Файл: 1. Перераспределение доходов населения как фактор экономического развития и обеспечения социальной стабильности в развитых и развивающих странах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Содержание 2

Введение 3

1.Перераспределение доходов населения как фактор экономического развития и обеспечения социальной стабильности в развитых и развивающих странах. 5

Заключение 18

Список используемой литературы 21

Введение 3

1.Перераспределение доходов населения как фактор экономического развития и обеспечения социальной стабильности в развитых и развивающих странах. 5

Заключение 18

Список используемой литературы 21

Введение



Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Ее анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.

Государственная политика перераспределения доходов представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.

Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной. В развитых странах Запада в течение длительного исторического периода произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в распределении богатства. Вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне. Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.


Объект исследования является - доходы.

Предметом - виды доходов и их распределение в РФ.

Теоретической базой работы послужили труды видных ученых по проблеме исследования, статьи периодической печати, данные статистической отчетности.

Целью работы является - исследование государственной политики перераспределения доходов.

Задачами работы являются: определение доходов, их видов, способов измерения, проблемы дифференциации доходов; определение государственной политики доходов; анализ распределения доходов в РФ, противоречия социальной справедливости и экономической эффективности; определение доходов населения в РФ, проблема их распределения.

1.Перераспределение доходов населения как фактор экономического развития и обеспечения социальной стабильности в развитых и развивающих странах.



Доход - это денежная сумма регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений. Доходы различают по источнику, способам, регулярности и очередности получения. Доход может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме. Причём поступать как регулярно так и однократно, выплачиваться иногда в строгой последовательности (например, при банкротстве предприятия). Можно сказать, что доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот.

Доходы поступают в семью, в обмен на факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность). Обмениваясь на товары и предоставляя семье услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвёл эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдёт на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст лучшие условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе экономических. [15, С.118]

Государственная политика доходов определяется как перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы.



Степень воздействия государства на данные процессы характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок. Процесс изменения первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства влияет на распределение ресурсов и мотивы экономической деятельности. Причем названные эффекты могут вызвать, кроме основных методов, приватизация и антимонопольная политика. [12, С.119]

Надо сказать, что в области государственного регулирования заработной платы и цен наблюдается перераспределение экономических возможностей: некоторые лица «приобретают преимущество, а для других сужаются возможности получения дохода».

Значительную роль в качестве инструмента политики доходов играет государственный бюджет.

Среди методов политики перераспределения выделяют две категории:

. Ограничители рыночного механизма регулирования (например, государственное воздействие на заработную плату).

. Социальные компенсаторы (трансфертные выплаты).

Методы также разграничиваются на:

. Явные (через государственные расходы на социальную защиту).

. Скрытые или косвенные (налогообложение личных доходов и другие).

Существуют следующие направления и методы государственного воздействия на бедность и неравенство в современных цивилизованных странах:

установление прожиточного минимума посредством замены всех выплат социальных пособий единым низким подоходным налогом. В этой связи существенным является определение коэффициента снижения ставок данного вида налога по мере роста доходов. К достоинству вышеназванной меры относится обеспечение стимулов к трудовой деятельности и устранение унизительного положения низкодоходных групп населения по отношению к обеспеченным. Однако отрицательные моменты сводятся к высоким административным издержкам и росту ставок подоходного налога с доходов всех категорий граждан. При реализации данного метода требуется осуществление поиска эффективной взаимосвязи минимального уровня доходов и размеров социальных выплат. [6, С.83]

Потенциальное получение трансфертных платежей ставится в зависимость от обязательства заняться трудовой деятельностью. Осуществляется увязка социальных выплат с уровнем дохода их получателя. Однако многие экономисты негативно относятся к обеспечению адресности социальной защиты граждан. В числе их аргументов называются: большие размеры финансовых затрат на выявление беднейших граждан, невозможность оказания помощи полностью всем в ней нуждающимся, трудности в определении уровня нуждаемости, существование «ловушек бедности», унизительность процесса проверки материального благосостояния для гражданина.


В целом государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов.

