Файл: Значение и возможности использования зарубежного исторического опыта социальной работы в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЁВА»

(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Историко-социологический институт
Кафедра социологии и социальной работы

ЭССЕ

по учебной дисциплине

«История социальной работы в России»

на тему:
ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Подготовила: Первертайло В. И.,

студентка 1 курса направления подготовки 39.03.01 Социальная работа (ОФО), профиль «Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей»
Проверила: Камышова Е.В., канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы


Саранск 2023

Значениие зарубежного опыта в социальной работе очень велико для России. Формирование новых моделей социальной работы в России может идти двумя путями: путем заимствования зарубежных идей и практики, приспособления их к местным нуждам или же путем создания собственных моделей на основе творческого использования мирового опыта, теоретических и практических наработок, с учетом политических, социально-экономических национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций. Многие европейские страны, где социальная работа появилась недавно, пошли по первому пути. Второй путь более трудный, поскольку необходимо владеть глубокими знаниями международного опыта, особенностей жизни и реалий многих стран мира, где социальная работа имеет свои традиции, и одновременно владеть ситуацией в своей стране, чтобы целенаправленно и профессионально проводить процесс отбора необходимых и значимых элементов, которые составили бы основу для развития самостоятельной модели в России.

В изучении зарубежного опыта социальной работы используется ряд методов. Среди них можно выделить как общие, так и более частные. К общим методам относят: исторический метод, метод системного анализа, метод сравнения и др. К частным: опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.


Что касается общих методов, то его разновидности можно охарактеризовать следкющим образом:

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных стра­нах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социаль­ной работы как целостную систему, включающую в себя такие эле­менты (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, сред­ства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наи­более важных их компонентов

Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, кол­локвиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебни­ков и учебных пособий и т. д.

Социальная работа тесно связана с функционированием других социальных институтов — семьи, правосудия, здравоохранения, просвещения, труда — и вместе с ними помогает развивать процесс удовлетворения потребностей человека жить полноценной жизнью. Высокий уровень профессионализма в социальной работе, достигнутый к настоящему времени в индустриально развитых странах Запада, служит результатом длительного процесса эволюционного развития, перемежавшегося со структурными скачками периода индустриальной, а затем и технологической революций.

В развивающихся странах, где этот процесс начался гораздо позже, становление профессии происходило и происходит более быстрыми темпами, чем это было ранее в странах развитого капитализма, и отличается своеобразием форм и методов. Краткий по продолжительности опыт профессиональной социальной работы в России (хотя предпосылки для социальной работы существовали в России достаточно давно) свидетельствует о той же стремительности. Вполне очевидно, что при становлении во многом нового для российского общества социального института, каким является социальная работа, возможность воспользоваться накопленным другими странами опытом является предметом серьезных дискуссий и обсуждений как среди ученых, так и практиков.

По мере развития профессии перед ее учредителями вставали кардинальные вопросы: В чем состоит цель социальной работы в конкретной стране и конкретных условиях? На чьи потребности — общества или индивида — она должна ориентироваться? Во-первых,

удовлетворяя потребности общества, разрешать человеческие проблемы в интересах общества и тем самым приспосабливать интересы индивида к интересам общества. Во-вторых, приводить потребности общества в соответствие с первыми, удовлетворяя потребности индивида. В-третьих, достичь диалектического единства и гармонии в удовлетворении потребностей и интересов и общества, и индивида.

Безусловно, третья альтернатива предлагает наиболее перспективный, но и более затратный путь построения модели социальной работы. Ориентируясь на гуманные цели помощи традиционно уязвимым, социально незащищенным слоям населения, социальные работники не замыкались на работе в исключительно маргинальных слоях, постоянно стремились расширить социальное пространство своей профессиональной деятельности. По мере развития общества, повышения качества жизни его членов происходит процесс усложнения социальной структуры, характера потребностей людей и интересов общества.

Для становления и развития профессии социальной работы в России особенно актуальна проблема использования теоретического и практического багажа знаний, накопленного в других странах. Развитие теории и научно-исследовательской работы в любой стране определяется культурно-историческими традициями, другими условиями, поэтому, как правило, они отдалены и во времени, и в пространстве, и в культуре, когда их пытаются применить на практике в другой стране. Система знаний в области социальной работы, которая сейчас создается в России, может обогатиться путем осторожного и бережного использования зарубежного опыта теории и методов социальной работы. При этом создание собственного знания отечественной социальной работы должно осуществляться на основе учета внутренних традиций и опыта.

Овладение мировым опытом социальной работы и одновременно разработка своих собственных моделей, теорий и методов, основанных на культурных традициях, знании и учете состояния и возможностей российского общества, являются основой для развития профессии социального работника в условиях России.

Можно сделать вывод, что зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Социальная работа как деятельность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) в России существует уже длительное время. Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Социальный работник как субъект специфической деятельности должен
владеть большим количеством умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке. Поэтому для социального работника важно знать опыт социальной работы зарубежных стран и возможность применения его на практике в своей работе.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика в нашей стране находится пока на уровне своего формирования.