Файл: Курсовая работа Подготовка и роль связующего игрока в волейболе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Тренер (партнер) с мячом располагается в зоне 3, связующий – в одной из тыловых зон площадки на расстоянии 4–5 м от сетки. Тренер подбрасывает мяч над сеткой на высоту 3–5 м, связующий быстро передвигается к мячу и выполняет передачу в одну из зон нападения.

7. То же, но место тренер (партнер) у сетки меняет, а высоту подброса варьирует в зависимости от расстояния до связующего игрока.

8. Передачи мяча на точность в мишень (баскетбольное кольцо) с передач партнера после:

а) серии нападающих ударов сильнейшей рукой по мячу, закрепленному в амортизаторах, затем слабейшей;

б) серии блокирования;

в) серии приемов мяча в падении;

г) сочетания нападающих ударов, блокирования, падений;

д) интенсивных упражнений, выполняемых до утомления.

9. В парах. Стоя спиной друг к другу на расстоянии 3–4 м, передача за голову. Мяч должен опускаться несколько впереди партнера, который, сделав один-два шага вперед, повторяет такую же передачу не поворачиваясь.

10. Через сетку. Игру ведут на укороченной площадке, выполняя вторые передачи как в опорном положении, так и в прыжке.

11. Передачи одной рукой сверху. Кисти образуют «корзинку», расстояние между партнерами 2–3 м.

12. То же, но в прыжке параллельно сетке и через сетку.

13. Партнеры независимо от игровых функций располагаются с двух сторон сетки и попеременно выполняют передачу и нападающий удар, меняясь местами в зонах.

На первом этапе подготовки юных волейболистов это упражнение должно быть основным при обучении и совершенствовании техники нападающих ударов и блокирования.


Рис. 3
14. В тройках. Передачи выполняют по кругу тремя мячами.

15. Три волейболиста (независимо от игровых функций) располагаются треугольником на расстоянии 5–6 м друг от друга (рис. 3). Один из них выполняет передачу партнеру для атакующего удара, тот нападающим ударом направляет его третьему. Третий принимает мяч и направляет его первому. После 3–4 мин работы волейболисты меняются местами. Сила удара постепенно возрастает, но позволяет поддерживать мяч в игре.

После всех упражнений, вызывающих заметное утомление, необходим отдых. Он может быть пассивным при сильном утомлении и активным – при незначительном. Лучший активный отдых – переключение игроков на выполнение другой работы: игра в баскетбол, прыжки с доставанием подвешенных предметов и т.п.


В структуре игровых взаимодействий. 1. Нападающие располагаются в зонах 3, 4, 6, связующий – между зонами 3–2 (рис. 4, а). Игрок зоны 6 первой передачей

направляет мяч в различные точки площади атаки (в основном в правую верхнюю часть), откуда связующий передает мяч для нападющего удара в зону 3 или 4. После каждой передачи он возвращается на исходное место (между зонами 3–2) в 1,5 м от сетки.

2. Нападающие располагаются в зонах 6, 2, связующий – в зоне 3 (рис. 4, б). Игрок зоны 6 первой передачей направляет мяч связующему, который передает его за голову в зону 2. Игрок зоны 2 длинной передачей возвращает мяч игроку зоны 6. Упражнение усложняется, если передачи связующему будут варьироваться по направлению и траектории. После 2–3 мин игроки меняются местами или в игру вступает другой связующий.


Рис. 4
Упражнение направлено на совершенствование техники передач за голову.

3. Передачи для нападающих ударов из различных точек площадки: один связующий с мячом в зоне 4, другой (без мяча) в зоне 3. Первый из зоны 4 по высокой траектории передает мяч в зону 6, куда выходит второй и передачей на удар возвращает мяч в зону 4. Первый посылает мяч в зону 3, куда выходит второй и выполняет передачу на удар в зону 4 и т.д. После непрерывного выполнения упражнения в течение 2–3 мин игроки меняются ролями.

В качестве отдыха на первых порах перед передачей в зону 4 связующий может выполнить одну-две передачи над собой.

