Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В
.
А
.
Козловский
А
.
В
.
Козловский
О
.
Л
.
Упоров
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Рекомендовано Государственным образовательным учреждением
высшего профессионального образования «Московский
государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
2013

УДК 614.8(075.8)
ББК Ц69я73-01
К59
Козловский
, В. А.
К59
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В. А. Коз- ловский, А. В. Козловский, О. Л. Упоров. Екатеринбург: Изд-во
Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 314 с.
ISBN 978-5-8050-0508-5
Рассматриваются вопросы изменения функционального состояния важнейших систем организма человека при трудовой деятельности, управ- ления безопасностью жизнедеятельности и ее правового регулирования, пути борьбы с утомлением, а также методы оказания первой (доврачеб- ной) помощи в различных ситуациях.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по спе- циальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также для тех, кто интересуется проблемами безопасности человека.
УДК 614.8(075.8)
ББК Ц69я73-01
Рецензенты: д-р мед. наук, проф. Г. Я. Липатов (ГБОУ ВПО
«Уральская государственная медицинская академия»); канд. пед. наук, доц. С. Б. Масленцева (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)
ISBN
978-5-8050-0508-5
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2013
©
Козловский В. А., Козловский А. В.,
Упоров О. Л., 2013

3
Оглавление
Предисловие................................................................................................ 7
Введение .................................................................................................... 10
Глава
1. Безопасность жизнедеятельности и производствен-
ная
среда ................................................................................................... 14
1.1. Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия жизнедеятельности ................................................................ 14 1.1.1. Профессиональные вредности и их проявления. Ос- новные физиологические характеристики трудовой деятель- ности ................................................................................................... 14 1.1.2. Физиологические процессы в организме при трудо- вой деятельности............................................................................... 21 1.1.3. Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспо- собности ............................................................................................. 27 1.1.4. Эргономические вопросы научной организации труда ....... 31 1.1.5. Общие санитарно-технические требования к производ- ственным помещениям и рабочим местам..................................... 36 1.1.6. Вентиляция производственных помещений ........................ 41
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................ 45 1.2. Факторы производственной среды и их влияние на орга- низм человека ........................................................................................ 46 1.2.1. Метеорологические условия.................................................. 46 1.2.2. Освещение помещений и рабочих мест ............................... 52 1.2.3. Производственная вибрация.................................................. 63 1.2.4. Производственный шум ......................................................... 70 1.2.5. Производственная пыль ......................................................... 80 1.2.6. Производственные яды, профилактика профессиональ- ных отравлений ................................................................................. 84 1.2.7. Воздействие электрического тока на человека.................... 90 1.2.8. Электромагнитные поля и неионизирующие излучения .... 104 1.2.9. Ионизирующие излучения и обеспечение радиацион- ной безопасности ............................................................................ 122
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 134


4 1.3. Рациональная организация учебно-производственного про- цесса ..................................................................................................... 136
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 148
Глава__2._Управление_безопасностью_жизнедеятельности_и_ее_правовое__регулирование_....................................................................._149'>Глава
2. Управление безопасностью жизнедеятельности и ее
правовое
регулирование ..................................................................... 149
2.1. Система управления охраной труда. Организация охраны труда ..................................................................................................... 149
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 161 2.2. Законодательство по охране труда ............................................ 161
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 167 2.3. Обеспечение охраны труда......................................................... 168
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 169 2.4. Надзор и контроль над соблюдением трудового законо- дательства и охраной труда ............................................................... 169
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 173 2.5. Производственный травматизм и меры по его предупреж- дению. Расследование и учет несчастных случаев ......................... 173
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 184 2.6. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здо- ровью работников и нарушение трудового законодательства ...... 184
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 190
Глава
3. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрез-
вычайных
ситуаций ............................................................................. 191
3.1. Единая государственная система предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые акты по чрезвычайным ситуациям ............................................................. 191
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 196 3.2. Классификация, причины возникновения и характеристи- ка чрезвычайных ситуаций. Действия при стихийных бед- ствиях, авариях и катастрофах .......................................................... 197
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 220 3.3. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях ............................................................................................. 220
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 223

