ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 2
Актуальность. Процессы глобализации детерминируют образовательное пространство Российской Федерации и сказываются на процессах реформирования образования страны, что ведет к необходимости совершенствования умений качественно и оригинально излагать свои мысли в процессе коммуникации. Современной отечественной дидактикой коммуникативная активность учащихся средней школы, формирование у них высокого уровня культуры речи и межличностной коммуникации рассматривается как условие привлечения к процессам культурообразования.
Обучение учеников средней школы иностранному языку реализуется в единстве трех направлений: коммуникативном (цель - коммуникативная компетенция), адаптационном (цель - адаптация к реалиям и задачам жизнедеятельности в иноязычной среде) и общенаучном (цель - общенаучная / развитие межпредметных связей). Коммуникативное направление является основным и достигается путем формирования у школьников необходимых языковых и речевых умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме.
В реальной коммуникации четыре вида речевой деятельности распределены следующим образом: аудирование - 42%, говорение - 32%, чтение -15%, письмо - 11%, среди которых аудирование занимает ведущее место. Кроме своей основной, собственно коммуникативной, функции аудирование выполняет и ряд вспомогательных: стимулирует речевую и учебную деятельность школьников, используется для ознакомления учащихся с новым материалом, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.
Многочисленные труды по психологии, психолингвистики, лингвистики, лингводидактики свидетельствуют, что вопросы развития умений слушать и понимать устную речь относится к приоритетным в методике обучения языку. Актуальность указанной проблемы, ее недостаточная теоретическая исследованность и реализация в школьной практике обусловили выбор темы данной работы.
Цель исследования – проанализировать специфику формирования навыков аудирования на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
-
исследовать особенности обучения аудированию в процессе изучения иностранного языка; -
описать цель, задачи, этапы и условия проведения экспериментального обучения; -
предложить систему упражнений, основанную технологии подкастинга и проанализировать результаты ее внедрения.
Объект исследования – методика развития навыка иноязычного аудирования у учащихся средней школы.
Предмет исследования – методика контроля формирования навыков аудирования на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Слайд 3
Экспериментальной работой были охвачены учащиеся 9 классов ООШ № 1 г. Всего в эксперименте приняли участие 48 школьников. Работа была проведена в три этапа:
1) констатирующий
2) формирующий
3) контрольный.
Цель проведения констатирующего эксперимента - выявить уровень развития навыка аудирования учащихся средней школы.
Анализ имеющейся профессиональной литературы свидетельствует, что технология подкастинга широко используется как в зарубежной, так и отечественной методической науке. В направлении исследований ученых освещаются разноаспектные подходы к организации учебной работы с подкастами, в частности вопрос о целесообразности использования, классификации подкастов.
Отмечается, что благодаря продуманной методике обучения английскому языку, подкасты помогают решать специфические цели языкового образования, а именно, развивать различные виды речевой деятельности, формировать и совершенствовать навыки произношения, расширять и обогащать словарный запас, грамматические навыки и т.д. Отметим тот факт, что ряд методистов считают развитие аудитивных и коммуникативных навыков наиболее приемлемой и реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях.
Таким образом, анализ литературных источников демонстрирует возможности всестороннего применения технологии подкастинга в развитии навыков ауировнаия в процессе обучения английскому языку в средних классах. Для этой цели нами был избран ресурс Podcastsinenglish.com.
Считаем целесообразным проанализировать подкаст ресурса Podcastsinenglish.com с позиции дидактических характеристик:
- доступность (большинствоподкастов на сайте в свободном доступе с возможностью скачивания);
- аутентичность (все подкасты содержат аутентичные материалы, озвученные носителями языка;
- информативность и актуальность (содержат интересную и актуальную информацию о событиях, путешествиях в различные страны, жизненном опыте, инновациях и т.д., что, безусловно, будет способствовать поддержанию мотивации к изучению иностранного языка);
- компетентность вовсех видах речевой деятельности;
- автономность (с помощью новейших методов, технологий, активных форм работы создается образовательная среда, позволяющая поддерживать мотивацию; стимулировать инициативу; создавать ситуации творческого поиска, свободного выбора, принятия решений, осуществлять самоуправление и самоконтроль.
Слайд 4
Разработанная нами методика предлагает упражнения, основанные на примере подкаста «Creature Comforts» (Podcastsinenglish.com). рассмотрим комплекс упражнений более подробно.
Слайд 5
Этап 1: До прослушивания
Организация работы над подкастами на этапе «До прослушивания» является неотъемлемой составляющей процесса развития навыка аудирования, поскольку помогает ученикам развивать языковую догадку и формирует у них умение предвидеть содержание подкастов. На этом этапе преобладают рецептивно-производительные и рецептивно-репродуктивные коммуникативные и условно-коммуникативные упражнения без игрового компонента. По способу организации доминируют парные и групповые режимы работы.
Слайд 6
Этап 2: Прослушивание
Этап «Прослушивание» — это собственно слушание подкаста с целью получения необходимой (общей / детальной) информации. В соответствии с целью, преподаватель предлагает учащимся упражнения, направленные на обучение школьников различным видам аудирования и говорения. Считаем целесообразным проигрывать подкаст минимум 2 раза. Во время первого прослушивания девятиклассники предварительно знакомятся с подкастом и пытаются понять общий смысл, подтверждают или опровергают свои предположения, высказанные на этапе «До прослушивания». Рассмотрим упражнения на этапе «Прослушивание» в первый раз.
Разработанные упражнения нацелены развивать у учеников умение использовать собственные фоновые знания для прогнозирования содержания аудитивного текста и проверять свои прогнозы, различать как конкретную информацию, так и общую; выделять главные факты от второстепенных; распознавать детали содержания, логически мыслить; устанавливать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями; анализировать содержание подкаста.
Слайд 7
Этап 3: После прослушивания
На данном этапе все упражнения предусматривают реализацию принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и направлены на интерпретацию прослушанной информации, ее обобщение, оценку, то есть коммуникативный анализ услышанного:
После завершения экспериментального обучения проводился контрольный срез. Его целью было подтверждение предложенной гипотезы о том, что применение подкастов повысит уровень сформированности навыка аудирования у учащихся 9 классов.
Контрольный этап проводился по идентичной методике констатирующего этапа эксперимента.
Так, в рамках первого этапа контрольного эксперимента учащимся был предложен текст для прослушивания «Meeting an old friend» (https://learnenglish.britishcouncil.org/skills/listening/intermediate-b1/meeting-an-old-friend).
Слайд 8
Сравнительные данные по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены на рисунке. Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие навыка аудирования средствами технологии подкастов требует поэтапного подхода. Предложенная методика состояла из трех этапов: до прослушивания (pre-listening), прослушивания (while-listening) и после прослушивания (post-listening).
Итак, Разработан и внедрен комплекс упражнений, направленный на развитие навыка аудирования средствами подкаст-технологии в процессе изучения иностранного языка.
Слайд 9
Спасибо за внимание!