Файл: Курсовая работа Подготовка и роль связующего игрока в волейболе.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.3 Воспитание силы и скорости сокращения мышц, принимающих участие в выполнении передачи мяча
1. Сжимание кистевого эспандера (теннисного, резинового мяча).
2. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа. То же на пальцах.
3. Передвижения на руках: вправо, влево (ноги вместе); ноги удерживает партнер. То же на пальцах.
4. Передвижение влево (вправо) одновременным отталкиванием руками и ногами.
5. Толчки набивного мяча весом 1–2 кг вперед-вверх и за голову (исходное положение – мяч вверху над лицом).
6. То же из различных исходных положений: сидя, стоя на коленях, левым (правым) боком к направлению движения, акцентировать внимание на активной работе ног и заключительном движении кистей.
7. То же, но в безопорном положении (в прыжке).
8. Передача в стену футбольного (баскетбольного) мяча. Упражнение повторяют многократно. Расстояние до стены и скорость передач постепенно увеличивают. То же, но в безопорном положении.
9. Передачи на дальность волейбольного мяча после передач над собой или с передачи партнера. То же, но в безопорном положении.
10. Толчки нескольких набивных мячей, посылаемых двумя-тремя партнерами под разными углами.
11. Толчки набивного мяча партнеру, меняющему место расположения. Смена места осуществляется в момент, когда занимающийся с набивным мячом выполняет толчок над собой.
12. Толчки набивного мяча с изменением направления и траектории полета в ответ на обусловленные действия партнера: приседание–толчок над собой, подскок – толчок в прыжке, руки вверх – толчок по высокой траектории и т.д.
13. Толчки набивного мяча над собой, стоя правым боком к сетке, в чередовании с толчками вперед и назад за голову в ответ на действия блокирующих игроков: прыжок блокирующего зоны 3 – толчок вперед или за голову; прыжок блокирующих зон 4–3 – толчок за голову и т.д.
Упражнения 12 и 13 способствуют развитию быстроты ответных действий в сочетании с развитием силы.
14. Эстафета. Связующие располагаются в двух колоннах на расстоянии 12–15 м от стены. У направляющих набивные (баскетбольные) мячи. По сигналу направляющие передвигаются к стене по коридору шириной 1 м, передавая мяч над собой на высоту 30–50 см. У стены выполняют серию передач (до 5 передач над собой, лицом и спиной к направлению движения) и возвращаются в свои колонны. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение и меньше допустившая ошибок
, (заступание за линию коридора, потери мяча, толчок не из исходного положения – мяч вверху над лицом).
По мере усвоения упражнений, выполняемых в стандартных положениях и с усложнением условий, подключают групповые упражнения, близкие по структуре взаимодействия игроков при первых и вторых передачах в нападении.
2.2.4 Освоение навыка второй передачи (техническая подготовка)
Прежде чем рекомендовать комплекс примерных упражнений, способствующих овладению навыком вторых передач, рассмотрим некоторые моменты техники передачи мяча двумя руками сверху. Подробно она описана во многих методических пособиях, так как является основным приемом игры. Мы же коснемся некоторых особенностей, имеющих важное значение на первом этапе обучения.
Положение кистей рук на мяче – залог успешного управления 'мячом, а следовательно, и действиями при передаче. Здесь важно, чтобы основная нагрузка приходилась на первые две фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев. Все пальцы расставлены оптимально широко, безымянный и мизинец поддерживают мяч сбоку. Кисти рук встречают мяч вверху над лицом, поэтому руки в локтях сгибают незначительно. Ноги в коленях также сгибаются незначительно, ступни – параллельно.
Передачу мяча осуществляют плавным выпрямлением ног, туловища и рук (кадр в).
Усилие ног при передачах обусловлено расстоянием, на которое выполняется передача.
При передачах в прыжке на среднее и большое (через зону) расстояние руки в локтях сгибают больше. Это объясняется тем, что необходимо компенсировать отсутствующее усилие ног. Тенденция при совершенствовании передач такова, что основные усилия для посыла мяча приходятся на кисти рук.
Меткость передач выше в статичном положении. Поэтому выход к летящему мячу необходимо завершать как можно раньше – это создаст условия не только для меткой передачи, но и для лучшей ориентировки в складывающейся ситуации.
На последующих этапах совершенствования техники передач и особенно в сочетании с решением тактических задач важно овладеть умением передавать мяч, летящий по низкой траектории. Это продиктовано, с одной стороны, необходимостью компенсации погрешностей в приеме мяча (первая передача), а с другой – для решения сложных тактических задач.