5 3.4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвы- чайных ситуациях ............................................................................... 224 3.4.1. Прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций ................................................................. 224 3.4.2. Планирование мероприятий по предотвращению или уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций........................................................................................... 226 3.4.3. Обеспечение устойчивой работы объектов экономи- ки и технических средств в чрезвычайных ситуациях ............... 229 3.4.4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций .......... 230
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 234
Глава
4. Оказание первой (доврачебной) помощи при раз-
личных
травмах .................................................................................... 236
4.1. Помощь при автодорожных происшествиях ............................ 236 4.1.1. Оказание помощи пострадавшему, находящемуся без сознания ........................................................................................... 236 4.1.2. Оказание помощи пострадавшему, находящемуся в со- стоянии клинической смерти......................................................... 242
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 252 4.2. Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнией ............................................................................. 253 4.2.1. Поражающее действие электрического тока ..................... 253 4.2.2. Первая помощь при поражении электрическим током .... 255
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 260 4.3. Оказание помощи при утоплении .............................................. 260 4.3.1. Первая помощь при истинном (синем) утоплении ........... 260 4.3.2. Особенности оказания первой помощи в случае блед- ного утопления ................................................................................ 265
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 266 4.4. Оказание помощи при попадании инородных тел в верх- ние дыхательные пути........................................................................ 267 4.4.1. Причины попадания в гортань, трахею инородных тел и стадии асфиксии........................................................................... 267 4.4.2. Способы оказания первой помощи ..................................... 269
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 271


6 4.5. Оказание помощи при внезапной потере сознания ................. 271 4.5.1. Обморок и коллапс. Виды, причины и механизм раз- вития ................................................................................................. 271 4.5.2. Способы оказания первой помощи ..................................... 277
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 279 4.6. Оказание помощи при травматическом шоке .......................... 279 4.6.1. Причины возникновения и особенности развития шока .... 279 4.6.2. Способы обезболивания и оказание первой помощи ....... 283
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 285 4.7. Оказание помощи пострадавшим с обширными ожогами...... 285 4.7.1. Факторы, определяющие тяжесть поражения при ожо- гах. Ожоговый шок и ожоговая болезнь ...................................... 285 4.7.2. Схема лечения ожогового шока и правила оказания помощи на месте происшествия.................................................... 287
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 290 4.8. Оказание помощи пострадавшим при извлечении их из-под обломков и завалов зданий и техники.............................................. 290 4.8.1. Факторы, определяющие гибель пострадавших после извлечения их из-под обломков и завалов ................................... 291 4.8.2. Извлечение пострадавшего из-под обломков и зава- лов и оказание помощи на месте происшествия ........................ 292
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 293 4.9. Оказание помощи при аллергическом шоке............................. 293 4.9.1. Понятие об аллергенах и антителах. Проявления ал- лергической реакции организма.................................................... 294 4.9.2. Первая помощь при аллергической реакции ..................... 296
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 298
Заключение.............................................................................................. 299
Библиографический список................................................................... 300
Список сокращений................................................................................ 302
Приложение 1. Единицы измерения..................................................... 303
Приложение 2. Словарь терминов ........................................................ 305

7
Предисловие
Курс «Безопасность жизнедеятельности» – обязательная обще- профессиональная дисциплина, освещающая вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бы- товой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных фак- торов чрезвычайных ситуаций.
Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов пред- ставления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека.
Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособно- сти и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ус- ловиях.
Основные задачи курса:

вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практичес- кими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно- технических и организационных основ безопасности жизнедеятельно- сти, системы контроля условий жизнеобеспечения и управления ими;

расширить и углубить познания студентов в области анатомо- физиологических свойств человека и его реакций на воздействие опасных и вредных факторов в широком диапазоне их значений;

дать комплексное представление об источниках, численности и значимости опасных и вредных факторов среды обитания;

выработать общую стратегию и принципы обеспечения безо- пасности, взаимодействия человека со средой обитания, организации рациональных условий труда и путей борьбы с утомлением;

сформировать навыки и научить тактике оказания экстренной помощи при несчастных случаях, катастрофах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.
Предметом изучения дисциплины являются: объективные зако- номерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере (производственной, городской и бытовой среде); анато- мо-физиологические способности человека переносить воздействия опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвы- чайных ситуациях; средства формирования комфортных условий жизнедеятельности; правовые и организационные основы обеспече- ния безопасности жизнедеятельности.