То же, но игроки располагаются в зонах 3, 2.

3. Связующий – у сетки, между зонами 3–2, один партнер (с мячом) – в передней части площадки, другой – в зоне 4. Первый посылает мяч связующему, но с таким расчетом, чтобы он опускался над сеткой. Связующий в прыжке направляет мяч в зону 4, откуда снова в среднюю часть площадки. Расположение партнеров постоянно меняется.

По мере овладения передачей в прыжке упражнение усложняют тем, что направление передачи меняют по заданию.

5. То же, но из средней части площадки мяч направляют в сетку. Задача связующего – овладеть второй передачей мяча, отскочившего от сетки. Передачу выполняют преимущественно способом «снизу».


Рис. 5
6. Связующий в зоне 2, нападающие в зонах 3 и 4, защитник в зоне 6 (см. рис. 4, а). Один из нападающих выполняет удар на защитника в зону 6 с собственного набрасывания (в опорном положении или в прыжке), который старается принять мяч в зону связующего. Независимо от качества приема связующий должен выполнить передачу тому из нападающих, кто выполнял удар.



Вариант упражнения – расположение связующего в зоне 3.

7. Два игрока располагаются в зонах 1 и 5 (рис. 5), по два игрока в зонах 4, 6, 2 на противоположной стороне площадки. Связующий – между зонами 3–2. Первый игрок зоны 6 направляет мяч связующему, который чередует передачи в зоны 4 и 2. Игроки зон 4 и 2 двумя руками сверху направляют мяч через сетку в зоны 1 и 5. Игроки зон 5, 1 возвращают мяч через сетку в зону 6. Все игроки меняются местами.

8. Шесть игроков располагаются в зонах 4, 2, 6 (нападающие), три игрока в колонне по одному между зонами 2–1 (связующие, рис. 6). Игрок зоны 4 передает мяч в зону 6, тот адресует его к сетке связующему (между зонами 3–2). Одновременно с передачей игрока зоны 6 связующий зоны 1 выбегает к сетке и выполняет передачу в зону 4 или 2, после чего переходит в зону 1 и становится в конец колонны связующих. Игроки зон 4, 2 опять направляют мяч в зону 6 и т.д.


Рис. 6
Упражнение направлено на овладение и совершенствование выходов из тыловых зон.

Данное упражнение можно значительно интенсифицировать, если одновременно с передачей игрока зоны 6 игрок зоны 2 направит ему второй мяч. В это время к сетке должен выбежать еще один связующий и выполнить передачу в зону 2.

9. Три игрока располагаются в зонах 4, 3, 2, один в зоне 1 (выходящий). Тренер с мячом на противоположной стороне площадки в зоне 6 (рис. 7). Тренер посылает мяч через сетку на игрока зоны 4, который, в свою очередь, передает мяч к сетке. Выходящий игрок выбегает к сетке и выполняет передачу на удар в зону 4. Игрок зоны 4 передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер снова посылает мяч через сетку на игрока зоны 2. Связующий, вернувшийся после передачи в зону 1, повторно выходит к сетке и передает мяч для завершающего удара в зону 2 и т.д.


Рис. 7
На первом этапе овладения выходами из тыловых зон необходимо, чтобы первая передача направлялась точно к сетке, между зонами 2–3. Передачи для удара связующий последовательно адресует каждому нападающему. Затем условия выходов и взаимодействий усложняют: направление первых передач варьируют, направление и траекторию вторых передач изменяют по заданию. Связующие последовательно овладевают навыками выходов из различных зон. Значительным усложнением данного упражнения является замена передач тренера подачами сначала с середины площадки, а затем с места подачи (рис. 8).




Рис. 8
Одним из важных условий прочного овладения второй передачей мяча является систематическое проведение соревнований по технике передач. Для этого можно использовать любое упражнение, позволяющее регистрировать меткость передач (в мишень) из различных исходных положений.

