Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните представленную ниже таблицу..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Юдин Валерий Борисович |
Место работы | ГБОУ СОШ №391 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | Многообразие способов записи ветвлений |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-повторение |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: Устойчивый познавательный интерес; Понимание смысла поставленной задачи; Владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий | |
Метапредметные - Познавательные: умение делать анализ и отбор информации, умение работать с различными источниками информации; строить логическую цепочку рассуждений. - Регулятивные: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, выполнять учебные действия в соответствии с целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать свою работу и работу одноклассников. - Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою позицию, умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | |
Предметные
| |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): алгоритмический язык, блок-схема, программа, языке программирования Паскаль, Pascal, оператор, ввод данных, целочисленная переменная, вещественные переменные | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок проводится в кабинете информатики, на компьютерах с предустановленным ПО - языка программирования Pascal, |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||
Ребята посмотрите на высказывание первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!” Как вы понимаете эти слова? - Верно! Что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем. Поэтому предлагаю это высказывание сделать девизом сегодняшнего урока. | ||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||
| ||||||
Предлагаю небольшую разминку. Блиц- опрос.
| ||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||
Цель данного урока – изучить основы программирования, изучить способы записи ветвлений на языке Паскаль. Для начала работы - Задание 1: составьте для каждой н/у задачи алгоритм и программу на языке Pascal.
| ||||||
- как вы решили первую задачу? - как вы решили составили блок-схему к 2-й задаче - а как выглядит программа? Почему мы пока не можем составить программу на языке Pascal для 2-ой задачи? - так кто уже догадался как звучит тема урока? -Верно! Тема урока «Организация ветвления на языке Паскаль». - Сформулируйте что мы должны с вами узнать и чему научиться на уроке? - Правильно! Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале. | ||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||
Открыли тетради, записали число и тему урока. Мы знакомы со многими операторами Паскаля, и ранее уже научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале. А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (см. рисунок) Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. - Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? Прослушайте и ответьте, из каких произведений данные отрывки? «Идет налево – песнь заводит, Направо – сказку говорит...» «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала б я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Что общего в этих отрывках? Что должны сделать герои данных произведений? От чего зависит их решение? Как вы думаете, можно ли их перефразировать с помощью ключевых слов ЕСЛИ …, ТО…? Попробуйте это выполнить. Обратите внимание на эти фрагменты блок-схем, где представлены различные формы ветвления: - предлагаю Вам в группе выполнить следующее задания: Задание 2: 1)Представить в виде блок схемы следующую пословицу: «Не пойман не вор», «Баба с возу кобыле легче» 2)Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма. Выполняем Задание 2. 3)Зная, что на языке программирования оператор ветвления в полной и неполной форме выглядит следующим образом: IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); Составьте фрагмент программы задания 2 на языке Паскаль Ну а теперь давайте проверим, что у нас получилось. | ||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||
- что на уроке было знакомым? - что узнали впервые? - что было самым интересным а что самым сложным? - Как вы считаете над чем ещё надо поработать? Вернемся к нашим целям урока. Как вы думаете достигли ли мы их? - Узнали мы как организуется ветвление на языке Паскаль. - Научились писать программы с ветвлением на языке Паскаль | ||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||
Практическая работа разработана по уровням сложности. Вы выбираете сами тот уровень, который вам больше подходит. (Задание 4). Задание 4: 1 уровень сложности 1.Дано целое число А. Если значение А 0, то необходимо увеличить его на единицу, иначе уменьшить на 1. Протестировать программу для A=3, A=0, A=-12. 2 уровень сложности 1.Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза. Для всех. Перевести на Паскаль. алг нач цел x,y,z x:=16 y:=21 x:=x-y если x y:=2*y+x z:=y-x иначе z:=x-y все вывод z кон | ||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
- В повседневной жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. - Приведите свои примеры из школьной и повседневной жизни, когда вам приходится делать выбор. | ||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Ниже приведена программа, записанная на языке программирования Паскаль. var s, t: integer; begin readln(s); readln(t); if (s < 6) or (t < 6) then writeln('YES') else writeln('NO') end. Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел: (6, 4); (7, 8); (8, 5); (5, 6); (–11, 10); (–5, 7); (–2, 2); (4, 5); (8, 6). Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»? Ответ: 7. | ||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Далее мы с вами займемся повторением ранее пройденного материала. На каждом уроке мы вспоминаем и делаем одно-два задания из ранее изученного. Сегодня мы будем решать задачу на единицы информации, которая поможет нам поддерживать наш уровень читательской и математической грамотности. Задача: Алфавитный подход к измерению информации основан на том, что любое сообщение можно закодировать с помощью конечной последовательности символов некоторого алфавита. При этом количество символов алфавита принято называть мощностью алфавита. (Для примера: двоичный алфавит содержит 2 символа (ноль и единица), и мощность этого алфавита равна двум). Чтобы определить объем информации в сообщении (информационный объем сообщения) при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи: 1. Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита 2. Определить количество символов в сообщении (K), включая пробелы 3. Вычислить объем информации (I) по формуле: I = K * i. В традиционных кодировках (КОИ8-Р, Windows, MS DOS, ISO) для кодирования одного символа используется 1 байт (8 бит). Эта величина и является информационным весом одного символа. Такой 8-ми разрядный код позволяет закодировать 256 различных символов, т.к. 28=256 (т.е. используется алфавит из 256 символов). В настоящее время широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта (16 бит). С его помощью можно закодировать 216=65536 различных символов.
| ||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||
Решим задачу по поиску корней квадратного уравнения с помощью изученного на уроке алгоритма Решение квадратного уравнения
Запишите самостоятельно эту программу на языке Паскаль. | ||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||
1. Подведение итогов работы с помощью вопросов: С каким типом ветвлений мы познакомились на уроке? Зачем они применяются? Почему им даны такие названия? Сформулируйте алгоритм построения полного/неполного типа - своими словами / с помощью операторов на языке Паскаль 2.Организовать рефлексию собственной деятельности учащихся на уроке, предлагая закончить предложения: - На уроке я успел сделать … - В результате я узнал и научился … - Я не понял, у меня не получилось … | ||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||
Повторите и закрепите запись на языке Паскаль алгоритмы неполного ветвления – именно в этих моментах в конце урока результат может быть достигнут не у всех ребят. | ||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||
1. Составить блок-схемы к пословицам: сделал дело – гуляй смело; что посеешь, то и пожнешь; где песня поется, там весело живется. 2. Вычислите значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его катетов. |