ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Наука

    1. Что есть наука?.......................................................................................3

    2. Развитие науки…………………………………………………………6

Глава II Философия

2.2. Понятие философии……………………………………………………9

2.2. История философии……………………………………………………13

Глава III. Философия и наука

3.1. Развитие представлений об отношении философии и науки……….15

3.2. Философия и наука в единстве и отличии……………………………17

Заключение ……………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………...22

Введение
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния – гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего – навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из–за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй. Этим объясняется также наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь собираются в молекулы, но уже озона.

Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть отличия и сходства Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.


Глава I. Наука

1.1. Что есть наука?
Существует множество определений такого уникального явления, как наука, но из-за его сложности и многогранности сложно дать универсальное определение. Она претерпела за свою историю столько изменений, и каждая ее позиция настолько переплетена с другими сторонами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науке, а их было немного, может более или менее точно выразить лишь одну из ее сторон. И все же во всех случаях существует относительно четкое различие между двумя подходами к пониманию науки, интерпретируемыми в широком или узком смысле.


В широком (собирательном) смысле это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Здесь термины «наука» и «ученый» не уточняются и понимаются как общие, собирательные термины. Именно в этом контексте часто употребляется термин «наука» по отношению к философии, а философов называют учеными, что в целом правомерно, но, как будет видно ниже, лишь отчасти.

Для обозначения конкретных научных дисциплин, таких как физика, химия, биология, история, математика и др., термину «наука» придается более узкое и, следовательно, более строгое значение. Здесь наука точно определена и ученый выступает как узкий специалист, носитель конкретных знаний. Это уже не просто ученый, а всегда и обязательно либо физик, либо химик, либо историк, либо представитель другой науки, что непременно представляет собой стройную, строго организованную систему знаний о том или ином предмете (явлении) науки. природа, общество, мышление.
Каждая из этих наук имеет специфические, присущие только ее законам и методам, свой язык, категориальный аппарат и т. д., общие для всей этой науки, что позволяет правильно описывать и объяснять происходившие процессы, понимать их адекватно. представить и предсказать это с некоторой степенью точности. которые непременно произойдут или могут при определенных обстоятельствах произойти в соответствующей области знаний. Содержание той или иной науки и достигаемые ею результаты одинаковы для всех культур и народов и никоим образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззрения отдельного ученого. Они передают как общий, проверенный временем и практикой объем знаний, которые необходимо приобрести, чтобы двигаться вперед в этой области.

Наука есть область исследования, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научной работы; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, система научной информации, а также весь объем имеющихся знаний, выступающих либо предпосылкой, либо средством, либо результатом научного производства.

Таким образом, наука является одной из форм общественного сознания. Но это отнюдь не ограничивается точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая в себя исторически подвижное соотношение частей: естествознания и общественных наук, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований.



Наука есть необходимое следствие общественной работы, ибо она возникает после отделения умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфическую профессию особой — вначале очень малой — группы людей. В отличие от видов деятельности, результат которой в принципе известен заранее, научная деятельность приумножает новые знания, т.е. даже его результат по существу нетрадиционный. Вот почему наука действует как сила, которая постоянно обращает вспять другие виды деятельности. Наука отличается от художественного способа постижения действительности, который несет искусство, стремлением к логическому, максимально обобщенному знанию. Искусство часто называют «мышлением в образах», а науку — «мышлением в понятиях». Критериальная наука по существу была и остается противоположностью религии, основанной на вере в сверхъестественные явления [1, 64].

1.2. Развитие науки
Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в античных обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), истоки науки относятся к 6 в. до н.э., когда соответствующие условия сложились в Древней Греции. Становление науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для ее создания был необходим также достаточно высокий уровень развития производственных и общественных отношений, что привело к разделению умственного и физического труда и тем самым к открытию возможностей систематического изучения науки. Более чем двухтысячелетняя история науки ясно выявляет ряд общих закономерностей и тенденций ее развития.

Еще в 1844 г. Фридрих Энгельс сказал: «…Наука идет вперед пропорционально количеству знаний, унаследованных от предыдущего поколения…». До XVII века объем научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет, что отражалось в ускоренном росте числа научных открытий и научной информации, а также численности занятых в науке. В результате количество ныне живущих ученых и ученых составляет более 90% от общего числа ученых за всю историю науки [3,127].

