Файл: 1. Органическое вещество почвы, его значение для питания растений. Применение органических удобрений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,физиологически неуравновешен.
Развитие корней происходит лучше в многосолевом растворе.В нем проявляется антогонизм ионов,каждый ион взаимно препятствует избыточному поступлению другого иона в клетки корня.
Особенно сильно ухудшается рвзвитие корней и поступление в них питательных веществ при высокой концентрации ионов водорода,т.е. при повышенной кислотности раствора.Высокая концентрация в растворе ионов водорода оказывает отрицательное влияние на физико-химическое состояние цитоплазмы клеток корня.Наружные клетки корня ослизняются,нарушается их нормальная проницаемость,ухудшается рост корней и поглащение ими питптельных веществ.Отрицательное действие кислой реакции сильнее проявляется при отсутствии или недостатке других катионов,особенно кальция,в растворе.Кальций тормози поступление ионов Н ,поэтому при повышенном количестве кальция растения способны переносить более кислую реакцию,чем без кальция.
Основной запас питательных веществ находится в почве в форме различных труднорастворимых соединений,для усвоения которых необходимо активное воздействие корней на твердую фазу почвы и тесный контакт между корнями и частицами почвы.В процессе жизнедеятельности растений корни выделяют в окружающую среду углекислоту и некоторые органические кислоты.а также ферменты и другие органические вещества. Под влиянием этих выделений происходит растворение содержащейся в ней минеральных соединений фосфора, калия и кальция, вытеснение и раствор катионов из поглощенного почвой состояния, высвобождение фосфора из его органических соединений. Все мероприятия, способствующие лучшему развитию корней ( хорошая обработка почвы, известкование кислых почв)обеспечивают лучшее использование растениями питательных веществ из почвы.
Ризофорные и почвенные м/о играют важную роль в превращении питательных веществ и вносимых в почву удобрений. М/ о разлагают находящиеся в почве органические вещества и вносимые орг.удобрения, в результате чего содержащиеся в них элементы питания переходят в усвояемую для растений минеральную форму. Некоторые м/о способны разлагать труднорастворимые минеральные соединения фосфора и калия и переводить их в доступную для растений форму .Ряд бактерий, усваивая молекулярный азот воздуха, обогащают почву азотом. С жизнедеятельностью м/о связано также образование в почве гумуса.
При опред-х условиях питание и рост растений могут ухудшаться. Не все м/о полезны для растений некоторые выделяют ядовитые для растений вещества или являются возбудителями заболепваний, некоторые восстанавливают нитраты до молекулярного азота.
6. Поступление элементов питания в растения.
Высшие растения являются автотрофными организмами,т.е. они сами синтезируют органические вещества за счет минеральных соединений,в то время как для животных и подавляющего большинства микроорганизмов характерн гереротрофный тип питания-использование органических веществ,ранее синтезированных другими органами.
Накопление сухого вещества растений происходит благодаря усвоению углекислого газа через листья(так называется воздушное питание),а воды,азота и зольных элементов-из почвы через корни(корневое питание).
Воздушное питание.Фотосинтез является основным процессом,приводящим к образованию органического веществ в растениях.При фотосинтезе солнечная энергия в зеленых частях растений,содержащих хлорофилл,превращается в химическую энергию.которая используется на синтез углеводов из углекислого газа и воды.
На световой стадии процесса происходит реакция разложения воды с выделением кислорода и образованием богатого энергией соединения(АТФ) и восстановление продуктов.Эти соединения участвуют на следующей темновой стадии в синтезе углеводов и других органических соединений из CO .
При образовании в качестве продуктов простых углеводов(гексоз) суммарное уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом:6 CO +6Н О+2874 кДж
Путем дальнейших превращений из простых углеводов в растениях образуются более сложные углеводы,а также другие безазотистые органические соединения.Синтез аминокислот,белка и других органических азотсодержащих соединений в растениях осуществляется за счет миниральных соединений азота и промежуточных продуктов обмена-синтеза и разложения-углеводов.На образование разнообразных сложных органических веществ,входящих в состав растений,затрачивается энергия аккумулированная в виде макроэргических фосфатных связей АТФпри фотосинтезе и вделяемая при окислении- в процессе дыхания-ранее образованных органических соединений.
