Файл: Человеческая память в процессе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Реферат по образовательному проектированию и педагогической самоэкспертизе

Тема: Человеческая память в процессе обучения.

Работу выполнила:

Квочкина М.А.

студентка 2 курса ЗФО соц. работа

Проверил:

доцент, кандидат философских наук Бондарев П.Б.

Краснодар 2023

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие «память» ……………………………………………………………..………………………… 7

2. Классификация видов памяти и ее основные процессы….……………………………....9

3. Взаимосвязь памяти с особенностями типов темперамента ……………………….. 14

4. Педагогические идеи Л.Н. Толстого, связанные с понятием «память» в процессе обучения……………………………………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………. 21

Список литературы…………………………………………………………… 22

ВВЕДЕНИЕ

Предметом изучения в работе является развитие памяти. Для изучения развития памяти в процессе обучения необходимо охарактеризовать то значение и место, которое занимает память в обучении и во всей познавательной деятельности учащихся.

Рассмотрение содержания процесса обучения предполагает анализ его структуры. Единый процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.

Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно целостное явление, имеющее свою определенную структуру.

В структуре процесса обучения выделяют следующие компоненты: 1) целевой; 2) стимулирующе-мотивационный; 3) содержательный; 4) операционно-действенный; 5) контрольно-регулировочный; 6) оценочно-результатовный.


Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов. Безусловно, педагог учитывает опыт, знания ученика, хранящиеся в его памяти.

Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями. В этом компоненте большую роль играет память, так как именно в долговременной памяти откладываются и хранятся знания, заложенные в образовательных стандартах и учебных программах.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства. Здесь тоже большую роль играет память, так как от того, насколько активно в методах и формах обучения используется память учеников, - зависит эффективность самого обучения.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения. В этом компоненте память хранит учебный материал, который необходимо сопоставлять с тем, который есть в наличии у учеников.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности. В этом также участвует память.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения. Поэтому можно сделать вывод о том, что память имеет большое значение как для каждого компонента, так и для всего процесса обучения в целом.



Указанные последовательность и содержание компонентов процесса обучения наиболее типичны. В зависимости от задач обучения и его конкретных условий те или иные компоненты этого процесса прослеживаются более или менее отчетливо. Например, заинтересованность аудитории изучаемой темой снимает необходимость дополнительных мер стимулирования. Не всегда нужны коррективы процесса обучения, если сразу удается достичь поставленной цели. Проектирование процесса обучения требует творческого подхода к анализу его структурных компонентов

Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для классификации методов обучения. Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Соответственно выделяют четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.

1 Понятие «память»
Память представляет собой процесс сохранения во времени информации, полученной в результате взаимодействия человека с окружающим миром и/или в результате собственной деятельности.

Память отличается от других психических процессов. Специфичность положения памяти заключается в том, что она не является самостоятельным познавательным процессом. Ее основная функция - закрепление материала, полученного через другие процессы. Тогда возникает закономерный вопрос: а где проходит граница между памятью и восприятием, мышлением, осознанием или пониманием? Что является ее результатом?

В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями.

Представление - это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятии, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событии в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» - преобразования механизмами воображения.


В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

Феноменология памяти (т.е. факты, совокупность которых описывает явление памяти) представлена двумя блоками:

Факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использование);

Факты участия памяти в порождении знаний, в процессе понимания и при построении мыслительных (ментальных) моделей среды.

Первый блок фактов касается описания основных мнемических процессов и видов памяти.
Памя

2 Классификация видов памяти, ее основные процессы
Существует два основных вида классификации видов памяти - по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл. 1).
Таблица 1. Классификация видов памяти

По характеру психической активности

По продолжительности сохранения материала

По участию воли в процессе запоминания

По способу заучивания

Образная

Мгновенная

Произвольная

Механическая

Эмоциональная

Кратковременная







Двигательная

Оперативная

Непроизвольная

Смысловая

Словесно-логическая

Долговременная








Обе эти классификации являются независимыми друг от друга - например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.

Разберем подробнее эти классификации видов памяти.

По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая - это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается
, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по-новому структурируется.

По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

По характеру психической активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.

Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.

Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина - зрительная, у музыканта - слуховая, у таксиста - зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой - поддаются тренировке и улучшению.

Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.

Автобиографическая память представляет собой целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Содержание припоминания как бы дается с разных точек зрения: в первом случае человек как бы «парúт» над сценой, во втором - находится в ней.

Каждому человеку по собственному опыту известно, что некоторые события запоминаются надолго, другие не оставляют через некоторое время даже мимолетного следа. Продолжительность, как наиболее явно бросающаяся в глаза свойство памяти, легла в основу дихотомии кратковременной и долговременной памяти.