает близким усопшего горсть погребальной земли, которую нужно высыпать на могиле.
Как проходит отпевание
Церемония отпевания проходит в первой половине дня. Она длится около часа. По православной традиции гроб в храм заносится ногами вперед и ставится лицом к алтарю. Т.е. ноги усопшего должны быть направлены на восток, а голова – на запад. Вокруг гроба ставятся 4 подсвечника со свечами: по обеим сторонам гроба и у ног с лицом. Такая расстановка подсвечников является дополнительным символом православного креста. Во время церемонии прощания родные и близкие усопшего должны стоять с горящими свечами. Эти свечи покупаются в церковной лавке при храме.
По окончанию разрешительной молитвы с усопшим родственники по порядку подходят попрощаться: по традиции целуют венчик на лбу и икону (или распятие) на груди. Затем тело накрывают покрывалом, а гроб полностью закрывают крышкой. По правилам похорон у православных после выноса тела из храма гроб открывать нельзя.
Что происходит с душой без отпевания
Отпевание – важный церковный ритуал. И долг каждого православного христианина – правильно отпеть своих умерших сродников (заочно или очно). Но ежегодно умирают люди, которые не имеют родственников и близких. Т.е. их некому отпевать, за них некому молиться, и нередко их тела хоронят неопознанными в общих могилах на кладбище. Но это не означает того, что их души бродят среди живых.
Непосредственно после смерти, над телом «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Это может сделать любой крещеный человек. Важно не ждать третьего, девятого или сорокового дня, а начинать молиться о человеке сразу же после его смерти. В первый день после смерти читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякагоправовернаго». Непосредственно после похорон можно заказать в церкви Сорокоуст и панихиду. Дальнейшие 40 дней после смерти нужно провести в молитвах. Следует читать Псалтирь и особенно рьяно молиться тому святому, который усопший считал своим покровителем. Если такового не было, можно молиться Пресвятой Богородице.
Что делать, если невозможно правильно организовать похороны
Если православные похороны не смогли состояться по объективным причинам (к примеру, человек умер под лавиной, утонул или остался под завалами в горах, и его тело не нашли), это никак не повлияет на загробную участь усопшего. Опускать в могилу пустой гроб, имитируя процедуру похорон, не стоит. Такой похоронной традиции в православии не существует.
Ритуальные традиции на поминках
Поминки не являются православной необходимостью, но их принято устраивать после похорон и на важные посмертные даты: на 3, 9 и 40 день. Единственное требование со стороны Церкви: поминки должны проходить тихо и спокойно без шумных застолий с алкоголем. Родственники спокойно могут посидеть в тесном кругу и поговорить о покойном, вспоминая самые приятные моменты. Цвет или стиль одежды не регламентированы, но она должна быть чистой и скромной. Женщинам лучше покрыть голову платком, хотя вне церкви это необязательно. Но на лицо в этот день не стоит наносить много косметики.
Вилки на поминках
По законам язычества на Руси было принято складывать все оружие (ножи, мечи, стрелы и т.д.) на входе в помещение, где устраивались поминальные обеды. Традиция не класть вилки на столы на поминки пришла именно оттуда, т.е. она не имеет ничего общего с христианством. Православные священники не запрещают использовать на поминках вилки, ложки, ножи и прочие приборы. Не стоит есть только руками, но и то, не по каким-то религиозным причинам, а из соображений эстетики и гигиены.
Размещение еды на канон
Один из похоронных ритуалов заключается в размещении еды на канон. Эта еда раньше раздавалась нищим за поминовением души умершего человека. Сегодня эта пища является одной из форм пожертвования в храме. Еду раздают бедным и нуждающимся.
Также к подобным суевериям относится то, что:
если родственник умершего встал во время отпевания между алтарем и гробом, он обязательно умрет в ближайшее время;
если кто-либо идет перед гробом к месту захоронения, то он скоро тяжело заболеет;
нельзя смотреть из окна на похоронную процессию;
нельзя выглядывать из окна автомобиля на могилы, если едешь по кладбищу;
нельзя бриться или стричься перед похоронами (но правила личной гигиены никто не отменял);
нельзя прибираться до 40-го дня;
нужно лить водку в могильный холм;
надо ставить рюмку водки с кусочком черного хлеба около фотографии скончавшегося родственника;
нельзя поправлять закопанный деревянный крест, если он покосился, его нужно сжечь.
В наше время погребально-поминальный ритуал становится больше гражданским актом, нежели традиционным, что ведет к потере традиционных элементов обрядности.
Погребально-поминальная обрядность живет в любом народе как составная часть его культурных традиций; в ней отражаются особенности человеческих связей и моральных норм, определяющих состояние общества в тот или иной период. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым. Если в обществе деформированы и ослабли семейные, родственные и дружеские узы, бессмысленно ожидать проявления глубоких чувств к тем, кто покинул этот свет. Укрепление традиций, связанных с памятью об ушедших, позволяет думать, что в нашем обществе, несмотря на все трудности и социальные эксперименты, сохранены здоровые основы.