Интенсивность фотосинтеза и сухого вещества зависят от освещения,содержания углекислого газа в воздухе,обеспеченности растений водой и элементами минерального питания.
При фотосинтезе растения усваивают углекислоту,поступившую через листья из атмосферы.Лишь небольшая часть углекислого газа(5%)может поглащатся растениями через корни.Через листья растения могут усваивать серу в виде из атмосфера,а также азот и зольные элементы из водных растворов принекоторых подкормках растения.однако в естественных условиях через листья осуществляется главным образом углеродное питание,а основным путем поступления в растения вводы,азота и зольных элементов является корневое питание.
Корневое питание.
Азот и зольные элементы поглощаются из почвы деятельной поверхностью корневой системы растений в виде инов(анионов и катионов).Так азот может поглощаться в виде аниона и катиона ,фосфор и сера-в виде ионов фосфорной и серной кислот- и ,калий, кальций,магний,натрий,железо- в виде катионов,а микроэлементы в виде соответствующих анионов или катионов.
Растения усваивают ионы,поглащенные коллойдами.Более того, растения активно(включающих угольную кислоту,органические кислоты и аминокислоты) воздействуют на твердую фазу почвы,переводя необходимые питательные вещества в доступную форму.
7. Диагностика питания растений.
Цель почвенной и растительной диагностики,входящих в состав компонентов диагностики питания,-обеспечение постоянного контроля за условиями выращивания и корректировка питания растений в процессе вегетации,что способствует более полному использованию питательных элементов почвы и удобрения.
Комплексная диагностика предусматривает регулярное выполнение агротехнического анализа почв,в том числе ежегодную оценку обеспеченности их азотом,а также оперативную диагностику питания растений в течении вегетации.Почвенная диагностика способствует более полному выявлению возможностей того или иного типа почвы по обеспечению растений элементами питания.
Растительная диагностика.Обеспеченность растений химическими элементами необходимо контролировать по их химическому составу с учетом их биологических возможностей и особенностей сорта,темпов роста и продолжительности различных периодов вегетации.
В связи с возможностью накопления в вакуолях клетки корня значительного количества питательных элементов,находящихся в растении в избытке,диагностику питания растений следует проводить с учетом анализа химического состава не только листья,но и корней.Одновременно исследование элементного состава листьев и корней позволяет более особенное заключение об обеспеченности растений элементами питания.
Нормальной обеспеченностью растений элементами питания считается состояние определенного внутреннего насыщения,накопление в резервных зонах некоторого запаса химических элементов.
Растительная диагностика включает Вузуальную,химическую(тканевая илистовая) и функциональную,или физиологическую.
Визуальная диагностика.Метод визуальной диагностики основан на изменении морфологических признаков у растений,вызванных недостаточным или избыточным содержанием питательных элементов в почве или других субстратах.
Точность оценка снижается и из-за того,что обычно резкий недостаток или избыток элемента, вызывающий характерные признаки,встречается редко,а частичный дефицит или избыток может внешне не проявлятся.Похожие визуальные признаки могут быть вызваны не только ущербностью минерального питания,но отклонением температуры или влажности,повреждениями вредителями или болезнями.
Любое нарушение внутреннего процесса в растении оражается на его внешние признаки.Оно может быть обнаружено в различных органах,но для каждого нарушения имеются и наиболее характерные органы,по которым диагностику провсти значительно легче.
Голодание растений часто наблюдается при краткосрочном сдвиге оптимального соотношения элементов. В практике наблюдается избыточное поступление в растение таких элементов, как аммонийный азот , хлор, марганец и некоторых других. Потрености различных с/х культур в питательных элементах неодинаковы.
Те растения, по внешнему виду котрых легко определить недостаток или избыток какого-либо пит-го элемента , называют растениями-индикаторами. Визуальная диагностика относится к наиболее простому методу, позволяющему за сравнительно короткое время сделать заключение о нарушениях в питании растений, о причинах, вызвавших их, и на основании этого дать реккомендации по изменению технологии выращивания.
Тканевая диагностика,основана на определении содержания неорганических соединений в тканях,соке или вытяжке из растений нитратов,фосфатов,сульфатов,калия,магния и т.д.Применяют ее для выстовок контроля питания растений.Используют полевой партотивный прибор ОП-2,которым на срезах свежих растений определяют концентрацию в их тканях азота,фосфора,калия по интенсивности цветных реакций.