Овладение навыками эффективного применения второй передачи в игре (тактическая подготовка)

В основе тактической подготовки связующего игрока лежит формирование навыка дифференцированных действий (выбор действия, способа передачи и т.д.). Необходимые предпосылки для решения этой сложной задачи создаются уже при выполнении подготовительных и подводящих упражнений (развитие сообразительности, быстроты ответных действий). Усиление этого процесса достигается при овладении навыком второй передачи мяча: умение вести наблюдение, выполнение передач по заданиям и т.д. Совершенствование тактических умений и навыков осуществляется в специально созданных условиях, повторяющих тактические действия связующих: в группах (линиях, звеньях) и в составе команды.

С учетом всего этого следует использовать многие упражнения, применяемые в технической подготовке.
2.2.5 Индивидуальная подготовка

1. Передачи мяча в цифровую мишень. Направление передач осуществляется в ответ на слуховые сигналы тренера (партера).

2. То же, но после отскока мяча от стены (пола и стены), брошенного тренером (партнером).

3. Передачи в цифровую мишень в ответ на соответствующие цифровые показания электротренажера (табло). Это упражнение оказывает исключительный эффект на развитие соответствующих психофизиологических функций.

4. Тренер (партнер) располагается в зоне 3, связующий-в одной из тыловых зон. Тренер подбрасывает мяч на высоту 3–5 м. Связующий быстро перемещается к мячу и выполняет передачу по заданию тренера.

5. То же, но в ответ на действия блокирующих игроков. Мяч может быть подброшен в определенной точке или передан первой передачей.

6. Связующий располагается в 1,5 м от сетки между зонами 3–2. Задача связующего: после передачи над собой передать мяч с заданной траекторией в одну из зон, где не горит (или горит) лампочка. Упражнение позволяет совершенствовать умение вести наблюдения с использованием электротренажера «блуждающий блок» (см. стр. 83).


7. Тренер задает связующему программу действий. В этом случае приходится контролировать три объекта (мишень, мяч, табло), что в значительной степени приближает условия тренировки к естественным в игровой деятельности. Упражнение позволяет совершенствовать умение вести наблюдения и ответные действия в ответ на показания электротренажера (программа – названия передач: высокая, средняя, низкая и т.д.).

Групповые взаимодействия. 1. В парах. После передачи мяча над собой на высоту 1 м – передача на партнера, постоянно меняющего место расположения на площадке.

2. То же, но изменение направления и траектории передач осуществляется в ответ на обусловленные сигналы (действия) партнера: правая рука вверх – высокая передача, присед – передача над собой и т.д.

3. То же, что упр. 6 из предыдущего раздела, но первую передачу выполняет помощник связующего, располагающийся слева от него.

4. То же, что упр. 7 из предыдущего раздела, но первую передачу выполняет помощник связующего, который располагается сбоку-слева от него.

5. При взаимодействии с нападающими связующий располагается у сетки и выполняет передачи для нападающего удара в зависимости от характера выхода (разбега) нападающего. Взаимодействие осуществляется без какой-либо договоренности. Задача связующего – определять темп и направление разбега и выполнять соответствующую передачу.

6. То же, но в прыжке после имитации нападающего удара.

7. Взаимодействие с двумя нападающими (4 и 2 зон) против одного блокирующего (см. рис. 5).

8. То же, но против двух блокирующих.

9. То же, но со скрестным передвижением нападающих и переключением блокирующих, один из которых низкорослый.

Указанные упражнения выполняют как в упрощенных, так и в усложненных условиях, где выбор действия вначале задается связующему, затем он действует по ситуации (положение партнеров, блокирующих игроков, свои возможности и т.д.)

Важное значение при совершенствовании взаимодействий связующего с нападающими приобретает умение первого корректировать действия вторых. Целенаправленное воспитание этой способности создает предпосылки для хорошего взаимопонимания игроков как следствия развития функции управления игровыми действиями.

10. Взаимодействия в линиях (звеньях).

11. То же, но с применением выходов из тыловых зон (в структуре тактической системы игры в нападении).

12. То же, но против одиночного и группового блока.

13. То же, но в усложненных условиях – с учетом характера первой передачи.