Методы перераспределения доходов варьируются в зависимости от типа социального государства. Так, при господстве либерализма за основу регулирования берется установление «верхней и нижней границы цивилизованного существования» и баланс между осуществлением социальной помощи беднейшим группам населения и сохранением стимулов к труду. Меры регулирования выражаются в незначительных социальных выплатах и программах социального страхования. Считается, что суммы социальных выплат гражданам составляют примерно их налоговые отчисления. Как следствие - население не получает какой-либо выгоды, а всего лишь оплачивает работу бюрократического аппарата. Но данное утверждение не представляется полностью верным. Неэффективность перераспределительной политики свидетельствует о неправильном использовании ее методов и средств, но не служит основанием для отказа от системного государственного регулирования доходов. [10, С.123]

В консервативной модели социального государства индивидуальная ответственность индивидуума за свое материальное благосостояние сочетается с высоким уровнем социальных трансфертов, но при снижении роли частного социального страхования. Государство не является монополистом в этой сфере и заботится об устранении самих причин бедности.

Социал-демократическую модель отличают универсальная социальная помощь и справедливое равномерное распределение доходов. Причем во многих случаях государство опосредованно воздействует на уровень доходов путем создания условий для повышения материального благосостояния (содействие экономической активности, рациональное использование производственных мощностей и другие вышеперечисленные меры).

Основной проблемой при осуществлении государственных методов воздействия на доходы считается их финансовое обеспечение. Административные издержки увеличиваются по мере влияния на уменьшение объема предложения труда. При высокой эластичности предложения труда по заработной плате (за вычетом налогов) рост налогов в большей мере сокращает предложение труда, являющееся объектом налогообложения, и приводит к значительному снижению объемов производства. В случае высокой эластичности предложения труда выплата трансфертов неработоспособным вызовет значительное предложение их труда. Дороговизна проведения перераспределительной политики заставляет искать компромисс между соответствием бюджетных ресурсов и масштабами государственного воздействия. Вопрос о необходимой мере последнего остается дискуссионным и в настоящее время. [10, С.126]


Эффективность реализации определенных направлений регулирования доходов в конкретных условиях зависит от многих обстоятельств, включающих побочные действия каждого из них. В частности, введение государством дотаций к ценам некоторых товаров, расходы на оплату которых являются существенными в доходах малообеспеченных категорий населения (например продовольствие), требует больших затрат финансовых средств. Однако следствие применения данного метода состоит не только в улучшении материального благосостояния низкодоходных групп населения, но и в росте доходов производителей товаров. Значительное повышение размеров социальных трансфертных платежей в условиях рыночной экономики ведет к инфляционному эффекту. Действительно, рост доходов одних слоев общества может вызвать повышение рыночных цен для всех покупателей на продовольствие. В результате - падение общего материального благосостояния потребителей.

Вопрос, всегда ли необходимо достигать полного выравнивания доходов при осуществлении политики перераспределения, можно считать дискуссионным. Общепринятой является точка зрения, что сокращения расслоения на богатых и бедных требуют социальные, экономические и политические принципы. Но с другой стороны, неравенство в незначительных размерах можно рассматривать как стремление личности снизить отставание в уровне доходов от других лиц и мощного экономического стимула к трудовой деятельности. Выбор методов государственного регулирования доходов зависит от состояния национальной экономики, а также характера поставленных целей и задач политики доходов.

Если в середине ХХ столетия область социальной политики, проводившейся в рамках welfare state, включала здравоохранение, образование, обеспечение жильем, социальное страхование и некоторое участие социальных служб в решении проблем групп с особыми потребностями, то сегодня круг проблем социальной политики более широк. Это - вопросы демографии, социальной мобильности, миграции, общественного порядка, окружающей среды, семьи и многое другое.

Еще несколько десятилетий назад национальное государство, действительно, играло определяющую роль в решении социальных проблем, которые касались, прежде всего, нации и национальных особенностей. Сегодня все чаще возникают проблемы, связанные с изменением границ политики благосостояния, которые требуют вмешательства на более высоком - транснациональном или даже глобальном - уровне.