Листовая диагностика основана на валовом анализе листьев.Полученные данные по химическому составу растений сопоставляют с данными таблиц.С учетом состояния,роста и развития растений определяют их обеспеченность элементами минерального питания.
Растительные образцы для диагностического контроля отбирают с типичных для каждого поля по почве и состоянию растений участков.
8.Роль фосфора в жизни растений.Фосфорсодержащие соединения имеют большое значение во многих важных процессах жизнедеятельности растений и обеспечение достаточного уровня фосфорного питания-одно из необходимых условий получения планируемых урожаев с.х. к-р.Потребление ф-ра рас-ми в нес-ко раз меньше чем азота.Сод-е его сос-ет0.2-1.0% от массы сухого вещества растений.Распределение ф-ра в рас-ях показывает что он является спутником азота:его много там где много азота.Оба эти элемента накапливаются больше всего в реп-ых органах и в органах где интенсивно идут процессы синтеза орг.веществ.Ф-р в р-ях содержится в мин-ых и орг-их соединениях ,на мин.соединения прих.5-15%,на органические 85-95%.Наиболнн важную роль играет ф-р входящий в состав орг-х соед.:нук.кислот,нуклеопротеидов,сахарофосфатов,фосфоглицеридов,фитина.Без ф-ра невозможен энергетический обмен растит.клетки.Большая ч. Ф-ра нах в репродуктивных ор-ах и молодых интенсивно растущих частях ра-й.он ускоряет формирование корневой сис-ы рас. ,основное количество ф-ра потребляют в первые фазы роста и развития создавая запасы.В дальнейшем он легко передвигается из старых в молодые ткани(реутилизируется).Повышает устойчивость к болезням.Избыток приводит к преждевременному развитию растений и раннему созреванию плодов,в результате урожай снижается.При недостатке замедляется рост и развитие ,об-ся мелкие листья,задерживается цветение и созревание плодов,нижние листья преоб.темно-зел.окр. с лиловым оттенком.Наиболее чувст. К недост.ф-ра рас. в молодом возрасте.
Развитие корней происходит лучше в многосолевом растворе.В нем проявляется антогонизм ионов,каждый ион взаимно препятствует избыточному поступлению другого иона в клетки корня.
Особенно сильно ухудшается рвзвитие корней и поступление в них питательных веществ при высокой концентрации ионов водорода,т.е. при повышенной кислотности раствора.Высокая концентрация в растворе ионов водорода оказывает отрицательное влияние на физико-химическое состояние цитоплазмы клеток корня.Наружные клетки корня ослизняются,нарушается их нормальная проницаемость,ухудшается рост корней и поглащение ими питптельных веществ.Отрицательное действие кислой реакции сильнее проявляется при отсутствии или недостатке других катионов,особенно кальция,в растворе.Кальций тормози поступление ионов Н ,поэтому при повышенном количестве кальция растения способны переносить более кислую реакцию,чем без кальция.
Основной запас питательных веществ находится в почве в форме различных труднорастворимых соединений,для усвоения которых необходимо активное воздействие корней на твердую фазу почвы и тесный контакт между корнями и частицами почвы.В процессе жизнедеятельности растений корни выделяют в окружающую среду углекислоту и некоторые органические кислоты.а также ферменты и другие органические вещества. Под влиянием этих выделений происходит растворение содержащейся в ней минеральных соединений фосфора, калия и кальция, вытеснение и раствор катионов из поглощенного почвой состояния, высвобождение фосфора из его органических соединений. Все мероприятия, способствующие лучшему развитию корней ( хорошая обработка почвы, известкование кислых почв)обеспечивают лучшее использование растениями питательных веществ из почвы.
Ризофорные и почвенные м/о играют важную роль в превращении питательных веществ и вносимых в почву удобрений. М/ о разлагают находящиеся в почве органические вещества и вносимые орг.удобрения, в результате чего содержащиеся в них элементы питания переходят в усвояемую для растений минеральную форму. Некоторые м/о способны разлагать труднорастворимые минеральные соединения фосфора и калия и переводить их в доступную для растений форму .Ряд бактерий, усваивая молекулярный азот воздуха, обогащают почву азотом. С жизнедеятельностью м/о связано также образование в почве гумуса.
