ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Философия есть форма общественного сознания, наука об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия разрабатывает обобщенные системы взглядов на мир и место человека в нем; исследует познавательное, ценностное общественно-политическое, нравственно-эстетическое отношение человека к миру. Философия как мировоззрение неразрывно связана с общественными и классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основаны на вере и отражают действительность в фантастической форме [5, 384].

Философия, как сказал известный философ М. К. Мамардашвили, «представляет собой не систему знаний, которую можно передать другим и таким образом научить их... Философия есть проектирование и развитие государств до пределов с помощью универсальных понятий, а на основе личного опыта. Философское знание не имеет четко очерченных границ, и это позволяет рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. В отличие от того или иного научного знания, у него нет единой системы, нет основоположников и продолжателей (в смысле научных дисциплин) и, как следствие, много способов философствования.

Иными словами, множественность мнений в философии есть норма и притом совершенно необходимое условие. Путь философии усеян прецедентами; философия есть, образно говоря, «штучный товар», чего нельзя сказать о науке. Великий немецкий философ И. Кант, замечая эти особенности философии, утверждал, что философствованию можно научить, а философии нельзя, ибо она не имеет основы в виде эмпирического основания и подобна воздушному замку, живущему только за другим философом. По словам другого классика немецкой философии А. Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

2.2. История философии
Первые философские учения зародились 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения были стихийно материалистичны и наивно диалектичны. Исторически первой формой диалектики была античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистическую версию материализма представил Демокрит; его идеи были развиты Эпикуром и Лукрецием. Сначала элиты и пифагорейцы, а затем Сократ развили идеализм, который действовал в противоположном материализму направлении. Предшественником объективного идеализма был Платон, разработавший идеалистическую диалектику понятий. Своего апогея античная философия достигла у Аристотеля, учения которого, несмотря на их идеалистический характер, содержали глубокие материалистические и диалектические идеи. Восточный парапатизм был ведущим течением средневековой арабской философии, а Ибн Сина и Ибн Рушд были величайшими философами этого учения.


Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной замены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозному образу мира нанесли мыслители эпохи Возрождения - Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и другие.

Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Успехи экспериментального знания и науки потребовали замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Были возрождены и развиты принципы материализма и элементы диалектики, но материализм в то время был в целом механистичен и метафизичен [6, 840].

Основоположником современного материализма был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс был создателем сложной системы механического материализма. Если Бэкон и Гоббс разработали метод эмпирического изучения природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, выразивший ряд диалектических идей.

Важнейшим этапом в развитии западноевропейской философии является немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель), разработавшая идеалистическую диалектику. Вершиной немецкого классического идеализма является диалектика Гегеля, ядром которой было учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был разработан Гегелем на объективно-идеалистической основе. В 18—19 вв. в России интенсивно развивалась передовая материалистическая философская мысль. Его корни восходят к исторической традиции материализма, который был основан Ломоносовым и, начиная с Радищева, прочно вписался в мировоззрение ведущих государственных деятелей России.

Выдающиеся русские материалисты — Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов — стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая философия середины 19 в. сопровождалась резкой критикой идеалистической философии, особенно немецкого идеализма. Русский материализм 19 века развивал идею диалектического развития, но в своем понимании общественной жизни не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

Глава III. Философия и наука



3.1. Развитие представлений об отношении философии и науки
На протяжении всего своего развития философия была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее отношения между философией и наукой, с течением времени менялся.

На ранних этапах философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в Средние века. В дальнейшем происходит процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отделения от философии. Этот процесс протекал интенсивно с 15 по 16 в. и достигает верхнего предела в XVII-XVIII вв.

На этом втором этапе конкретные научные открытия носили в основном эмпирический, экспериментальный характер, а философия делала теоретические обобщения, причем чисто умозрительного характера. При этом часто достигались положительные результаты, но было и много глупостей.

Наконец, в третий период, восходящий к 19 в., наука частично перенимает у философии теоретическое обобщение своих результатов. Философия теперь может строить универсальную, философскую картину мира только в совокупности с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрений, в том числе и философских, разнообразны. Последние могут быть научными или ненаучными [2, 140].

Научно-философское мировоззрение в большей степени формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древности через материалистические учения XVII-XVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже обогатила материализм, потому что материализм берет мир таким, какой он есть, а мир развивается, тон диалектичен, а потому не может быть понят без диалектики.

