Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине социология массовых коммуникаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология массовых коммуникаций
Группа
Студент
МОСКВА 2023
-
Раскройте идеии Э. Тоффлера.
Ответ:
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.
Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.
Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна - результат интеллектуальной революции, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни
2. Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых
коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.
Ответ: В работе Багдикяна много внимания уделено вопросу о причинах монополизации СМИ. Помещение капиталов в сферу СМИ является, как справедливо подчеркивает автор, весьма прибыльным в США бизнесом, приносящим его владельцам многомиллионные доходы:
«Всё это напоминает грандиозный бесплатный завтрак. Владельцы СМИ регулярно внушают трудящимся мысль, что население получает газеты и журналы по цене, гораздо меньшей их себестоимости, и всё это благодаря рекламе. На деле же читатель только переплачивает за почтовую доставку более тяжёлой газеты… Цена в 1980 достигала 20 центов, то есть была в десять раз выше, чем в 1940».
Но в то же время многие, особенно печатные СМИ показали свою значительную экономическую неустойчивость, примеры которой представлены в книге. Именно сложность ведения финансовых дел газет и др. называет Багдикян как одну из существенных причин монополизации СМИ в руках крупных предпринимателей, способных поддерживать необходимое эффективное функционирование — обеспечивать новым конкурентоспособным техническим оборудованием. Важнейший причина монополизации СМИ в США по мнению Багдикяна — борьба за рекламодателя, ведь поступления от рекламы являются основным источником доходов. А чем больше тираж издания тем выше можно установить расценки за размещение объявлений. Чем больше тираж — тем меньше количество газет. Но «крупные рекламодатели вовсе не ставят своей целью и даже не желают создания монополии в области СМИ. Временами они горько жалеют, что это лишает их возможности торговаться о цене рекламного места».
Багдикяна тревожит не просто монополизация СМИ, а социальные последствия этого явления. Само по себе уничтожение конкуренции между газетами или другими СМИ не имеет значения, возможно она даже освобождает редакции от погони за сенсациями, дешёвых скандалов.
3. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории
информационного общества.
Ответ: Любая коммуникация состоит, как минимум, из четырех элементов: коммуникатора, комуниканта, канала коммуникации и сообщения. Цель коммуникации - передача социальной информации от коммуникатора коммуниканту для изменения его поведения, установок, знаний и мнений. Термин «коммуникация» происходит от лат. communicatio - делать общим, связывать, общаться. Французский антрополог Клод Леви-Стросс в книге «Структурная антропология» доказывал, что на основе генетической наследственности людей и законов родства, а также брачных правил формируются родственная коммуникация (обмен женщинами, инициация подростков, знаки родства); экономическая (обмен имуществом, товарами, услугами); лингвистическая (обмен сообщениями).
В общекультурном контексте «коммуникация» интерпретируется в значениях:
-
передачи чего-либо в пространстве, путей сообщения - например, дорога, авиалиния и т.п.; -
формы связи - сигнальной, электромагнитной, световой, звуковой, или средств - речи, письма, радио, ТВ, телеграфа-телефона-факса, чертежей, книг, инструкций, светофоров и т.д.; -
межличностного общения, основанного на стремлении к взаимопониманию или на простом взаимоинформировании; -
массовой коммуникации как процессов обмена информацией посредством общедоступных технических средств массовой информации (СМИ = печать, электронные средства, кино, Интернет
4. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в
концепции Д. Смайта.
Ответ: Д. Смайт ввел концепцию товара применительно к аудитории средств массовой коммуникации. Процесс придания аудитории товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи (т. е. коммодификация аудитории), неразрывно интегрирует медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику. СМИ встраиваются в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей.
Д. Смайт утверждает, что не воспроизводство идеологии, а создание, производство массовой аудитории является центральной задачей СМИ в условиях капиталистической экономики. В условиях более развитого капиталистического рынка СМИ приобретают и другую роль — управления потребительским спросом, сводя в единую триаду рекламу, маркетинг и массмедиа. Отчасти эти две позиции примирил Р. Пикар, один из главных авторитетов американской медиаэкономикс, введя понятие сдвоенного — товаров и услуг — рынка СМИ.
5. Раскройте функции массовых коммуникаций.
Ответ:
Социальные функции: для чего нужны массовые коммуникации обществу? Как мы уже говорили, массовые коммуникации возникли в первую очередь как средство информирования больших масс людей. До появления массовых коммуникаций информация распространялась в основном по межличностным каналам, при этом требовалось достаточно большое время для ее распространения, в течение которого информация могла устареть; кроме того, информация при передаче по межличностным каналам претерпевает определенные изменения, что проявляется в феномене распространения слухов или так называемом эффекте "испорченного телефона". Таким образом, скорость и точность передачи информации по межличностным каналам довольно низка.
Социально-психологические функции: для чего нужны массовые коммуникации группам? Социально-психологичекие функции массовых коммуникаций включают в себя удовлетворение потребностей различных социальных групп, в первую очередь в управлении своими членами. Кроме того, к социально-психологическим функциям относят обычно удовлетворение социально-психологических потребностей отдельного индивида (потребностей в общении, принадлежности к социальной группе).
Задача №3
Аграрная волна. При переходе к земледелию (до XVII века)
Это первая и самая продолжительная волна, насчитывающая несколько тысячелетий. Для нее характерны следующие основные черты:
-
основой экономики является земля; -
господствует простое разделение труда; -
место в жизни человека определяется его социальным происхождением; -
экономика является децентрализованной. На данной стадии преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главная задача аграрного общества – производство пищевых продуктов с целью прокормить население. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится целый ряд стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)
Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие:
-
происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; -
имеет место размывание семейных ценностей; -
место в жизни человека определяется его доходами; -
наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).
Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях
Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы:
-
перемещение производства в бедные регионы; -
основа ВВП – услуги; -
возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; -
дерегуляция и децентрализация экономических процессов; -
атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.
Задача № 2
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.