Файл: Пенcионное обеcпечение в cиcтеме cоциальной политики Роccийcкой Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пенcионное обеcпечение в cиcтеме cоциальной политики Роccийcкой Федерации

Cодержание
Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Cоциальная политика Роccийcкой Федерации в облаcти пенcионного обеcпечения………………………………………………………..

1.1 Пенcионное обеcпечение как объект cоциальной политики гоcударcтва…

1.2 Ретроcпективный анализ развития пенcионного обеcпечения в Роccии…...

1.3 Пенcионные реформы в cиcтеме cоциальной политики Роccии: причины, проблемы, поcледcтвия……………………………………………………..

1.4 Оcобенноcти пенcионного обеcпечения в уcловиях проведения cоциальной реформы по монетизации льгот…………………………………….

Глава 2. Гоcударcтвенное регулирование пенcионного обеcпечения………

2.1 Cиcтема пенcий в Роccии, уcловия их назначения………………..

2.2 Пенcионный фонд Роccийcкой Федерации……………………….

2.3 Негоcударcтвенные пенcионные фонды Роccийcкой Федерации…………

2.4 Оcновные направления развития пенcионной cиcтемы: принципы и модели оптимизации пенcионного обеcпечения, включающие формирование его нормативно-законодательной базы……………………………….

Заключение……………………….

Cпиcок иcпользованной литературы…………………….

Приложения……………………………………..
Введение

Проблемы с пенсионной системы и ее реформа, являются, пожалуй, самыми обсуждаемыми темами в последние годы. Благосостояние и уровень развития государства определяется, в том числе, и по уровню жизни пенсионеров. В России сложились объективные и субъективные проблемы в данной области. Объективные – старение населения, субъективные – неэффективная пенсионная система. Попытки реформирования и создания пенсионной системы, при которой уровень пенсионного обеспечения был бы адекватен потребностям человека, осуществлялись с момента перехода нашего государства на путь демократического развития. Принятие Конституции РФ  и провозглашение в ней в качестве основ конституционного строя России социальным государством, стало определенной отправной точкой в создании и реализации социальной политики. В то же время, провозглашение России социальным государством поставило определенные ориентиры, которые должны быть достигнуты через формирование социальной политики и активной работы и органов власти и общества.


Социальное государство предполагает определенный уровень обеспечения, в том числе и пенсионного. Многочисленные реформы, проводимые последние 25 лет не принесли должных результатов. В связи  с этим, проведение очередной пенсионной реформы было насущной необходимостью. В настоящий момент это выразилось в издании двух новых законодательных актов, кардинально изменивших расчет пенсионных накоплений, а также существенными изменениями действующего законодательства.  Новым является акт, определяющий особенности и порядок  выплаты страховых пенсий  и регулирующий накопительные пенсии в РФ —  ФЗ «О накопительных пенсиях» .

Содержание государственной социальной политики зависит от тех проблем, которые являются первоочередными сегодня для РФ.

В современных условиях развития российского общества проблема преодоления бедности населения стала одной из центральных.  Политическая деятельность власти должна быть сконцентрирована на соблюдении гражданских, экономических, социальных прав человека, создании благоприятных условий их реализации. Надо обратить внимание и на ту особенность, что социальную политику в РФ сейчас государственные органы строят на основе определенных социальных стандартов. Однако законодательно пока установлен лишь прожиточный минимум. Назначение пенсий и пособий должно быть не только «по потребности», но также иметь такой уровень, на который можно прожить.

Реализация принципов социального государства возможна только при эффективной пенсионной системе, которая, имея в основании частное и государственное финансирование, позволяет обеспечить достойную жизнь лицам, прекращающим по возрасту трудовую деятельность.
Актуальность темы можно определить следующими факторами: значимостью проводимой пенсионной реформы, достижения максимального эффекта от ее проведения, совершенствование правового регулирования пенсионной системы.

Со стороны научного сообщества, внимание к проблемам правового регулирования пенсионного обеспечения и разработки и реализации социальной политики, уделяется достаточно много. Так, среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы, следует выделить, например, обращавших внимание на проблемы реформы пенсионной системы —   Непомнящих А.В., Семенова В.В. Условиям назначения пенсий по старости уделяли внимание такие авторы как Кисель В.И.,   Корсаненкова А.Ф., Сетдарова Л.Б.  и др. Правовому регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов посвящены работы И.А. Волкова,  А.А. Кузин и ряд других авторов. Однако, в связи с произошедшими законодательными изменениями, а также проблемами, которые обнаруживаются в применении нового законодательства, вопросы пенсионного обеспечения в рамках социальной государственной политики, не теряют своей актуальности и требуют дальнейшей научной разработки.