Развитие науки характеризуется кумулятивным характером: на каждом историческом этапе она концентрируется на своих достижениях к настоящему времени, и каждый результат науки составляет неотъемлемую часть ее общего фонда; оно не перечеркивается последующими успехами в познании, а лишь обдумывается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как своеобразной «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый опыт познания действительности и обретения ее закономерностей. Процесс развития науки находит свое выражение не только в увеличении объема накопленных положительных знаний, но и во всей структуре науки. На каждом историческом этапе научное познание использует набор познавательных форм —
основные категории и понятия, методы, принципы и схемы объяснения, т. е. все то, что определяется термином стиль мышления.

Например, античное мышление характеризует наблюдение как основной способ приобретения знаний; Наука нового времени основана на экспериментировании и на господстве аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов первоэлементов изучаемой действительности. Для современной науки характерно стремление к целостному и многогранному охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после ее утверждения открывает путь к экстенсивному развитию знания, к его распространению в новые сферы действительности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что время от времени приводит к научным революциям, т. е. к радикальному изменению основных компонентов.

Содержательная структура науки, выдвижение новых принципов познания, категорий и методов науки, чередование больших и революционных периодов характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей. Научные дисциплины, составляющие систему науки в целом, весьма условно можно разделить на три большие группы - естественные, социальные и технические науки, различающиеся по предметам и методам. Резкой границы между этими подсистемами нет, так как некоторые научные дисциплины занимают срединное положение. Помимо традиционных исследований, проводимых в рамках одной дисциплины, проблемный характер направленности современной науки обусловил широкое использование междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых в рамках нескольких различных научных дисциплин, иногда принадлежащих к разным подсистемам. науки, конкретное решение которых задается характером соответствующих задач. Примером тому служит изучение экологических проблем, которое находится на стыке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Такие проблемы, возникающие в связи с решением крупных экономических и социальных проблем, типичны для современной науки.
Глава II Философия

2.1. Понятие философии
Греческое слово философия происходит от слов любовь и мудрость. Буквально означает мудрость. В истории слова «философия». Мы впервые встречаемся с Геродотом (5 век до н. э.), где Кроис говорит посетившему его мудрецу Соломону: «Я слышал, что ты, философ, пошел во многие земли, чтобы получить знания». любить "знание, стремиться к мудрости". У Фукидида (конец V) Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами прославляет афинскую культуру: «Мы философствуем, не балуясь», т. е. «предаемся интеллектуальной культуре, развиваем образование». У Платона (4 век) мы встречаем слово «философия» в значении, идентичном современному понятию науки, например, в выражении «геометрия и другие философии». В то же время Платон находит намёк на то, что Сократ любил использовать слово «философия» как мудрость, жажду познания, поиск истины, противопоставляя её понятию мнимого, полного знания или софиста мудрости. У Аристотеля есть термин «первая философия» как основная или основная наука, то есть философия в современном понимании этого слова (или метафизика). В том смысле, в каком это слово употребляется сейчас, оно не употреблялось до конца античной истории (в римско-эллинскую эпоху) [4].


Философия - (гр. phileo - любовь и sophia - мудрость) - наука о всеобщих законах, управляющих бытием (т.е. природой и обществом) и человеческим мышлением, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, в конечном итоге определяется Компания экономических отношений. Основным вопросом философии как специальной науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система есть конкретное детальное решение этой проблемы, даже если она прямо не формулирует «основного вопроса». Термин «философия» впервые появляется у Пифагора; Платон впервые назвал ее специальной наукой. Философия зародилась в рабовладельческом обществе как наука, соединявшая в себе сумму знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно при низком уровне развития знаний на ранних этапах человеческой истории.

В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс «отделения» отдельных наук от философии и одновременно выделения ее в отдельную науку. Философия как наука возникает из потребности в выработке общего взгляда на мир, в изучении его общих принципов и законов, из потребности в рационально обоснованном способе осмысления действительности, в логике и теории познания. В силу этой необходимости вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в философии на первый план, поскольку то или иное ее решение лежало в основе метода и логики познания.

С этим связана поляризация философии на два противоположных направления — материализм и идеализм; дуализм занимает промежуточное положение между ними. Борьба между материализмом и идеализмом проходит важнейшей нитью через всю историю философии и является одной из ее главных движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идейными интересами классов. Освещение конкретных проблем философской науки привело в ходе ее развития к выделению различных сторон в самой философии как более или менее обособленных, иногда резко различающихся разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии.

В то же время из-за отсутствия конкретных знаний философия стремилась заменить отсутствующие контексты и закономерности мира фиктивными, превратив тем самым ее в особую «науку о науках», стоявшую над всеми другими науками. Однако по мере роста и дифференциации знания исчезали все основания для существования философии как «науки».