8
Педагог должен знать правовую и нормативно-техническую основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Он должен уметь:

проводить контроль параметров и уровня отрицательных воз- действий на организм человека вообще и подростка в частности с целью установления их соответствия нормативным требованиям;

эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий опасных и вредных факторов;

разрабатывать научно обоснованные предложения, направлен- ные на оздоровление условий труда в процессе учебно-производствен- ной деятельности и обосновывать их экономическую эффективность;

планировать и осуществлять мероприятия по повышению ус- тойчивости производственных систем и объектов;

планировать мероприятия по защите учебно-производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимо- сти принимать участие в проведении спасательных и других неотлож- ных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

оказывать первую доврачебную помощь при различных трав- мах и отравлениях;

применять терминологию в области безопасности жизнедеятель- ности, современные нормативные акты и методические рекомендации по организации учебно-производственного процесса.
В учебном пособии достаточно подробно изложены вопросы, ка- сающиеся характеристики вредных и опасных факторов, мер профи- лактики их негативного воздействия на человека, средств обеспечения безопасности технологических процессов, организации защиты насе- ления в условиях чрезвычайных ситуаций, а также освещены законода- тельные аспекты охраны труда и системы управления безопасностью жизнедеятельности. Кроме того, с учетом специфики программы под- готовки студентов по специальности «Профессиональное обучение» рассматриваются физиолого-гигиенические закономерности успешно- го освоения профессиональных навыков, оптимального приспособле- ния организма к условиям трудовой деятельности, вопросы рацио- нальной организации учебно-производственного процесса, пути борь- бы с утомлением и способы стимуляции работоспособности. Особое внимание (этому посвящена отдельная глава) уделено методам оказа- ния первой (доврачебной) помощи в различных ситуациях.


9
Вопросы безопасного взаимодействия с природной средой в на- стоящем учебном пособии не рассматриваются.
Изучение курса рекомендуется начать с уяснения теоретических вопросов. После изучения теоретической части каждого из разделов необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.
В прил. 1 приведены единицы измерения, используемые в данном учебном пособии; в прил. 2 – словарь терминов.
Учебное пособие подготовлено с учетом основных положений
«Примерной программы дисциплины “Безопасность жизнедеятельно- сти”», рекомендованной Министерством образования Российской Фе- дерации и одобренной в 2000 г. пленумом Учебно-методического объ- единения по профессионально-педагогическому образованию для спе- циальности 030500 Профессиональное обучение (по отраслям).

10
Введение
Последние десятилетия двадцатого и начало двадцать первого века характеризуются тем, что непрерывно меняются условия труда и сам трудовой процесс; создаются новая техника, новые системы машин, автоматов, автоматических линий и роботов. Соответственно существенно возрастают требования к работающим, возникает необ- ходимость в новых видах деятельности и специальностях. Так, на- пример, профессия оператора за относительно короткий срок (осо- бенно с развитием компьютеризации) стала весьма многоплановой.
Повысились требования и к квалификации учителей школ, педа- гогов учреждений начального, среднего и высшего профессионально- го образования. Происходит активное слияние умственного и физи- ческого труда.
Вместе с тем развитие цивилизации сопровождается появлени- ем и широким распространением различных природных, биологиче- ских, техногенных, экологических и других опасностей. Нужно уметь определять их и осуществлять комплекс эффективных мер за- щиты от неблагоприятного воздействия опасностей на работоспо- собность и здоровье человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении оптимальных (комфортных) условий деятельности лю- дей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающего предельно допустимые уровни.
Жизнедеятельность
– это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Безопасность
жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохра- нению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма, общей и профессиональной заболеваемости.
В жизненном цикле человек и окружающая его среда образуют по- стоянно действующую систему «человексреда обитания». Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в этой системе.