Файл: Содержание введение 3 1Государственночастное партнерство в транспортной сфере 5 1Современное состояние транспортной системы России 5 2Роль государственночастного .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ




Введение 3

1Государственно-частное партнерство в транспортной сфере 5

1.1Современное состояние транспортной системы России 5

1.2Роль государственно-частного партнерства в транспортной сфере 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

ОТВЕТ НА СИТУАЦИОННУЮ ЗАДАЧУ 2 19

ОТВЕТ НА СИТУАЦИОННУЮ ЗАДАЧУ 3 19


Введение


Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).

Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице. Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века. Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России является Федеральный дорожный фонд.

Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.

Целью работы является изучение развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере.

Задачи:

  • Рассмотреть современное состояние транспортной системы России.

  • Анализировать роль государственно-частного партнерства в транспортной сфере России.

  • Решить практические задачи.

Предметом работы являются процессы реализации государственно-частного партнерства в транспортной системе России и решение практических задач.

Объектом работы является ГЧП транспортной сферы и практические задачи.



  1. Государственно-частное партнерство в транспортной сфере



    1. Современное состояние транспортной системы России

Современная транспортная инфраструктура представляет собой уже сформированный комплекс, предназначенный для организации и повышения эффективности продвижения товаров в условиях оказания соответствующих транспортных услуг, в числе которых предложения по обеспечению быстрой и сохранной доставки грузов с места отправления до грузополучателя. Действующие транспортно-логистические компании формируют актуальный пакет предложений, нацеленный на поддержание и развитие взаимовыгодного формата сотрудничества с клиентами [1, c. 30].

Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:

  • Железнодорожный. Является наиболее важным видом транспорта в нашей стране. С его помощью производятся перевозка пассажиров и грузов по рельсам посредством механической тяги. Железнодорожный транспорт обеспечивает 44,4 % от общего грузооборота РФ.

  • Трубопроводный. Представляет собой систему трубопроводов, с помощью которых осуществляется транспортировка природных ресурсов, а именно газа и нефти из восточной части России в западную. Доля грузооборота равна 46,4 %.

  • Автомобильный. С его помощью осуществляется транспортировка тяжелых грузов в тех областях страны, где отсутствует железнодорожное сообщение. На долю автомобильного транспорта приходится перевозка 4,6 % грузов России.

  • Морской. Наиболее значимые порты находятся в Архангельске, Владивостоке, Находке, а также Санкт-Петербурге. С помощью морского транспорта осуществляется перевозка 0,6 % грузов.

  • Речной. Является развитым в северной части нашей страны, а также в Сибири, где расположены наиболее крупные речные пути. В данных регионах развитие наземного транспорта недостаточное. Единая система речного транспорта – это все крупные реки, которые соединены между собой сетью каналов. Доля перевозки груза речным видом транспорта равна 3,9 % от общего объема.

  • Авиационный является высокоскоростным видом транспорта. Его единственный недостаток – высокая стоимость перевозок. В основном осуществляется доставка пассажиров. Грузы перевозятся в ограниченном количестве из-за высокой стоимости доставки. Доля грузооборота равна 0,1 %.

Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.



Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.

В Российской Федерации сложилась развитая транспортная система, включающая железнодорожное, морское, речное, автомобильное, воздушное и трубопроводное перемещение сырьевых, продовольственных, промышленных товаров и др. [3, c. 81] Каждый вид транспорта имеет свою специфику и приоритеты в эффективном использовании (табл. 1).

Таблица 1 - Особенности эксплуатации различных видов транспорта

Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

достоинства

недостатки

железно-дорожный

высокая пропускная способность, регулярность доставки и невысокая стоимость отправления груза

значительные вложения на сооружение путей доставки

не ограничена

морской

возможность межконтинентальных перевозок, относительно невысокая стоимость отправления груза

зависимость от естественно географических и навигационных условий, создание портов

не ограничена

речной

высокая провозная способность, низкая стоимость перевозок, небольшие вложения

на организацию судоходства



сезонность работы, небольшая

скорость перевозки



не ограничена

автомобильный

большая маневренность и подвижность, высокая скорость доставки груза, небольшие вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

небольшая грузоподъемность транспортных средств, малая дальность перевозки, высокая стоимость, учет качества дорог



лимит по расстоянию

воздушный

максимальная скорость доставки

высокая себестоимость перевозки

не ограничена




В условиях стремительного изменения геополитической ситуации многие сложившиеся транспортные коридоры оказались недоступными для дальнейшего активного использования. С февраля 2022 года западные страны ввели дополнительные санкции, под влиянием которых большинство международных партнеров, в частности транспортно-логистические компании, отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими предприятиями реального сектора экономики [5, c. 20].

Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.

Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:

  • Транспортная инфраструктура развита неравномерно, имеет низкую плотность по территории Российской Федерации.

При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.

Напротив, в Сибири и восточной части России нет альтернативных путей сообщения. В некоторых поселках и городах отсутствует круглогодичная связь с опорной транспортной сетью. Необходимо отметить, что средняя плотность сетей транспортной инфраструктуры на единицу территории ощутимо ниже по сравнению с другими развитыми странами.

  • Радиальная конфигурация транспортной сети, ориентированная на столичный транспортный узел.

Объясняется это исторически сформировавшейся централизацией экономики, в результате чего развитие путей сообщения происходило с ориентацией на Москву.

Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.


  • Низкое качество транспортной инфраструктуры.

На это указывает рейтинг мирового экономического форума. В нем наша страна находится на тридцатом месте по качеству железных дорог, на 93-м месте по качеству портовой инфраструктуры и на 104-м месте по степени развития воздушного транспорта. По качеству автодорог Россия занимает лишь 136-ю позицию.

Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.

  • Сильное влияние фактора сезонности.

Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.

  • Недостаточно развит автотранспорт.

Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.

Несмотря на то что инвестирование в развитие автодорог непрерывно увеличивается, чтобы преодолеть диспропорции, необходимо в течение многие лет активно работать.

Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.