Файл: Содержание введение 3 1Государственночастное партнерство в транспортной сфере 5 1Современное состояние транспортной системы России 5 2Роль государственночастного .docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1Государственно-частное партнерство в транспортной сфере 5
1.1Современное состояние транспортной системы России 5
1.2Роль государственно-частного партнерства в транспортной сфере 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ОТВЕТ НА СИТУАЦИОННУЮ ЗАДАЧУ 2 19
ОТВЕТ НА СИТУАЦИОННУЮ ЗАДАЧУ 3 19
Введение
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).
Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице. Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века. Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России является Федеральный дорожный фонд.
Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.
Целью работы является изучение развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере.
Задачи:
-
Рассмотреть современное состояние транспортной системы России. -
Анализировать роль государственно-частного партнерства в транспортной сфере России. -
Решить практические задачи.
Предметом работы являются процессы реализации государственно-частного партнерства в транспортной системе России и решение практических задач.
Объектом работы является ГЧП транспортной сферы и практические задачи.
-
Государственно-частное партнерство в транспортной сфере
-
Современное состояние транспортной системы России
Современная транспортная инфраструктура представляет собой уже сформированный комплекс, предназначенный для организации и повышения эффективности продвижения товаров в условиях оказания соответствующих транспортных услуг, в числе которых предложения по обеспечению быстрой и сохранной доставки грузов с места отправления до грузополучателя. Действующие транспортно-логистические компании формируют актуальный пакет предложений, нацеленный на поддержание и развитие взаимовыгодного формата сотрудничества с клиентами [1, c. 30].
Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:
-
Железнодорожный. Является наиболее важным видом транспорта в нашей стране. С его помощью производятся перевозка пассажиров и грузов по рельсам посредством механической тяги. Железнодорожный транспорт обеспечивает 44,4 % от общего грузооборота РФ. -
Трубопроводный. Представляет собой систему трубопроводов, с помощью которых осуществляется транспортировка природных ресурсов, а именно газа и нефти из восточной части России в западную. Доля грузооборота равна 46,4 %. -
Автомобильный. С его помощью осуществляется транспортировка тяжелых грузов в тех областях страны, где отсутствует железнодорожное сообщение. На долю автомобильного транспорта приходится перевозка 4,6 % грузов России. -
Морской. Наиболее значимые порты находятся в Архангельске, Владивостоке, Находке, а также Санкт-Петербурге. С помощью морского транспорта осуществляется перевозка 0,6 % грузов. -
Речной. Является развитым в северной части нашей страны, а также в Сибири, где расположены наиболее крупные речные пути. В данных регионах развитие наземного транспорта недостаточное. Единая система речного транспорта – это все крупные реки, которые соединены между собой сетью каналов. Доля перевозки груза речным видом транспорта равна 3,9 % от общего объема. -
Авиационный является высокоскоростным видом транспорта. Его единственный недостаток – высокая стоимость перевозок. В основном осуществляется доставка пассажиров. Грузы перевозятся в ограниченном количестве из-за высокой стоимости доставки. Доля грузооборота равна 0,1 %.
Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.
Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.
В Российской Федерации сложилась развитая транспортная система, включающая железнодорожное, морское, речное, автомобильное, воздушное и трубопроводное перемещение сырьевых, продовольственных, промышленных товаров и др. [3, c. 81] Каждый вид транспорта имеет свою специфику и приоритеты в эффективном использовании (табл. 1).
Таблица 1 - Особенности эксплуатации различных видов транспорта
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |
достоинства | недостатки | ||
железно-дорожный | высокая пропускная способность, регулярность доставки и невысокая стоимость отправления груза | значительные вложения на сооружение путей доставки | не ограничена |
морской | возможность межконтинентальных перевозок, относительно невысокая стоимость отправления груза | зависимость от естественно географических и навигационных условий, создание портов | не ограничена |
речной | высокая провозная способность, низкая стоимость перевозок, небольшие вложения на организацию судоходства | сезонность работы, небольшая скорость перевозки | не ограничена |
автомобильный | большая маневренность и подвижность, высокая скорость доставки груза, небольшие вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния | небольшая грузоподъемность транспортных средств, малая дальность перевозки, высокая стоимость, учет качества дорог | лимит по расстоянию |
воздушный | максимальная скорость доставки | высокая себестоимость перевозки | не ограничена |
В условиях стремительного изменения геополитической ситуации многие сложившиеся транспортные коридоры оказались недоступными для дальнейшего активного использования. С февраля 2022 года западные страны ввели дополнительные санкции, под влиянием которых большинство международных партнеров, в частности транспортно-логистические компании, отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими предприятиями реального сектора экономики [5, c. 20].
Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.
Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:
-
Транспортная инфраструктура развита неравномерно, имеет низкую плотность по территории Российской Федерации.
При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.
Напротив, в Сибири и восточной части России нет альтернативных путей сообщения. В некоторых поселках и городах отсутствует круглогодичная связь с опорной транспортной сетью. Необходимо отметить, что средняя плотность сетей транспортной инфраструктуры на единицу территории ощутимо ниже по сравнению с другими развитыми странами.
-
Радиальная конфигурация транспортной сети, ориентированная на столичный транспортный узел.
Объясняется это исторически сформировавшейся централизацией экономики, в результате чего развитие путей сообщения происходило с ориентацией на Москву.
Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.
-
Низкое качество транспортной инфраструктуры.
На это указывает рейтинг мирового экономического форума. В нем наша страна находится на тридцатом месте по качеству железных дорог, на 93-м месте по качеству портовой инфраструктуры и на 104-м месте по степени развития воздушного транспорта. По качеству автодорог Россия занимает лишь 136-ю позицию.
Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.
-
Сильное влияние фактора сезонности.
Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.
-
Недостаточно развит автотранспорт.
Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.
Несмотря на то что инвестирование в развитие автодорог непрерывно увеличивается, чтобы преодолеть диспропорции, необходимо в течение многие лет активно работать.
Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.