Философия и наука тесно связаны. С развитием науки обычно происходит прогресс в философии: с каждым открытием, составляющим эпоху в естествознании, как отмечал Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но также невозможно увидеть обратное течение от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, которые оставили неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются внутри определенных типов культур, они взаимодействуют друг с другом, решая каждая свои проблемы и взаимодействуя друг с другом.


Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках науки. Она также призвана решить такую ​​проблему, как понимание самых общих основ культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, вырабатывая принципы, категории, методы познания, которые активно используются в конкретных науках [7, 36].

В философии таким образом разрабатываются мировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Наука полезна или вредна? Именно философия сегодня помогает ответить на этот и другие подобные ему вопросы.

3.2. Философия и наука в единстве и отличии
Зарождение первых научных учений относят к 6 веку до н.э. Философское знание всегда переплеталось с естествознанием. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей знания. В содержание философского знания входят такие понятия, как атом, субстанция и некоторые общие законы естествознания.

Философия есть рационально-теоретическое мировоззрение.

Познание – это деятельность по приобретению, хранению, обработке и систематизации знаний об объектах. Знание есть результат знания.

Система знаний считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (наука о природных объектах, явлениях, взятых сами по себе, независимо от интересов личности, ее субъективности);

2. Рациональность - обоснованность, доказательство - в любой науке есть что-то обоснованное;

3. сосредоточиться на воспроизведении шаблонов объектов;

4. систематичность знаний – сортировка по определенным критериям;

5. проверяемость - воспроизводимость знаний на практике.

Философия не только соответствует критерию 5 (не каждое философское учение может быть воспроизведено на практике), поэтому философия является наукой, но особого рода.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий и категорий. В философии же предмет исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в нем присутствует антропогенное начало, каждый оценочный момент содержит элемент субъективности. Нет науки без философии и нет философии без науки. Философия в ее нынешнем виде была бы невозможна без условий, выходящих за пределы человека, ее источника: уровень, достигнутый наукой в ​​повседневной жизни, освобождает огромное количество времени для размышлений, отнюдь не связанных с заботой о добыче необходимого куска хлеба, защите себя и своих близких перед внешней средой. Одного того, что теперь спишь в неплохих условиях, хорошо питаешься, конечно, явно недостаточно для возникновения философских идей, но это хорошее подспорье. Наоборот, наука (настоящая наука) без философии вдвойне невозможна, ибо научные открытия (и научная работа) должны быть осознаны, поняты, испытаны,
иначе это будут не открытия, а простая механическая работа, которую надо извлечь, взять прочь. нового, мертвого знания Природы. Мертвое знание не может дать человеку ничего хорошего. Поэтому настоящий ученый должен быть сначала философом и только потом естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Научная истина есть объективное знание. Это делает человека богаче материальным, сильнее, здоровее, может быть, даже повышает его уверенность в себе. То есть она чисто материальна, не сама по себе, конечно, а в проявлениях. Философская истина также нематериальна в своих проявлениях, так как является прежде всего продуктом деятельности человеческого сознания, причем его рационально-нравственной сферы [3, 127].

Так что наука и философия не одно и то же, хотя и имеют много общего. Философию и науку объединяет то, что:

1. Стремиться к развитию рационального знания;

2. Направлены на установление законов и закономерностей изучаемых предметов и явлений;

3. Строят категориальный аппарат (свой собственный язык) и пытаются строить всеобъемлющие системы.

Разное, что:

1. Философия всегда излагается целенаправленно, т.е. философов, когда его идеи, работы могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяются они или нет другими философами. Наука в конечном счете является плодом коллективной работы;

2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и системы. Плюрализм мнений здесь является нормой. В науке это монизм, т.е. единство мнений хотя бы по основным принципам, законам, языку;

3. Философское знание не поддается экспериментальной проверке (иначе оно становится научным);

4. Философия не может дать точного предсказания; он не может экстраполировать надежное знание на будущее, потому что у него нет такого знания. Опираясь на определенную систему мнений, отдельный философ может только предсказывать, но не предсказывать или моделировать, что есть в распоряжении ученого [8, 218].

Связь между философией и наукой хорошо видна в кружках Эйлера, из которых видно, что их объемы лишь частично идентичны.

Область совпадения их томов (заштрихованная часть) относится как к науке в ее собирательном смысле, так и к философии в той ее части, где речь идет о категориях, методологиях, систематизации и т. д. Незаштрихованная часть объема термина «наука» - это конкретные дисциплины, тогда как в термине «философия» незаштрихованная часть означает все то, что отличает философию от науки и то, о чем так много говорилось. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как характер проблем этих дисциплин связан с философской проблемой.