Файл: Планконспект проведения занятий по дисциплине Психологическая подготовка с личным составом 144псч тема 2 Причины стресса. Стадии стресса. Вид занятия классногрупповое Отводимое время 2 ч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Утверждаю» Начальник 11 ПСО ФПС ГПС Главного управления МСЧ России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы С.А. Родин «____» ____________20___ г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по дисциплине «Психологическая подготовка» с личным составом 144-ПСЧ
Тема № 7.2 «Причины стресса. Стадии стресса».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 2 ч.
Цель занятия: изучить с личным составом «Причины стресса, Стадии стресса»
Литература, используемая при проведении занятия:
- Методические рекомендации ЦЭПП МЧС России.
2. Развернутый план занятия.
Подготовительная часть: 5 мин
Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.
-
Учебный вопрос «Причины стресса» – 45 минут
Стресс представляет собой напряженное состояние организма, которое появляется, как защитная реакция на воздействие различных неблагоприятных факторов. Многие люди, находясь в состоянии стресса ежедневно, даже не понимают, что это ненормальное явление, от которого надо избавляться. Стресс подстерегает человека везде: дома, на работе, в общественном транспорте. Когда стрессовые ситуации носят нерегулярный характер, ничего страшного нет. Но, когда состояние стресса длится долго и возникает часто, называется оно дистресс. На фоне этого могут развиться тяжелые заболевания.
Причины стресса
Возникает стрессовое состояние у человека по разным причинам. К основным факторам, провоцирующим неустойчивое состояние, можно отнести две основные группы отношений: личные и рабочие. К рабочим факторам относятся:
-
Чрезмерная или недостаточная нагрузка. -
Плохие отношения с коллегами. -
Тяжелые физические условия труда. -
Отсутствует взаимопонимание с руководством. -
Одновременное выполнение нескольких задач.
К личностным факторам относятся: проблемы и частые ссоры в семье, плохое питание, нарушение режима сна, проблемы с самооценкой.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.
Профессиональная деятельность спасателя
несение боевых дежурств
спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
спасательные работы на масштабных ЧС.
Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:
психическое напряжение в состоянии готовности;
критические температуры окружающей среды;
вибрация;
шумовой и световой фон;
внезапные световые и звуковые сигналы;
работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
повышенная физическая нагрузка;
неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
информационная неопределенность;
дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
ответственность за результаты деятельности,
напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
опасность для жизни.
Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей
1) факторы рабочей ситуации
– физический стресс
– психологический стресс
2) социально-психологические факторы
3) системные факторы
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
Невозможность сосредоточиться на чем-то.
Слишком частые ошибки в работе.
Ухудшается память.
Слишком часто возникает чувство усталости.
Очень быстрая речь.
Мысли часто “улетучиваются”.
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
Повышенная возбудимость.
Потеря чувства юмора.
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
Пристрастие к алкогольным напиткам.
Нарушение питания:
– постоянное ощущение недоедания
– или потеря аппетита, удовольствия от еды.
Невозможность вовремя закончить работу.
МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма
РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС
Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.
МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА
НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)
2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС
Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.
Последствия профессионального стресса
Первичные
Вторичные
Третичные
Вторичные последствия профессионального стресса
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)
– ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)
состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.
-
Учебный вопрос «Стадии стресса» – 45 минут
Стадии развития стресса
Влияние стресса на организм можно рассматривать, как процесс, который состоит из трех последовательных стадий развития. Не следует путать стресс с нервным напряжением. Второе состояние носит кратковременный характер, относится к душевным волнениям. От нервного напряжения нет гормональных всплесков и изменений в работе внутренних органов.
Первая стадия: тревога
Первая фаза тревоги возникает, как реакция организма на раздражители. У человека происходит всплеск энергии, повышается давление, он начинает волноваться. В организме начинает вырабатываться кортизол и адреналин – гормоны стресса. В таком состоянии трудно успокоиться и взять себя в руки.
Вторая стадия: сопротивление
На данном этапе выработка гормонов стресса несколько уменьшается, и организм функционирует нормально, но находится в повышенной готовности. На этой стадии человек немного успокаивается, исчезают психологические проявления стресса.
Третья стадия: истощение
На третьей стадии начинают развиваться соматические заболевания. Иммунитет снижается, на фоне этого защитные функции ослабевают. Если организм долго находится в состоянии стресса, то неизбежно развиваются нарушения работы иммунной, сердечно-сосудистой системы, пищеварения и других органов.
СИМПТОМЫ:
физические
эмоциональные
интеллектуальные
социальные
СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.
УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.
Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.
СИМПТОМЫ ПТСР:
Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
Появляется чувство укороченного будущего.
Появление чувства вины.
Сверх бдительности.
Преувеличенное реагирование.
Профилактика профессионального стресса
Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.
С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.
В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.
Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.
Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.
Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является