Целью работы является анализ пенсионного обеспечения в системе социальной политики РФ, выявление проблем формирования и реализации социальной политики, проблем регулирования системы пенсионного обеспечения, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и цели социальной политики РФ и ее правовое регулирование;
— рассмотреть понятие, цели, особенности пенсионного обеспечения в РФ;
— провести анализ современного состояния системы пенсионного обеспечения в РФ;
— определить проблемы реформирование пенсионного обеспечения и пути их решения.

Объект исследования: учреждения государственного и негосударственного пенсионого обеспечения

Предмет исследования:пенсионное обеспечение государственных и негосударственных учреждений
В основу работы положены общие и специальные методы научного познания. Диалектический метод составляет методологическую основу работы и применен при выяснении правовой природы оценки земли и платы за землю. Формально-логический метод использовался для выявления проблем в понятийном аппарате, а также разработки предложений по его совершенствованию. Системно-структурный метод применялся для исследования структуры правоотношений. Метод анализа и синтеза позволил определить проблемы правового регулирования и разработать рекомендации по их совершенствованию.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Cоциальная политика Роccийcкой Федерации в облаcти пенcионного обеcпечения

1.1 Пенcионное обеcпечение, как объект cоциальной политики гоcударcтва
Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства - создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.


Пенсионное обеспечение - это вид социальной защиты, особенностями которого является регулярное предоставление со стороны общества и государства материальных средств из пенсионных фондов или бюджета в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, ставших инвалидами, или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, граждан, достигших пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Определяющая роль в управлении пенсионным обеспечением в нашей стране принадлежит государству, которое обязано организовать и обеспечить финансирование соответствующей общегосударственной системы социального обеспечения, гарантировать ее бесперебойное функционирование, содействовать активизации негосударственных пенсионных организаций, что является глобальным направлением в государственной социальной политике.

В социальном плане особенностью пенсионного обеспечения является адресность, что предполагает его ориентацию не только на отдельные категории граждан, но, главным образом, на конкретного человека с целью сохранения такого уровня его жизни, который позволял бы ему вести достойную жизнь и свободно развиваться.

Объектом пенсионного обеспечения являются социальные группы, в состав которых входят лица, которые:

- эффективно работали и благополучно дожили до пенсионного возраста;

- потерявшие трудоспособность в процессе выполнения трудовых и общественных обязанностей и инвалиды с детства;

- не работавшие в трудоспособном возрасте, но дожившие до нетрудоспособного возраста, начиная с которого лицо обеспечивается за счет средств общества и государства.

Субъектами социального управления пенсионным обеспечением являются:

- государство в лице своих органов, распределяющих финансовые средства, идущие на удовлетворение нужд нетрудоспособных;

- различные негосударственные пенсионные и общественные организации.

Вплоть до окончания 2001 года пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), то есть финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда.

Основной принцип указанной системы пенсионирования прост и понятен: собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу. Однако при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки и пенсионного возраста. Для этого приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст, либо, что представляется наиболее целесообразным, реформировать такую систему. Она характеризовалась наличием многочисленных льгот и привилегий, вводимых спонтанно, без учета потребностей отдельных категорий работников в отношении
возраста выхода на пенсию и ее выплаты, введением всевозможных

надбавок и повышений, установлением льготного порядка исчисления стажа, включением в стаж, наряду с основной работой, других видов деятельности и т.п. Данные обстоятельства превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню пенсий и недовольству значительной части пенсионеров. Канаев В.Ф. Пенсионное обеспечение в России: [с 8]В процессе реформирования на смену обезличенной системе пенсионного обеспечения пришла разветвленная, персонифицированная и многоуровневая система пенсионирования населения. Новая система пенсионного обеспечения призвана в большей степени учитывать изменяющееся социально-экономическое поведение работников. Коренным образом меняется отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии.

Важным фактором, определяющим пути совершенствования пенсионного обеспечения населения является реализация положений Пенсионной реформы, ключевыми из которых являются:

- отделение бюджета пенсионной системы от федерального бюджета;

- предоставление широких полномочий органам, обеспечивающим пенсионное обслуживание населения на местах;

- введение пенсионного страхования и персонифицированного учета работающего населения;

- создание негосударственных пенсионных фондов.

основные проблемы и тенденции / В.Ф. Канаев // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - №19 .- С. 64.
Суть пенсионной системы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, размер которой теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Таким образом, действующая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования, что позволяет:

- установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни;

- увеличить уровень дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы;

- создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.