При опред-х условиях питание и рост растений могут ухудшаться. Не все м/о полезны для растений некоторые выделяют ядовитые для растений вещества или являются возбудителями заболепваний, некоторые восстанавливают нитраты до молекулярного азота.
6. Поступление элементов питания в растения.
Высшие растения являются автотрофными организмами,т.е. они сами синтезируют органические вещества за счет минеральных соединений,в то время как для животных и подавляющего большинства микроорганизмов характерн гереротрофный тип питания-использование органических веществ,ранее синтезированных другими органами.
Накопление сухого вещества растений происходит благодаря усвоению углекислого газа через листья(так называется воздушное питание),а воды,азота и зольных элементов-из почвы через корни(корневое питание).
Воздушное питание.Фотосинтез является основным процессом,приводящим к образованию органического веществ в растениях.При фотосинтезе солнечная энергия в зеленых частях растений,содержащих хлорофилл,превращается в химическую энергию.которая используется на синтез углеводов из углекислого газа и воды.
На световой стадии процесса происходит реакция разложения воды с выделением кислорода и образованием богатого энергией соединения(АТФ) и восстановление продуктов.Эти соединения участвуют на следующей темновой стадии в синтезе углеводов и других органических соединений из CO .
При образовании в качестве продуктов простых углеводов(гексоз) суммарное уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом:6 CO +6Н О+2874 кДж
Путем дальнейших превращений из простых углеводов в растениях образуются более сложные углеводы,а также другие безазотистые органические соединения.Синтез аминокислот,белка и других органических азотсодержащих соединений в растениях осуществляется за счет миниральных соединений азота и промежуточных продуктов обмена-синтеза и разложения-углеводов.На образование разнообразных сложных органических веществ,входящих в состав растений,затрачивается энергия аккумулированная в виде макроэргических фосфатных связей АТФпри фотосинтезе и вделяемая при окислении- в процессе дыхания-ранее образованных органических соединений.
Интенсивность фотосинтеза и сухого вещества зависят от освещения,содержания углекислого газа в воздухе,обеспеченности растений водой и элементами минерального питания.
При фотосинтезе растения усваивают углекислоту,поступившую через листья из атмосферы.Лишь небольшая часть углекислого газа(5%)может поглащатся растениями через корни.Через листья растения могут усваивать серу в виде из атмосфера,а также азот и зольные элементы из водных растворов принекоторых подкормках растения.однако в естественных условиях через листья осуществляется главным образом углеродное питание,а основным путем поступления в растения вводы,азота и зольных элементов является корневое питание.
Корневое питание.
Азот и зольные элементы поглощаются из почвы деятельной поверхностью корневой системы растений в виде инов(анионов и катионов).Так азот может поглощаться в виде аниона и катиона ,фосфор и сера-в виде ионов фосфорной и серной кислот- и ,калий, кальций,магний,натрий,железо- в виде катионов,а микроэлементы в виде соответствующих анионов или катионов.
Растения усваивают ионы,поглащенные коллойдами.Более того, растения активно(включающих угольную кислоту,органические кислоты и аминокислоты) воздействуют на твердую фазу почвы,переводя необходимые питательные вещества в доступную форму.
7. Диагностика питания растений.
Цель почвенной и растительной диагностики,входящих в состав компонентов диагностики питания,-обеспечение постоянного контроля за условиями выращивания и корректировка питания растений в процессе вегетации,что способствует более полному использованию питательных элементов почвы и удобрения.
Комплексная диагностика предусматривает регулярное выполнение агротехнического анализа почв,в том числе ежегодную оценку обеспеченности их азотом,а также оперативную диагностику питания растений в течении вегетации.Почвенная диагностика способствует более полному выявлению возможностей того или иного типа почвы по обеспечению растений элементами питания.
Растительная диагностика.Обеспеченность растений химическими элементами необходимо контролировать по их химическому составу с учетом их биологических возможностей и особенностей сорта,темпов роста и продолжительности различных периодов вегетации.