Большое значение имеет исходное положение тела связующего по отношению к сетке. На первом этапе обучения необходимо стараться располагаться правым (реже левым) боком к сетке или лицом к игроку, завершающему атаку (при недоведенных мячах). Неопределенность исходного положения начинающих связующих часто ведет к погрешностям.
В последующем, с развитием ориентировки и хорошего чувства мяча, исходное положение не будет отрицательно влиять на меткость передач. Напротив, в исполнении мастеров оно становится грозным тактическим оружием, позволяющим скрывать направление передач.
Другой важный момент: где лучше занимать позицию для передачи? Конечно, она обусловливается тактикой игры команды, но в стандартных положениях это 1 – 1,5 м от сетки, между зонами 2–3.
Кому из партнеров лучше передавать мяч для завершающего удара? В нормальных условиях протекания игры – всем игрокам равномерно, в сложных – согласно установке тренера или тому, кто лучше играет в данный момент. Это, конечно, формальный подход. Решающее же значение приобретает качество первой передачи, учет своих возможностей и индивидуальных особенностей своих партнеров и игроков соперника. Сочетание этих факторов и есть одна из важнейших качественных особенностей диспетчера.
В стандартных и усложненных условиях основу технической подготовки связующего игрока составляют упражнения (передачи мяча), выполняемые у стены. Они не только способствуют овладению рациональной структурой движений, но и играют важную роль в соединении специальных физических качеств с основой навыка второй передачи мяча (взаимосвязь качеств и навыка связующего).
1. Передачи на различном расстоянии от стены, с различной скоростью, из различных исходных положений: лицом, боком, спиной к направлению передачи, сидя, в прыжке, переходя из одного исходного положения в другое.
2. То же, но на меткость. С этой целью необходимо использовать различные мишени, которые чертятся на стене на разной от пола высоте (см. стр. 81).
3. После отскока мяча от стены – передача над собой, поворот на 180° – передача за голову, поворот лицом, передача над собой и т.д.
4. В углу зала передача в лицевую стену, поворот направо (налево) – передача в боковую стену.
То же, но в прыжке.
5. Передачи в стену после имитации нападающего удара.
6. Передачи в стену в чередовании с передачами на специальные приспособления, переносные и подвесные кольца, баскетбольные кольца и т.п. (стр. 81–82). Для поддержания непрерывности передач, например в баскетбольное кольцо, у места приземления мяча (под щитом) располагается партнер, который старается передачей сверху (в случае невозможности – снизу) направить мяч передающему.
При выполнении передач у стены (как и вообще всех передач) обязательно соблюдать три основных условия:
а) встречать мяч вверху над лицом;
б) передавать мяч плавным, поступательным движением вперед-вверх, обеспечивающим мягкий (плавный) полет;
в) перед выполнением передачи всегда стараться контролировать различные объекты (предметы), находящиеся слева или справа, причем не поворотом головы, а движением глаз.
7. Передача над собой в сочетании с передвижением по линиям площадки (другим ориентирам). Стараться контролировать не только направление движения, но и предметы, находящиеся слева и справа.
Перед выполнением каждой передачи в мишень связующий контролирует показания табло (цифровой текст), расположенного слева (справа) под углом 80°.
Опыт показывает, что спустя несколько занятий судорожные движения при передачах сменяются плавными и четкими, вместо поворотов головой вырабатывается навык следить движением глаз. Занимающиеся чувствуют себя увереннее, о чем свидетельствует четкий ритм выполнения упражнения.
После освоения серии упражнений в стандартном положении или с незначительным его изменением следует приступать к решению одной из важных задач следующего этапа – доведению навыка второй передачи до совершенства. Здесь в основу берут взаимодействия связующего с партнерами в условиях, приближенных к игровым. Усложнение условий происходит постепенно.
При взаимодействии с партнерами. 1. В парах. Передачи мяча на различное расстояние, с различной скоростью и траекторией, из различных положений по отношению друг к другу.
2. Передачи в сочетании с быстрым передвижением. Игроки с мячами располагаются в зонах 4 и 2, связующий в зоне 3 (рис. 2, а). Игроки поочередно передают мяч возле себя, а связующий быстро перемещается и выполняет высокую передачу (на удар).
3. То же, но после выполнения передачи связующий перемещается в зону 3 спиной вперед. Затем, повернувшись лицом к партнеру, выполняет передачу и возвращается в зону 3 спиной (рис. 2, б).
4. Двумя мячами. Передачи мяча выполняют по разной траектории.
Рис. 2
5. Занимающийся с мячом располагается в 5–6 м от баскетбольного щита, партнер под щитом. Первый передачей посылает мяч в кольцо, другой старается передать мяч сверху (снизу) после отскока от кольца или щита.
После 4–5 передач партнеры меняются ролями.