В связи с возможностью накопления в вакуолях клетки корня значительного количества питательных элементов,находящихся в растении в избытке,диагностику питания растений следует проводить с учетом анализа химического состава не только листья,но и корней.Одновременно исследование элементного состава листьев и корней позволяет более особенное заключение об обеспеченности растений элементами питания.
Нормальной обеспеченностью растений элементами питания считается состояние определенного внутреннего насыщения,накопление в резервных зонах некоторого запаса химических элементов.
Растительная диагностика включает Вузуальную,химическую(тканевая илистовая) и функциональную,или физиологическую.
Визуальная диагностика.Метод визуальной диагностики основан на изменении морфологических признаков у растений,вызванных недостаточным или избыточным содержанием питательных элементов в почве или других субстратах.
Точность оценка снижается и из-за того,что обычно резкий недостаток или избыток элемента, вызывающий характерные признаки,встречается редко,а частичный дефицит или избыток может внешне не проявлятся.Похожие визуальные признаки могут быть вызваны не только ущербностью минерального питания,но отклонением температуры или влажности,повреждениями вредителями или болезнями.
Любое нарушение внутреннего процесса в растении оражается на его внешние признаки.Оно может быть обнаружено в различных органах,но для каждого нарушения имеются и наиболее характерные органы,по которым диагностику провсти значительно легче.
Голодание растений часто наблюдается при краткосрочном сдвиге оптимального соотношения элементов. В практике наблюдается избыточное поступление в растение таких элементов, как аммонийный азот , хлор, марганец и некоторых других. Потрености различных с/х культур в питательных элементах неодинаковы.
Те растения, по внешнему виду котрых легко определить недостаток или избыток какого-либо пит-го элемента , называют растениями-индикаторами. Визуальная диагностика относится к наиболее простому методу, позволяющему за сравнительно короткое время сделать заключение о нарушениях в питании растений, о причинах, вызвавших их, и на основании этого дать реккомендации по изменению технологии выращивания.
Тканевая диагностика,основана на определении содержания неорганических соединений в тканях,соке или вытяжке из растений нитратов,фосфатов,сульфатов,калия,магния и т.д.Применяют ее для выстовок контроля питания растений.Используют полевой партотивный прибор ОП-2,которым на срезах свежих растений определяют концентрацию в их тканях азота,фосфора,калия по интенсивности цветных реакций.
Листовая диагностика основана на валовом анализе листьев.Полученные данные по химическому составу растений сопоставляют с данными таблиц.С учетом состояния,роста и развития растений определяют их обеспеченность элементами минерального питания.
Растительные образцы для диагностического контроля отбирают с типичных для каждого поля по почве и состоянию растений участков.
8.Роль фосфора в жизни растений.Фосфорсодержащие соединения имеют большое значение во многих важных процессах жизнедеятельности растений и обеспечение достаточного уровня фосфорного питания-одно из необходимых условий получения планируемых урожаев с.х. к-р.Потребление ф-ра рас-ми в нес-ко раз меньше чем азота.Сод-е его сос-ет0.2-1.0% от массы сухого вещества растений.Распределение ф-ра в рас-ях показывает что он является спутником азота:его много там где много азота.Оба эти элемента накапливаются больше всего в реп-ых органах и в органах где интенсивно идут процессы синтеза орг.веществ.Ф-р в р-ях содержится в мин-ых и орг-их соединениях ,на мин.соединения прих.5-15%,на органические 85-95%.Наиболнн важную роль играет ф-р входящий в состав орг-х соед.:нук.кислот,нуклеопротеидов,сахарофосфатов,фосфоглицеридов,фитина.Без ф-ра невозможен энергетический обмен растит.клетки.Большая ч. Ф-ра нах в репродуктивных ор-ах и молодых интенсивно растущих частях ра-й.он ускоряет формирование корневой сис-ы рас. ,основное количество ф-ра потребляют в первые фазы роста и развития создавая запасы.В дальнейшем он легко передвигается из старых в молодые ткани(реутилизируется).Повышает устойчивость к болезням.Избыток приводит к преждевременному развитию растений и раннему созреванию плодов,в результате урожай снижается.При недостатке замедляется рост и развитие ,об-ся мелкие листья,задерживается цветение и созревание плодов,нижние листья преоб.темно-зел.окр. с лиловым оттенком.Наиболее чувст. К недост.ф-ра рас. в молодом возрасте.